1782–1843
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Варник
Живописец, график, скульптор.
Родился в семье мебельщика-краснодеревщика Г. Д. Варника, переехавшего в Петербург из Данцига. В 1795 поступил в ИАХ. Занимался в классе портретной живописи у С. С. Щукина, пользовался советами Д. Г. Левицкого. За ученические работы неоднократно отмечался медалями, в 1800 получил малую серебряную медаль, в 1801 — большую серебряную медаль, в 1802 — большую золотую медаль за программу «портрет, представляющий живописца». В 1803 был выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника, шпагой и правом пенсионерской поездки за границу.
В 1804 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Италию. Жил в Риме, занимался рисованием с античных скульптур и натуры, писал портреты и пейзажи. В 1809 возвратился в Россию. Был привлечен к работам по украшению Казанского собора в Петербурге, в котором выполнил образ «Святая Мария Магдалина» для иконостаса придела Рождества Богородицы. В 1810 за портрет И. О. Потоцкого был удостоен звания академика. С того же года начал преподавать в портретном классе ИАХ. В 1814 стал советником Академии. В 1815 назначен на должность руководителя вновь образованного класса миниатюрной живописи. С 1824 являлся хранителем рисунков и эстампов Эрмитажа.
После смерти Щукина в 1828 возглавил портретный класс ИАХ. С 1830 являлся руководителем класса исторической и портретной живописи. В 1831 удостоен звания профессора 2-й степени, годом позже — профессора 1-й степени, в 1834 — заслуженного профессора. С 1832 — хранитель кабинета эстампов и оригинальных рисунков ИАХ. Обращался к офорту и литографии. Принимал участие в выставках ИАХ и Общества поощрения художников.
Варнек — один из первых мастеров русского романтизма. Работал преимущественно как портретист. Прекрасно владея типологическими возможностями портрета, он находил для каждого из полотен индивидуальное художественное решение, позволявшее представить модель в наиболее «выгодном свете»: подчеркнуть ее общественное положение или передать душевные качества, раскрыть внутренний мир. К числу лучших произведений относятся портреты А. В. Ступина (1804), А. С. Строганова (1814), А. Н. и Е. М. Олениных (1819, парные), скульптора И. П. Мартоса (1819), В. И. и С. И. Мартос (середина 1810-х), Н. А. Томилова в детстве с ракеткой для игры в волан (1825), А. М. Римского-Корсакова (1820-е), а также многочисленные автопортреты разного времени.
Произведения Варнека находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе