1881–1942
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график.
Родился в купеческой семье. Первоначальное художественное образование получил в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, где обучался с 1897 по 1901 у В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки. Там же подружился с молодыми художниками П. С. Уткиным, П. В. Кузнецовым, А. Т. Матвеевым. В 1901 переехал в Петербург, продолжил учебу в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ. Занимался с перерывами до 1908 у Я. Ф. Ционглинского, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана, в мастерской И. Е. Репина, у Д. Н. Кардовского. Параллельно учился на историко-философском и юридическом факультетах Санкт-Петербургского университета.
В 1908 поехал в Париж, посещал Школу Ф. Коларосси. В 1908 за картину «Купание лошадей» получил звание художника и право на заграничную поездку. В том же году стал членом Нового общества художников, в 1910 вступил в Союз русских художников. В 1909–1911, как пенсионер ИАХ, жил в Италии, выезжал в Константинополь, Смирну, Афины. После возвращения в Петербург преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств и школе-мастерской М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда.
В 1912 ездил в Ферапонтов монастырь, Новгород, Ярославль для изучения фресковой живописи. В 1912–1915 создал росписи в церкви Христа Спасителя в имении сахарозаводчика П. И. Харитоненко Натальевка Харьковской губернии, в 1915–1917 расписал храм в память о погибших в Первой Мировой войне на братском кладбище в Москве.
В 1917 вступил в объединение «Мир искусства». В 1917–1922 жил в Саратове, занимал должность ученого эксперта в Саратовском художественном музее им. А. Н. Радищева. Руководил мастерской монументальной живописи в саратовских Государственных свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАСе). В 1920–1921 работал над эскизами росписи Дворца труда в Саратове (не осуществлена).
В 1922 вернулся в Петроград. В 1924 стал одним из членов-учредителей объединения «4 искусства». В 1924–1925 участвовал в выставке русского искусства в Центральном дворце в Нью-Йорке. В 1926–1927 вел частную мастерскую. В 1935 работы Савинова экспонировались на выставке «XV лет РККА» в Государственном Русском музее.
С 1922 преподавал в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (с 1932 — Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры), занимал должности проректора института (1932–1933), затем (с 1933) — заведующего кафедрой композиции. Автор ряда статей по вопросам преподавания в художественных институтах, в конце 1930-х приступил к написанию книги «Работа художника над картиной» (не окончена).
В 1939 в Ленинграде была открыта первая персональная выставка Савинова. В годы войны участвовал в подготовке к эвакуации коллекций Государственного Эрмитажа. Умер во время блокады в 1942.
Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1954–1955, 1972, 1985 в Ленинграде, в 1956–1957, 1996–1997 — в Саратове, в 2003 — в Москве.
На живописную манеру Савинова значительное влияние оказали мастера «Мира искусства», символисты импрессионисты. Для художника характерно стремление к монументальности и живописной декоративности, что сближает его с М. А. Врубелем, В. Э. Борисовым-Мусатовым, Н. Д. Милиотти, П. С. Уткиным, А. Я. Головиным. С середины 1920-х занимался преимущественно преподавательской деятельностью.
Творчество Савинова находится в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе