1735–1822
Живописец, график.
Родился в семье священника и гравера Г. К. Левицкого Носа. Первоначальные навыки в рисовании получил у своего отца. Школу живописного мастерства проходил под руководством А. П. Антропова, с которым, по-видимому, встретился при работе над иконостасом Андреевской церкви в Киеве в 1752–1755. Около 1758 приехал в Петербург, жил в доме Антропова в качестве ученика. Возможно, брал уроки у Л.-Ж.-Ф. Лагрене, который в 1760–1762 являлся профессором ИАХ, а также у Дж. Валериани и Г. И. Козлова.
В 1762 вместе с Антроповым участвовал в оформлении торжеств по случаю коронации Екатерины II в Москве. Писал иконы для двух московских церквей — Екатерины Великомученицы на Большой Ордынке и Кира и Иоанна на Солянке. В 1769 за портреты художника Козлова и его жены признан «назначенным» в академики. В 1770 представил на выставке Академии художеств шесть произведений, которые принесли ему известность. 30 июня того же года Левицкий был избран академиком за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. В 1771 возглавил портретный класс ИАХ.
Был одним из наиболее популярных портретистов своего времени. Неоднократно портретировал Екатерину II. В 1773–1776 выполнил по заказу императрицы серию портретов воспитанниц Смольного института. В 1776 получил звание советника ИАХ. В 1788 вышел в отставку, причиной которой, по-видимому, был конфликт с академическим начальством. В 1807 вновь приглашен в Академию в качестве члена Совета. Преподавал в собственной школе. Среди его учеников — В. Л. Боровиковский, С. С. Щукин, М. Шибанов, П. С. Дрождин (Дрожжин), Е. Д. Камеженков (Комяженков).
В 1790-х входил в масонскую ложу Н. И. Новикова, был дружен с Н. А. Львовым, Г. Р. Державиным, А. Ф. Лабзиным.
В 1800-е страдал от прогрессирующей слепоты и почти не работал, последнее известное произведение мастера датируется 1812.
Ретроспективные выставки художника прошли в 1922–1923 в залах Государственной Третьяковской галереи, в 1985–1986 — Государственного Русского музея.
Левицкий — выдающийся живописец эпохи классицизма, чье творчество вывело портретное искусство в России на уровень мировых достижений в этой области. Он виртуозно использовал типологические возможности портрета для наиболее выгодной подачи модели. В художественном наследии мастера есть парадные, полупарадные, камерные, аллегорические, парные, двойные, костюмированные портреты, портреты-картины на фоне пейзажа или в интерьере. Среди лучших произведений мастера портреты Кокоринова (1769), Н. А. Сеземова (1770), А. М. Голицына (1772), Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, П. А. Демидова (оба — 1773), Г. И. Алымовой (1776), М. А. Дьяковой (1778), У. Мнишек, А. Д. Ланского (оба — 1782), Ф. П. Макеровского (1789), Львова (1780-е), Новикова (1797). Образы, созданные художником, неповторимы по внешнему облику и своеобразию характеров. Для его живописной манеры характерны композиционное разнообразие, сочность колорита. Фактура мазка безукоризненно лепит форму, глубокая тень фонов подчеркивает цветовую насыщенность лица и фигуры. Левицкий добивался необычайной убедительности в изображении аксессуаров и деталей костюма, мастерски передавая мягкость бархатных и атласных тканей, тонкость кружев, блеск орденов и драгоценностей. Несмотря на материальную осязаемость живописных образов Левицкого, в них всегда присутствует загадочность, скрытая тайна, глубина внутренней жизни. В то же время «тип Левицкого» отличается от недосказанных, завуалированных образов его современника Ф. С. Рокотова своей конкретностью, жизненностью, реалистической трактовкой.
Произведения Левицкого находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе