1810–1893
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, рисовальщик, архитектор, сценограф
Сын дипломата, князя Г. И. Гагарина. Детство и юность провел в Италии. В 1825–1826 учился в колледже Птоломео в Сиене. Систематического художественного образования не получил. В летние месяцы 1828 и 1830 занимался живописью у К. П. Брюллова в Грота-Феррата близ Рима. В 1829 вступил на дипломатическую службу, причислен к русскому посольству в Париже в должности актуариуса. В Париже прослушал общеобразовательный университетский курс и лекции по строительному искусству и живописи.
В 1830–1832 путешествовал по Италии и другим европейским странам; в 1832 возвратился в Петербург. В 1833 предпринял поездку в Москву, где заинтересовался памятниками древнерусского искусства. В те же годы познакомился с А. С. Пушкиным, по предложению которого в 1833–1834 работал над иллюстрациями к его произведениям. Выполнил серию карандашных рисунков и акварелей с изображением уличных сцен Петербурга и Москвы («Каменщики», «Возчики», «Пойманный вор», «Московский будочник и шалуны», «Александровская колонна в лесах»).
В 1834 был причислен к русской дипломатической миссии в Константинополе. Вместе с К. П. Брюлловым совершил морское путешествие из Афин в Константинополь на бриге «Фемистокл» (1835). С 1837 — на дипломатической службе в Мюнхене, откуда вскоре вернулся в Петербург. В 1839 ездил в Казань; на основе зарисовок, сделанных в поездке, создал иллюстрации к повести В. А. Соллогуба «Тарантас» (СПб. 1845).
Зимой 1839–1840 познакомился с М. Ю. Лермонтовым; вслед за сосланным поэтом вместе с членами лермонтовского «Кружка шестнадцати» уехал на Кавказ. Участвовал в военных действиях. Совместно с Лермонтовым исполнил две акварели на батальные сюжеты. Создал несколько живописных полотен, посвященных эпизодам Кавказской войны, обширный цикл рисунков, акварелей, живописных этюдов с портретами горцев и сослуживцев, пейзажами, батальными и жанровыми композициями.
В 1843–1848 жил в основном за границей, в 1848–1855 — в Тифлисе. Занимался реставрацией фресок в Сионском и Мцхетском соборах, выполнил новые росписи в разработанном им русско-византийском стиле, сделал проекты нескольких штабных церквей, а также тифлисского театра. Организовал производство папье-маше («Картонно-каменная фабрика»), был директором по художественной части гранильной фабрики.
С 1855 жил в Петербурге. Состоял при президенте ИАХ великой княгине Марии Николаевне «для особых поручений»; организовал в ИАХ музей «христианских древностей»; в 1859–1872 — вице-президент ИАХ.
В 1856–1858 исполнил росписи церкви св. Николая Чудотворца в Мариинском дворце в Петербурге. В 1850–60-х занимался театрально-декорационной живописью, а также постановкой «живых картин» в Зимнем дворце. В 1857 издал в Париже литографированные альбомы рисунков «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа».
В 1872 вышел в отставку и сосредоточился на изучении византийского и древнерусского искусства. В 1891 совершил путешествие по Востоку, Египту, Греции, Италии. Последние два года жил во Франции.
Почетный член ИАХ (с 1872); действительный член Общества поощрения художников, действительный и почетный член Императорского Археологического общества (с 1862, с 1876 — помощник председателя Общества). Автор ряда работ по истории искусства и воспоминаний о К. П. Брюллове.
Выставки произведений Гагарина прошли в Петербурге — Ленинграде (1910, 1961, 1985), Москве (1961), Тбилиси (1961).
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе