1884–1967
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, рисовальщик
Выросла в художественной семье: отец — Евгений Александрович Лансере — скульптор, дед — Николай Леонтьевич Бенуа — архитектор, брат — Евгений Евгеньевич Лансере и дядя — Александр Николаевич Бенуа — художники. В 1886, после смерти отца, переехала в Петербург, в дом деда.
Окончила Коломенскую женскую гимназию в Петербурге. В 1901 недолго посещала художественную школу княгини М. К. Тенишевой. В 1902–1903 посетила Италию. В 1903–1905 занималась в мастерской О. Э. Браза в Петербурге. Копировала произведения старых мастеров в Эрмитаже. Каждое лето проводила в Нескучном, где делала свои первые работы. В 1905 вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения. Имела четверых детей (Евгений, род. 1906, Александр, род. 1907, Татьяна, род. 1911, Екатерина, род. 1913).
В 1905 уехала во Францию. Посещала Академию Гранд Шомьер в Париже. Изучала искусство старых мастеров в парижских музеях, копировала рисунки А. Ватто, Ф. Мерсье, О. Фрагонара. В 1906 возвратилась в Россию. Жила почти безвыездно несколько лет в Петербурге и Нескучном. С 1910 участвовала в выставках. Ее работа «За туалетом», экспонировавшаяся на выставке «Современный женский портрет» в 1910, была приобретена Третьяковской галерей. В том же году приняла участие в VII выставке «Союза русских художников». С 1911 — постоянный экспонент объединения «Мир искусства». В 1911 и 1913 совершила путешествие по Крыму. В 1912–1913 жила в Царском Селе под Петербургом. В 1914 совершила поездки по Италии и Швейцарии. В 1915–1916 работала над эскизами росписей Казанского вокзала в Москве на темы: Индия, Япония, Сиам, Турция (не осуществлены).
В 1918–1920 жила в Харькове, работала в Археологическом музее при университете. В 1919 овдовела. В 1920 вернулась в Петроград. В августе 1924 эмигрировала во Францию, поселилась в Париже. В 1925–1926 совершила путешествие по Англии, в 1927 посетила Германию и Бельгию. В 1928 и 1932 осуществила поездки в Марокко. В течение 1929–1939, 1945–1959 неоднократно бывала в Италии, Швейцарии, Англии, Бельгии.
Несмотря на активное участие в выставках, творчество художницы не получило «широкого признания» в Европе. Персональные выставки Серебряковой состоялись в галерее «Шарпантье» в Париже (1927, 1930/1931, 1932, 1938), галерее В. Гиршмана и галерее Бернхейма (1929). В 1931 совместно с Д. Д. Бушеном, провела выставки в Брюсселе и Антверпене. Принимала участие в выставках русского искусства в США (передвижная, 1924/1925), Париже (1927 и 1932), Брюсселе (1928), Берлине и Белграде (1930), Риге (1932), Праге (1935).
В 1934–1935 создала декоративные панно «Флора», «Правосудие», «Искусство», «Свет» для особняка барона Броуэра под Брюсселем.
В 1965–1966 в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске, а также в 1987 в Москве состоялись большие ретроспективные выставки Серебряковой.
Художница умерла в возрасте восьмидесяти двух лет и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа, под Парижем.
Творчество Серебряковой можно отнести к направлению неоклассицизма в русском искусстве, наиболее последовательными представителями которого были Александр Яковлев и Василий Шухаев. Истоки искусства Серебряковой — это русский крестьянский жанр Алексея Венецианова и итальянские мастера XIV–XVI веков.
Серебрякова оставила значительное живописное и графическое наследие, которое преимущественно находится в коллекциях отечественных музеев (Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее), а также в частных собраниях.
Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе