1878–1973
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Бер Срулевич
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф
Родился в весьма обеспеченной семье. В детстве увлекался музыкой и одно время мечтал о карьере скрипача-виртуоза. С 1895 по 1900 учился в Одесской рисовальной школе у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди, закончил ее одним из лучших. В 1901–1909 занимался в петербургской Академии художеств, в мастерских В. И. Ковалевского (по классу батальной живописи), И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского. Первые академические работы Анисфельда написаны явно под влиянием Кардовского, с четкой проработкой формы и воспроизведением натуры.
Звания художника удостоился, однако, только в 1910 году (при содействии Кардовского, В. В. Матэ и других авторитетных художников), поскольку «приверженность к новой живописи» Академией не одобрялась.
В 1905–1908 занялся графикой, хотя многие иллюстрации для журналов «Адская почта», «Жупел», «Леший», «Сатирикон», «Зритель», «Золотое руно» решал в чисто живописной манере. Например, в таком духе обложку первого же номера «Жупела» украсил анисфельдовский рисунок «Чудовища, шагающие по трупам».
Однако после 1911, вероятно, по причине общего спада интереса к символизму, не известно ни одной графической работы Анисфельда.
В 1906–1910 художник экспонировался на выставках «Союза русских художников». В 1906 С. П. Дягилев, привлеченный красочностью и фантастичностью живописи Анисфельда, для участия в выставке «Мира искусства» отобрал сразу двадцать его работ.
В том же году Анисфельд участвовал в Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне, по окончании которого единственный из семи русских художников был избран действительным членом Салона, что давало право один раз в год без жюри экспонировать свои работы. Принимал участие в венском Сецессионе (1908). В России Третьяковская галерея приобрела натюрморт молодого художника «Цветы». Коллекционеры стали раскупать его работы.
Как сценограф Анисфельд дебютировал, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» по Г. фон Гофмансталю (1907, театр В. Ф. Комиссаржевской, режиссер — В. Э. Мейерхольд), где ему удалось передать с помощью неожиданных сочетаний цветов экзотику Востока. Здесь же он впервые применил так называемый занавес-полог, который впоследствии переходил у художника из спектакля в спектакль.
В 1908 по приглашению Дягилева Анисфельд начал работать для «Русского балета», сначала исполняя декорации в мастерской А. Я. Головина по эскизам Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа и других мастеров. Затем самостоятельно оформил балеты: «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911, «Русский балет» С. П. Дягилева), «Жизель» по эскизам самого Бенуа, «Исламей» М. А. Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М. М. Фокин), «Прелюдии» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова (1912–1913, антреприза Анны Павловой в Берлине), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913–1914, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме), «Видение розы» на музыку К. М. Вебера и «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена (1914, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и ряд других спектаклей. Анисфельд самобытно воплощал характерную для «живописного театра» модерна тенденцию к превращению сценического действа в бессюжетно-красочное, «чисто музыкальное» зрелище. При этом художник совершенно не придерживался четкой схемы. Пятно у него неизменно преобладало над линией.
Переведенные Анисфельдом в декорации эскизы Бакста к «Шехеразаде» вызвали огромный отклик художественной общественности.
Искусство театра стало для Анисфельда наиболее органичным способом самовыражения именно потому, что и в живописи он стремился к особой, ирреальной звучности цвета. Весьма выразительны в этом смысле «Восточная легенда» (1905); «Волшебное озеро» (1914). Пример импрессионистического творчества — работа «Цветы и фрукты» (1914), выполненная яркими, крупными мазками в насыщенном колорите.
Из-за начавшейся в 1914 Первой мировой войны Анисфельд не смог больше сотрудничать с оставшимися во Франции Дягилевым и Фокиным. Возвратившись к живописи, под впечатлением от работ П. Гогена он выполнил библейский цикл («Ревекка», «Исход», «Саломея»), пейзажи, натюрморты и портреты («Автопортрет с подсолнухом и кошкой»). По заказу принялся за монументальную роспись строящейся виллы на Каменном острове в Петрограде.
Накануне революции Анисфельда пригласили работать в Америку, где его «Прелюды» завоевали большой успех.
В 1917 Анисфельд выехал через Сибирь и Дальний Восток в Японию, а с 1918 обосновался в Нью-Йорке, где в Бруклинском музее устроил выставку из привезенных из России 200 картин (первая персональная выставка сорокалетнего художника). Эта выставка обошла около двадцати городов и принесла ему известность в США. И. Грабарь в 1924 писал, что Анисфельд является «одним из наиболее известных художников в Америке».
С 1918 Анисфельд плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен-опера», где первым оформленным им спектаклем стал «Синяя птица» М. Метерлинка. Затем были декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова и «Мефистофелю» Ш. Гуно, где пел Федор Шаляпин; к первой постановке «Любови к трем апельсинам» С. Прокофьева в Чикаго. С Чикагской оперой Анисфельд начал сотрудничество в 1921.
Однако с годами художник отстал от набирающего силу к концу 1920-х и модного констуктивизма. Пытаясь подстроиться к переменам в искусстве, Анисфельд вплетал в свои работы конструктивистские элементы, но нередко за счет естественности своей же художественной манеры. Его последнее театральное произведение — эскизы к балету «Турандот» — было отвергнуто «Метрополитен-опера».
В 1928 Анисфельд покинул театр и вместе с семьей окончательно переселился в Чикаго.
Участвовал в выставках в Чикаго, Париже, Филадельфии, Канаде, Бостоне. Но в основном занимался педагогической деятельностью — вплоть до 1957 преподавал в местном Художественном институте.
Активно работал в жанре станковой живописи, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма. В 1940–1950-е исполнил цикл картин на евангельские темы. В поздней живописи Анисфельда по-прежнему присутствовал «культ красок», а также театральные элементы: занавес-полог, сценичность композиции.
Работы Анисфельда хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, а также в частных собраниях по всему миру.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе