Art Investment

БИОГРАФИЯ

ЕГОРОВ Владимир Евгеньевич

7 (19) марта 1878 (село Покровское Орловской губернии) — 8 октября 1960 (Москва)

Художник театра, кино, декоративно-прикладного искусства, живописец, график

Учился в Строгановском Центральном училище технического рисования (1890–1900) у С. В. Иванова, С.-В. Ноаковского, Ф. О. Шехтеля. В 1900 получил звание ученого рисовальщика, золотую медаль за проект иконостаса домашней церкви при приюте в Рыбинске и был награжден пенсионерской поездкой за границу. Побывал по Франции (1900–1901). В 1901 вместе с Ф. О. Шехтелем участвовал в росписи русского павильона на Всемирной выставке в Глазго.

Жил в Москве. Сотрудничал с артелью художников-гончаров «Мурава», для которой создал эскиз майоликового панно для фасада аптеки Рутковского и Поль на Тверской улице.

В 1906–1911 — художник МХТ. Оформил спектакли: «Жизнь человека» Л. Н. Андреева (1907), «Драма жизни» К. Гамсуна (1907, совместно с Н. П. Ульяновым), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Miserer» С. С. Юшкевича (1910), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1910), «Гамлет» У. Шекспира (1911, не осуществлена). В качестве помощника основного художника Театра В. А. Симова участвовал в гастролях театра по странам Европы.

Оформлял спектакли в театрах Г. Г. Солодовникова («Кавказский пленник» Ц. Кюи, 1903), С. И. Зимина («Саломея» Р. Штрауса, 1908; «Елка» В. И. Ребикова, «Сестра Беатриса» А. Т. Гречанинова, «Иоланта» П. И. Чайковского, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, все — 1912), Ф. А. Корша («Гроза» А. Н. Островского, 1909), К. Н. Незлобина («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1916).

После Октябрьской революции оформлял спектакли Малого театра: «Дары волхвов» по рассказу О’Генри (1923), «Собор Парижской богоматери» по роману В. Гюго (1926), «В чужом пиру похмелье» А. Н. Островского (1934), «Мещане» А. М. Горького (1946); Центрального детского театра: «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера (1937).

Один из основоположников отечественного кинодекорационного искусства. С 1915 работал как художник кино по приглашению кинофирмы «Тиман, Рейнгардт, Осипов и Ко»; оформил фильмы «Русской золотой серии» — «Портрет Дориана Грея» В. Э. Мейерхольда (1915), «Бабушкин подарок» В. К. Висковского (1916). Сотрудничал с кинофирмами и киностудиями: Товарищество «Шарез» («Царь Иван Васильевич Грозный» А. Иванова-Гая, 1915), «Нептун» («Барышня и хулиган» Е. И. Славинского, 1918; «Не для денег родившийся» Н. В. Туркина, 1918; «Дети сатаны» В. Р. Гардина, А. М. Смирнова); Московский кинокомитет («Восстание» В. Н. Карина, А. Е. Разумного, 1918); Всероссийское фотообъединение («Мать», 1920); Всеукраинский фотокинокомбинат в Одессе и Киеве («Призрак бродит по Европе», «Слесарь и Канцлер» В. Р. Гардина, оба — 1923); Совкино в Ленинграде («Красные партизаны» В. К. Висковского, 1924); Госкино («Крылья холопа» Ю. В. Тарича, 1926); Москинокомбинат («Самый грязный» М. Степанова, 1934); Ленсоюзфильм («Иудушка Головлёв» А. В. Ивановского, 1934); Ленфильм («Дубровский» А. В. Ивановского, 1936); Алма-Атинская киностудия («Джамбул» Е. Л. Дзинага, 1953; совместно с Е. Е. Енеем, И. М. Капланом).

В середине 1920-х — первой половине 1930-х много работал для киностудии Межрабпом-Русь — Межрабпомфильм; оформил фильмы: «Его призыв» и «Закройщик из Торжка» Я. А. Протазанова (оба — 1925), «Медвежья свадьба» В. Р. Гардина, К. В. Эггерта (1926), «Ледяной дом» и «Хромой барин» К. В. Эггерта (оба — 1928), «Разлом» Л. С. Замкового (1929), «Чины и люди» М. И. Доллера, Я. А. Протазанова (1929), «Мертвый дом» В. Ф. Фёдорова (1932), «Рваные башмаки» М. А. Барской (1933), «Гибель сенсации» А. Н. Андриевского (1935).

С середины 1930-х сотрудничал с киностудией Мосфильм: «Конвейер смерти» И. А. Пырьева (1933), «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана (1936), «Тринадцать» М. И. Ромма (1937), «Степан Разин» И. К. Правова, О. И. Преображенской (1939), «Суворов» В. И. Пудовкина, М. И. Доллера (1941), «Дело Артамоновых» Г. Л. Рошаля (1941), «Кутузов» (1944) и «Без вины виноватые» (1945, Сталинская (Государственная) премия 2-й степени, 1946) В. М. Петрова, «На подмостках сцены» К. К. Юдина (1946, вышел в прокат в 1956), «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина (1947, совместно с А. М. Вайсфельдом).

Выполнил эскиз монументального керамического панно «Александр Невский» для Дворца Советов в Москве (1940, изготовлено на Гжельском керамическом заводе под руководством А. Б. Салтыкова).

С 1906 — участник выставок (выставка картин молодых художников в Москве). Экспонировался на выставках: «Художники Москвы — жертвам войны» (1915), «10 лет работы Малого театра» (1927), «Художники советского театра за 17 лет (1917–1934)» (1935), работ театральных художников (1945), работ художников кино (1947, 1952), произведений художников театра и кино города Москвы (1956), Всесоюзной художественной выставке (1957), Выставке к 1-му Всесоюзному съезду советских художников (1957), изобразительного искусства Казахстана (1958), эскизов театральных костюмов художников Москвы (1959), Республиканской художественной выставке «Советская Россия» (1960). Произведения экспонировались на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925). Провел персональные выставки в Москве (1944, 1952).

Преподавал в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1909–1918, заведующий декоративно-театральной мастерской), Московском высшем художественно-промышленном училище (1945–1959); профессор (с 1952). Народный художник РСФСР (1944).

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Мемориальная выставка прошла в Москве (1972).

Творчество представлено в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Музее кино, Музеях МХАТ и Малого театра в Москве, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Источники:

  1. Строгановка. Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. 1825–1918. Биографический словарь. М., 2007. С. 144–145.
  2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 531–532.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».