1808–1859
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Тыронов
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график.
Происходил из мещанского сословия. Первоначальное художественное образование получил под руководством брата, иконописца М. В. Тыранова. С 1824 учился у А. Г. Венецианова; жил вместе с другими учениками в доме художника в Петербурге. С 1825 по ходатайству Венецианова состоял под покровительством Общества поощрения художников, получая пенсионерское содержание. В 1825–1826 выполнял литографии и литохромии для ОПХ по картинам Венецианова («Пелагея», «Захарка», «Капитошка», «Искательница грибов» и другие). В те же годы в качестве «постороннего» ученика посещал рисовальные классы ИАХ. В 1832 получил разрешение посещать живописные классы для занятий исторической и портретной живописью. В 1827 за картины «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки», «Старик. Грудное изображение» и «Девушка с теленком в малом виде с натуры» был награжден малой золотой медалью, в 1830 за картину «Перспективный вид церкви в Зимнем дворце» — большой золотой медалью ОПХ. В 1832 «по рапорту» Венецианова получил звание неклассного (свободного) художника.
С 1836 посещал мастерскую К. П. Брюллова. В 1836 за картину «Девочка с тамбурином» признан «назначенным» в академики. В 1837 по повелению Николая I предполагалось отправить Тыранова в Мюнхен для обучения батальной живописи у П. Гессе, но поездка не состоялась. В 1839 был удостоен звания академика портретной живописи и получил право на пенсионерскую поездку за границу за счет средств Кабинета Его Императорского Величества.
С 1839 жил и работал в Италии. В 1844 возвратился в Россию. Жил попеременно в Петербурге, Бежецке и Кашине. Писал портреты, интерьеры, картины на жанровые и библейские сюжеты. Принимал участие в выставках Общества поощрения художников и академических выставках.
Тыранов — один из наиболее талантливых мастеров так называемой «венециановской школы». Сам Венецианов, упоминая о нем, иногда называл художника Венецианов-второй. Расцвет творчества мастера приходится на вторую половину 1820-х — первую половину 1830-х. В этот период были созданы его лучшие произведения, отличающиеся легкой сентиментальностью, умиротворенностью, гармонией образов с окружающей их средой («Ткачихи», 1826; «Девушка с фруктами», 1830-е). С середины 1830-х под влиянием Брюллова в искусстве Тыранова нарастают академические черты, что заметно как в обращении к библейским сюжетам («Моисей, опускаемый матерью в воды Нила», 1839–1842), так в композиционном и колористическом решении картин.
Произведения Тыранова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже и других.
Аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 16. Германия и укрепление континентальной сети модернизма
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 15. Париж между войнами: дилеры модернизма и «новая система искусства»
02.12.2025Открыт 288-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
01.12.2025Открыты 609-е торги аукциона ARTinvestment.RU
01.12.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 2
28.11.2025Татьяна Маврина. Ню. Лица. Образы
28.11.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 1
25.11.2025Открыт 287-й кураторский аукцион AI «Первые имена. Печатная графика»
24.11.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе