1832–1919
Живописец, график, педагог
Родился в семье крепостного крестьянина. Окончил Бежецкое уездное училище, где получил первые художественные навыки у И. А. Пылаева. Некоторое время работал помощником землемера. В 1849–1861 учился в ИАХ в классе исторической живописи у П. В. Басина. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1854 и 1857 — малые серебряные медали за рисунок и этюд, в 1855 и 1858 — большие серебряные медали за рисунок и этюд. В 1860 был награжден малой золотой медалью за картину «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву», в 1861 — большой золотой медалью за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1443 году срывает пояс с драгоценным каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которыми Юрьевичи завладели неправильно». Окончил курс со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет.
Одновременно с учебой для заработка писал заказные портреты. В 1860–1862 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1863–1870 — пенсионер ИАХ в Италии и Франции. В Риме посещал рисовальные и костюмные классы. Совершил поездки в Германию и Австрию.
По возвращении в Россию в 1870 за представленные в Совет ИАХ картины «Нищие дети», «Голова чочары (Джованнина) «, «Римский нищий», «Итальянец-каменотес» был удостоен звания академика исторической и портретной живописи. Экспонировал свои работы на выставках в залах ИАХ (1870–1883, с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1877), Московского общества любителей художеств (1891–1892), Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872) и Париже (1878), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882).
В 1872–1910 преподавал в ИАХ, адьюнкт-профессор. В 1892 «за известность на художественном поприще» был удостоен звания профессора. Состоял в Комиссии по выработке положений нового устава ИАХ (1890–1893). В 1893 избран действительным членом ИАХ. В 1890–1912 занимал должность заведующего мозаическим отделением в ИАХ; наблюдал за работами по отделке Исаакиевского собора и храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве, православного собора в Варшаве. В 1905–1915 (с перерывами) — член Совета ИАХ. В 1908–1910 руководил мастерской исторической живописи Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ. Выработал собственную педагогическую систему, предполагавшую слияние непосредственного восприятия натуры художником и ее научного изучения. Среди его учеников были В. А. Серов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. С. Остроухов, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, И. Э. Грабарь, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. Э. Борисов-Мусатов и другие. Советами Чистякова пользовались художники Марио Форутни и Анри Реньо.
Помимо работы в ИАХ вел многочисленные кружки и группы, давал рекомендации по композиции, технике и технологии живописи. С 1896 входил в Комиссию по отбору и приобретению новых поступлений для Русского музея императора Александра III, консультировал С. Т. Солдатенкова и П. М. Третьякова по вопросам приобретения произведений искусства. Оставил значительное эпистолярное наследие, автор воспоминаний и заметок об искусстве.
В 1955 в Москве прошла персональная выставка художника.
Чистяков — один из крупнейших деятелей искусства второй половины XIX века, выдающийся педагог, оказавший значительное влияние на развитие реалистического направления. В собственном творчестве выступал как представитель академизма, стремился к драматизации исторического сюжета и психологической насыщенности образного строя в исторических и жанровых портретах. Проявил себя как виртуозный рисовальщик.
Произведения Чистякова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других. В Пушкине на даче Чистякова открыт Дом-музей художника.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе