1842–1904
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график
Родился в семье помещика, предводителя дворянства.
В 1850–1852 учился в Александровском малолетнем кадетском корпусе в Царском Селе, затем в 1853–1860 — в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, который окончил в чине гардемарина флота. По собственному желанию вышел в отставку, чтобы посвятить себя искусству.
С 1858 посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1860 поступил в ИАХ, учился в классе исторической живописи у А. Т. Маркова, затем у А. Е. Бейдемана. В 1861 за эскиз композиции «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» был удостоен малой серебряной медали.
В 1863 оставил занятия в Академии, но продолжал числиться ее учеником до 1865. В 1863 при содействии Л. Ф. Лагорио совершил путешествие на Кавказ. В 1864 уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство у Ж.-Л. Жерома в Академии изящных искусств. Пользовался советами А. Бида.
Весной 1865 выезжал на Кавказ, лето 1866 провел в имении родителей Любец на реке Шексне.
Зимой 1867 возвратился из Парижа в Петербург, был определен на службу в чине прапорщика к туркестанскому генерал-губернатору и командующему туркестанским военным округом К. П. Кауфману. Переехал в Ташкент. В 1867–1868 совершил первое путешествие в Туркестан, принял участие в обороне Самаркандской крепости, за что был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В 1868–1870 предпринял вторую поездку в Туркестан.
В начале 1871 поселился в Мюнхене, где работал над картинами по этюдам и зарисовкам, привезенным из Туркестана. В 1873 представил их на персональной выставке в Лондоне, годом позже — в Петербурге и Москве.
В 1874–1876 путешествовал по Индии.
В 1874 был удостоен звания профессора ИАХ, но публично отказался от него, будучи убежден во вредности «всех чинов и отличий в искусстве». С 1876 жил в Париже.
Во время русско-турецкой войны 1877–1878 находился при действующей армии, причислен к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. Участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен. В 1878–1880 создал так называемую Балканскую серию картин, которая была показана на персональных выставках в Париже (1879–1880), Петербурге (1880), Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе и Брюсселе (все — 1882).
В 1882–1883 предпринял вторую поездку в Индию, в 1883–1884 путешествовал по Сирии и Палестине. По мотивам поездок создал Палестинский (1883–1884) и Гималайский (1885–1886) циклы картин.
Устроил выставки своих работ в Вене (1885), Будапеште, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Праге, Лейпциге, Кенигсберге, (все — 1886), Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Лондоне, Ливерпуле (все — 1888) и других городах Европы.
В 1888 побывал в Ярославле, Ростове, Костроме, Макарьеве, где выполнил серию этюдов с изображением архитектурных памятников и серию портретов «незамечательных русских людей».
В 1888–1891 организовал персональные выставки в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Сент-Луисе, Бостоне.
В 1891 переехал в Москву. Летом 1894 путешествовал по Северной Двине, посетил Соловецкий монастырь. В 1891–1900 работал над циклом «1812 год». В 1901 ездил на Филиппины, в 1901 — на Кубу и в США, в 1903 — в Японию. В 1901 был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.
В начале 1904 после начала Русско-японской войны уехал в действующую армию на Дальний Восток. Трагически погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» вблизи Порт-Артура. Мемориальная выставка Верещагина состоялась в 1904 в Москве. Ретроспективные выставки творчества мастера прошли в 1935, 1989, 1992 в Москве, в 1941, 1955 — в Киеве, в 1958 — в Ленинграде, в 1962, 1964, 1992 — в Николаеве и других городах.
Автор многочисленных литературных и публицистических трудов.
Василий Васильевич Верещагин — один из наиболее значительных мастеров русского искусства второй половины XIX столетия, крупнейший живописец-баталист. Перед своим творчеством ставил не столько художественные, сколько общественные задачи. Будучи непосредственным участником нескольких военных кампаний, он выступал против жестокости войны, изображая ее ужасы с предельным натурализмом и бесстрастием. Произведения объединял в циклы, по принципу фоторепортажа.
Другое направление деятельности Верещагина — работы этнографического характера, выполненные по мотивам многочисленных путешествий в Малую и Среднюю Азию, на Дальний Восток. Для его манеры характерны тщательность исполнения, внимание к деталям, что придает многим картинам и этюдам художника ценность документальных свидетельств.
Творческое наследие художника чрезвычайно велико. Произведения Верещагина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Киевском музее русского искусства, Николаевском художественном музее им. В. В. Верещагина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе