1834–1882
Живописец, график
Сын (добрачный) Тобольского прокурора барона Г. К. фон Криденера и мещанки А. И. Ивановой; был записан в документах под именем крестного отца Васильева. «Перов» — прозвище, данное будущему художнику в детстве за успехи в чистописании и в дальнейшем ставшее его фамилией. Детские и юношеские годы провел преимущественно в Нижегородской губернии, где отец, уволенный с казенной службы, служил управляющим в помещичьих имениях.
Учился в Арзамасском уездном училище (1843–1846), Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846–1849, с перерывом), МУЖВ (1853–1861) у Е. Я. Васильева, А. Н. Мокрицкого, М. И. Скотти, С. К. Зарянко. В 1856 за «Портрет Н. Г. Криденера» был награжден ИАХ малой серебряной медалью, в 1858 за картину «Приезд станового на следствие» — большой серебряной медалью, в 1860 за картину «Первый чин» — малой золотой медалью. В 1861 за картину «Проповедь в селе» удостоен большой золотой медали; выпущен из Училища со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. Летом 1862 до отъезда за границу работал вместе с И. М. Прянишниковым в Сергиевом Посаде.
В 1862–1869 — пенсионер ИАХ; посетил Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, с начала 1863 жил в Париже. Осенью 1864 путешествовал по Италии. В том же году досрочно вернулся в Россию, но продолжал получать пенсионерское содержание от ИАХ (продлевалось в 1864 и 1866). В 1866 за картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» был удостоен звания академика, 1870 за картины «Птицелов» и «Странник» получил звание профессора.
Жил в Москве. Работал как жанрист, портретист, пейзажист, создавал картины на исторические, евангельские и литературные сюжеты. Занимался литографией. В 1871 совершил поездку в Нижний Новгород и Арзамас, в 1872 — на Украину, в 1873 — в Поволжье, на Урал и Оренбургскую губернию для «изучения типов» и написания этюдов с натуры для картины о крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. Летом 1874 работал в Рязанской губернии. В 1875 приобрел имение Стрелково в Московской губернии, где проводил летние месяцы. В 1867 совместно с В. Е. Маковским, И. М. Прянишниковым, П. М. Шмельковым, А. К. Саврасовым, В. В. Пукиревым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни» (М., 1867).
С 1858 — участник выставок (ученическая, МУЖВ). Участвовал в выставках в залах ИАХ (1858–1878, с перерывами). Член и экспонент Общества поощрения художников (1860–1872, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1866–1881, с перерывами, член с 1862, член Комитета МОЛХ). Член-учредитель и член правления ТПХВ (1870–1877). Неоднократно получал различные премии на конкурсах Общества поощрения художников (1865, 1870) и Московского общества любителей художеств (1868, 1869, 1870). Провел персональную выставку в Москве (1870–1871).
Преподавал в классах живописи Московского общества любителей художеств (1871–1872) и в МУЖВЗ (1871–1882). Среди его учеников — А. Е. Архипов, С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие. Выступил инициатором возобновления проведения ученических выставок МУЖВЗ.
Автор воспоминаний и художественных литературных произведений.
Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Ретроспективные выставки Перова прошли в Москве (1882, 1933–1934, 1984–1985), Санкт-Петербурге — Ленинграде (1883, 1934, 1984–1985), Киеве, Минске (обе — 1984–1985).
Перов — выдающийся русский художник второй половины XIX века. Его ранним жанровым произведениям (1850-е — начало 1860-х) присущи повествовательность, обличительный тон, заостренность социальных характеристик персонажей, часто вплоть до гротеска. Особенностью живописной манеры является преобладание в цветовой палитре оттенков коричневого и серого, сближенные друг с другом посредством светотени. Несколько в ином ключе решены работы парижского периода, отмеченные интересом к человеческой индивидуальности и тональному колориту. Во второй половине 1860-х критические тенденции реализовались в картинах, проникнутых сочувствием к нищим и обездоленным, большое значение приобрел пейзаж. В поздний период (1870-е — начало 1880-х) социально-критическая направленность ранних работ уступила место «бытописательским “охотничьим” сценам» и исторической живописи. Для портретов характерны объективность отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека
Произведения Перова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе