1884–1952
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Константинович
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, акварелист, художественный критик, историк искусства
Из старинного дворянского рода. Отец — инженер-технолог, занимавший административные посты в провинции. Общее образование получил в реальном училище. Учился в рисовальной школе П. И. Сычева в Орле (1890-е), подготовительных классах Я. С. Гольдблата в Петербурге (1901). После неудачной попытки поступить в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ поехал в Казань, где продолжил обучение на архитектурном отделении художественной школы у К. Л. Мюфке и Ф. Р. Амлонга (1901–1903). В 1903 поступил в ВХУ; занимался на архитектурном отделении (1903–1915, с перерывами). В 1908–1909 жил в Москве; самостоятельно занимался в Румянцевской библиотеке, Историческом музее и Строгановском художественно-промышленном училище. Посещал московскую студию К. Ф. Юона. В 1915 защитил дипломный проект в ВХУ, получив звание архитектора-художника.
Жил в Петербурге (Петрограде). В 1904, 1905, 1907, 1909 путешествовал по городам Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Польши. Неоднократно ездил по старым городам России. Изучал старую и новую архитектуру, исполнял архитектурные зарисовки. Создал графические и акварельные серии: «Древлянские напевы», «Старый Париж», «Дворцы, виллы и сады», «По городам Италии», «Храмы и жилища», «Из средневековья», «Старый и новый Петербург», «Памятники архитектурной старины в России», «Старая Варшава», «Казань» и другие. Занимался экслибрисом, книжной графикой.
Был близок мастерам «Мира искусства». В 1909 дебютировал как художник в «Салоне» С. К. Маковского. Провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон» (1909). Участвовал в выставках в залах ИАХ, Союза русских художников (1909), Нового общества художников (1912, 1913, 1915, 1917), международной художественной выставке в Брюсселе и выставке русского искусства в Париже (1910).
В печати выступал с 1908. Сотрудничал в журналах «Зодчий», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба», «Искусство в Южной России». В 1908–1909 сделал серию докладов об архитектуре Западной Европы и России. Автор монографий «Прогулки по старым кварталам Парижа» (СПб., 1912), «Кострома» (совместно с В. К. Лукомским; СПб., 1913), «Вологда в ее старине» (Пг., 1914), «Старый Петербург. Прогулки по старым кварталам» (Пг., 1916), «Памятники старинной русской архитектуры в типах ее художественного строительства» (Пг., 1916) и других.
В 1914–1915 участвовал в окопных работах на фронте в Галиции, где выполнил иллюстрации для своей книги «Галиция в ее старине» (СПб., 1915).
После Февральской революции вошел в Особое совещание по делам искусств; возглавлял работы по описи и реставрации памятников Царского Села. В ноябре 1918 уехал на Украину. Изучал памятники византийской старины в Киеве, сотрудничал во Всеиздате, организовал и возглавил художественный музей, созданный на основе частной коллекции Б. И. Ханенко (ныне — Киевский музей восточного и западного искусства). Перед приходом Добровольческой армии уехал из Киева, опасаясь репрессий. Зиму провел в Ялте, весной 1920 эмигрировал. Жил в Константинополе (1920), Берлине (1921–1925), Париже (с 1925), Лондоне (с 1940).
За рубежом по-прежнему сочетал художественную деятельность с литературной. В 1920-х сотрудничал в эмигрантских журналах «Сполохи», «Жар-птица», «Накануне»; был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Жизнь искусства», «Красная панорама». Писал статьи для периодических изданий Apollo, The Studio, Beaux-Arts, Emporium и других. Опубликовал обширные монографии: «Русский фарфор», «Русское зодчество» (обе — Берлин, 1924), «Андреа Палладио. Жизнь и творчество» (Париж, 1927), «Чарльз Камерон» (Лондон, 1943), «История русской живописи. 1840–1890» (Лондон, 1945), «Еврейское искусство в европейских синагогах» (Лондон, 1947).
Произведения художника продолжали появляться на выставках в Советской России, в частности на выставке оригинальных рисунков петроградских книжных знаков (1923), выставке произведений революционной и советской тематики (1930) и других. В 1928 состоялась большая ретроспективная выставка Лукомского в Казани. С успехом провел персональные выставки в Париже (1935) и Лондоне (1936).
Творчество Лукомского представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Люксембургском музее, Музее декоративных искусств в Париже, Музее замка Сфорцеско в Милане, Национальной галерее старинного искусства в Риме.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе