1858–1932
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Мина, Леонидовна
Скульптор, график
Из еврейской семьи, дочь откупщика. Училась в ИАХ (1878–1882) сперва в качестве вольнослушателя, с 1887 — постоянного ученика у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого, И. И. Подозерова. Изучала технику офорта под руководством В. А. Боброва. За годы учебы награждалась малыми поощрительными (1882, 1884, 1885) и большой серебряной (1886) медалями. В 1888 за программу «Андромеда, прикованная к скале» получила малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени по скульптуре. После окончания ИАХ продолжила образование в Париже и Риме.
Жила в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинграде). Много путешествовала по Европе. Работала в станковой, монументальной, монументально-декоративной и мемориальной скульптуре; портретист, жанрист. Автор станковых композиций: «Капризница» (1892), «Невольницы» (1894), «Татьяна» (по поэме «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, 1896), «Вакханка» (1898), «Эсмеральда» (1899), «Лилия» (1900), «Офелия» (по трагедии «Гамлет» У. Шекспира, 1901), «Письмо с родины (На Дальнем Востоке)» (1905), «Фонтан радости» (1916); портретов — К. Ю. Давыдова (1887), Г. П. Данилевского (1894), К. Я. Крыжицкого и Я. Ф. Ционглинского («Беседа», 1913). Выполняла скульптурные модели для Каслинского чугунолитейного завода.
Создала памятники математику Н. И. Лобачевскому в Казани (1896) и Ш. Гуно в Париже (около 1906); надгробия художника К. Я. Крыжицкого на Смоленском кладбище в Петербурге (1912), композитора А. С. Аренского (1908) и актрисы В. Ф. Комиссаржевской ((1915); оба — некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры). В 1897–1898 работала над скульптурным оформлением особняка А. Ф. Кельха в Петербурге: выполнила во Флоренции аллегорические фигуры «Утро», «Полдень» и «Вечер» для парадной лестницы и надкаминный горельеф «Пробуждение весны» (все — мрамор). Автор памятных медалей: на 200-летие основания Петербурга (1903, в соавторстве с Ф. Ф. Бухгольцем), в память 50-летия государственной службы директора Эрмитажа И. А. Всеволожского (1906), к 200-летнему юбилею Полтавской победы (1909), к 100-летию основания Института инженеров путей сообщения (1910), к 100-летию Царскосельского лицея (1911).
В советские годы участвовала в конкурсе на памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1925–1926).
С 1884 — участница выставок. Экспонировалась на выставках в залах ИАХ (1884–1918, с перерывами), Первого дамского художественного кружка (1888–1902, с перерывами), Санкт-Петербургского (Петроградского) общества художников (1891–1918, с перерывами), Товарищества художников (1915–1916), Общества художников им. А. И. Куинджи (1917–1918); патриотической выставке картин «Война» (1915), 1-й выставке скульптуры (1922) в Санкт-Петербурге (Петрограде). Участвовала в деятельности Еврейского общества поощрения художеств (1916). Работы экспонировались на Всемирных выставках в Чикаго (1893), Париже (1900, Гран-при), Сент-Луисе (1904); международных художественных выставках в Берлине (1896), Мюнхене (1901), Риме (1911), Генте (1913); Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Художественно-промышленной выставке в Одессе (1910).
Похоронена на Смоленском кладбище в Петербурге.
Мемориальные выставки произведений прошли в Санкт-Петербурге (2008, 2010 — приурочена к 150-летию со дня рождения).
Творчество представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Источники:
1. Булгаков Ф. И. Наши художники (Живописцы, скульпторы, мозаичисты и граверы). На академических выставках последнего 25-летия. СПб., 1889, т. 1. С. 133.
2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Скульптура XVIII — XIX веков. М., 2000, т. 1. С. 149–150.
3. Кондаков С. Н. Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1914. С. 251.
4. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 383.
5. funeral-spb.ru.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе