Art Investment

БИОГРАФИЯ

ЧИЖОВ Матвей Афанасьевич

10 ноября 1838 (деревня Пудово Московской губернии) — 27 мая 1916 (Петроград)

Скульптор.

Родился в семье крестьянина-каменотеса, имевшего при Немецком кладбище в Москве небольшую мастерскую надгробных памятников. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца, с одиннадцати лет помогал ему в работе.

Окончил немецкую школу Св. Михаила. В 1856–1857 занимался во Второй школе технического рисования (Строгановское училище) у В. С. Бровского. В 1857–1859 продолжил обучение в МУЖВиЗ у Н. А. Рамазанова. В 1858 был награжден малой серебряной медалью за горельеф «Борцы», в 1859 удостоен большой серебряной медали за горельеф «Истязания Спасителя». В 1859 по рисункам и эскизам Рамазанова выполнил горельеф «Сошествие Христа во ад» для Храма Христа Спасителя в Москве. В те же годы создал горельеф «Успение Божьей Матери» для церкви Успения в Газетном переулке, а также фигуры двух ангелов для церкви Троицы на Покровке в Москве.

В 1860 переехал в Петербург, где поступил в ИАХ в класс Н. С. Пименова. В 1860–1862 под руководством М. О. Микешина работал над памятником «Тысячелетие России» в Новгороде, для которого исполнил барельефы «Герои», «Просветители», «Государственные люди».

Систематически стал заниматься в ИАХ лишь в 1863 в классе П. К. Клодта. В 1865 получил малую золотую медаль за скульптуру «Киевлянин с уздечкой, пробегающий через стан печенегов». В 1864–1866 выполнил по проекту Микешина центральную фигуру для памятника Екатерине II в Петербурге. В 1867 за программу «Воскрешение сына Наинской вдовицы» (барельеф) был награжден большой золотой медалью, а также выпущен из Академии со званием художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. Участвовал в академических выставках.

В 1868–1874 в качестве пенсионера ИАХ жил в Риме, совершил путешествия по Германии и Австрии. В начале 1870-х создал серию статуэток и групп на литературные темы (в воске, терракоте и дереве), обращался к произведениям А. С. Пушкина и У. Шекспира. В 1873 за созданные в Италии скульптурные группы «Игра в жмурки» и «Первая любовь» был избран академиком. В том же году произведения Чижова были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Вене. В 1874 получил медаль «за эксперессию» (так!) за композицию «Крестьянин в беде», в 1875 — аналогичную награду за работу «Резвушка».

В 1872–1874 участвовал в выставках ТПХВ. В 1878 экспонировал свои скульптуры на Всемирной выставке в Париже, где также был удостоен золотой медали.

В 1878–1916 работал реставратором и хранителем скульптуры Эрмитажа. С 1879 (по 1909) преподавал в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1890-х принимал участие в конкурсах на памятник А. С. Пушкину в Царском Селе, в 1892 — адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе, Екатерине II в Одессе, в 1893 — Екатерине II в Нахичевани. В 1896 по проекту скульптора и его сына, М. М. Чижова, был установлен памятник Николаю II в Киеве. Создал ряд портретов.

Чижов — один из наиболее значительных русских скульпторов второй половины XIX столетия, обладавший прекрасной профессиональной подготовкой и прочной базой ремесла. Он с успехом работал в области как камерной (станковой), так и монументальной скульптуры. Особенностью творчества мастера является эклектичность художественного языка, сочетающего черты академизма с реалистическими тенденциями. Темами композиций часто становились незамысловатые сцены крестьянской жизни. Однако в выборе сюжетов и их решении Чижов избегал критического взгляда, свойственного живописцам-передвижникам. Произведениям скульптора присущи повествовательность и некоторая идеализация образов.

Наиболее известные работы Чижова (такие как «Резвушка», «Игра в жмурки», «Мать, обучающая дочь грамоте», «Крестьянин в беде», «Первая любовь» и другие) получили широкое распространение в бронзовых отливках, выполнявшихся в различных бронзолитейных мастерских, в частности в мастерских Ф. Шопена, К. Робекки и других. Известны также поздние отливки с некоторых форм мастера, датирующиеся 1950-ми.

Произведения Чижова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге и других.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».