1802–1865
Живописец, график.
Родился в семье иконописца, старший брат художников Н. Г. и П. Г. Чернецовых. Первоначальное художественное образование, по-видимому, получил в домашних условиях. С 1819 в качестве вольноприходящего ученика посещал занятия в ИАХ. С 1821 учился у С. Ф. Галактионова, с 1822 — у А. Г. Варнека, в 1824–1827 занимался в «перспективном и пейзажном» классе у М. Н. Воробьева. С 1822 получал пенсию от Общества поощрения художников. В 1822 и 1823 за рисунок и пейзаж с натуры был награжден малыми серебряными медалями, в 1826 за перспективный вид — большой серебряной медалью. В 1827 за вид Военной галереи в Эрмитаже и пейзаж с натуры получил малую золотую медаль и аттестат на звание классного художника.
Как пенсионер ОПХ в 1823 и 1825 ездил для работы в Финляндию. В 1826 вместе с братом Никанором побывал в Костромской губернии, в 1827 — в Ревеле, в 1830 путешествовал по Кавказу.
В 1829 поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества в качестве придворного живописца. В 1831 за картину «Вид в окрестностях Петербурга» был удостоен звания академика. В 1832–1837 по заказу Николая I работал над большой картиной «Парад на Царицыном лугу», для которой создал множество подготовительных набросков, эскизов и этюдов — в частности, выполнил с натуры 223 портрета.
В 1833–1834 вместе с братом Никанором содействовал основанию в городе Лух Костромской губернии приходского училища. После открытия училища оказывал ему финансовую поддержку, снабжал учебными и рисовальными принадлежностями.
В 1834 работал над графической панорамой Санкт-Петербурга, а также над картиной «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Петербурге».
В 1838 на средства княгини Т. Б. Потемкиной вместе с братьями Никанором и Поликарпом, а также художником А. И. Ивановым совершил поездку по Волге. Г. Г. и Н. Г. Чернецовы подробно зарисовали панорамные виды обоих берегов реки, создав графическую «Параллель берегов Волги», а также живописную панораму Волги (1838–1851), которая составила 700 метров в длину при высоте в 2, 5 метра.
В 1840–1842 братья путешествовали по Италии, в 1842–1843 побывали в Египте, Палестине, Сирии, Греции, Турции. По возвращении в Петербург в 1844, братья получили за свои работы денежное вознаграждение от Николая I. В том же году вышел в свет литографированный альбом видов Палестины, состоящий из четырех тетрадей по шесть листов в каждой. В 1846–1849 Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и А. И. Иванов вновь предприняли поездку в Италию, посетили также Смирну, Эфес и Константинополь.
Григорий и Никанор Чернецовы написали в соавторстве «Путевые записки по Востоку» (1840-е), «Путешествие по Волге» (1838–1862).
Занимался преподавательской деятельностью, среди его учеников — А. И. Иванов, Н. И. Тихобразов, Н. М. Алексеев.
В 1999 в Государственном Русском музее в Петербурге и в 2000 в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве прошли выставки произведений Чернецовых.
Григорий Чернецов — один из ведущих мастеров русского искусства первой половины XIX века, представитель академического направления. Он известен прежде всего как пейзажист, хотя, будучи придворным художником, писал также различные официальные мероприятия — парады, празднества, военные присяги. При создании картины Чернецов выполнял множество подготовительных работ: набросков, зарисовок, эскизов и этюдов, которые составляют основную часть его художественного наследия.
Долгая совместная работа с братом Никанором определила сходство творческих манер мастеров, что особенно заметно в рисунке. В связи с этим значительной атрибуционной проблемой является разделение их произведений.
Произведения Г. Г. Чернецова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе