1783–1873

Скульптор, медальер, график, живописец, сценограф.
Родился в семье графа П. А. Толстого, в 1780-х занимавшего должность управляющего Кригскомиссариатом (учреждением, которое занималось снабжением армии). В 1792–1796 учился в Полоцком иезуитском училище, а с 1798 — в Морском кадетском корпусе. В 1802 выпущен с чином мичмана, в 1804 вышел в отставку.
В те же годы начал посещать медальерный класс ИАХ в Петербурге, где осваивал технику воскового барельефа. В 1804–1809 в качестве вольноприходящего ученика занимался в скульптурном классе ИАХ у И. П. Прокофьева. С 1806 состоял при Эрмитаже. В 1809 представил в Совет ИАХ четыре восковых барельефа, за что был избран почетным членом Академии. В 1810 поступил на службу на Монетный двор в Петербурге, где проработал до 1828.
В 1810-х — середине 1830-х выполнил обширный цикл медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813–1814 годов, а также серию иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». В 1820 стал членом Общества поощрения художников. В 1825–1828 преподавал в медальерном классе ИАХ, в 1828 был назначен на должность вице-президента Академии. В 1836–1839 работал над циклом из двенадцати медальонов, посвященных войнам с Персией и Турцией 1826–1829.
Занимался сценографией, выполнил эскизы костюмов и декораций к балетам «Эолова арфа» (1838), «Эхо» (1842).
В 1842 был удостоен звания профессора медальерного искусства. В 1841 получил заказ на создание скульптур и барельефов для Храма Христа Спасителя в Москве, приступил к его выполнению в 1846 и завершил в 1851 (не сохранились). В 1849 произведен за эту работу в профессоры скульптуры. В 1852 назначен заведующим Мозаичным заведением при ИАХ, в 1859 — товарищем президента Академии. Почетный член Берлинской (с 1822), Австрийской (с 1836), Флорентийской (с 1846) Академий художеств.
Федор Толстой — выдающийся представитель русского академического искусства первой половины XIX века, наиболее ярко проявивший себя в области скульптуры, графики, медальерного искусства. Излюбленным материалом Толстого-скульптора был светлый воск различных оттенков — мягкий и податливый он как нельзя лучше способствовал четкой лепке формы, передаче тонких черт лица и деталей изображения, позволял добиваться деликатных свето-теневых моделировок. В воске мастер, как правило, изготавливал модель, которая затем могла быть переведена в другие материалы.
Художник редко обращался к круглой скульптуре (его произведения в этой области единичны), предпочитая ей барельеф. Одной из наиболее значительных работ Толстого является серия медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года, в которой нашли отражение идеи ампира: все эпизоды кампании представлены в виде аллегорических фигур античных воинов. Цикл получил широкое распространение, повторения изготавливались в различных материалах — гипсе, гальванопластике, бронзе, фарфоре, чугуне.
Чрезвычайно разнообразны технические приемы мастера в графике. Иллюстрации к «Душеньке», созданные под влиянием «помпеянского стиля», отличаются красотой и выразительностью линейного решения. Совершенно иные по характеру так называемые «обманки», которыми любили украшать домашние и дамские альбомы. В них, виртуозных по исполнению, соединились черты романтизма и сентиментализма. Чтобы добиться впечатления иллюзорной достоверности, Толстой собственноручно занимался изготовлением красок. Художник неоднократно варьировал мотивы своих «обманок», излюбленными мотивами были жук, сидящий на цветке, мухи, бабочки или капли воды, калька, прикрывающая гравюру и так далее.
Произведения Толстого находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 16. Германия и укрепление континентальной сети модернизма
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 15. Париж между войнами: дилеры модернизма и «новая система искусства»
02.12.2025Открыт 288-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
01.12.2025Открыты 609-е торги аукциона ARTinvestment.RU
01.12.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 2
28.11.2025Татьяна Маврина. Ню. Лица. Образы
28.11.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 1
25.11.2025Открыт 287-й кураторский аукцион AI «Первые имена. Печатная графика»
24.11.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе