1886–1920
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Егор
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График
Из дворянской семьи; сын служащего, брат поэта Владимира Нарбута. Общее образование получил в Глуховской гимназии (1896–1906). В 1906 переехал в Петербург. Учился в Санкт-Петербургском университете, сначала на факультете восточных языков, затем — на филологическом факультете. Систематического художественного образования не получил. Занимался рисунком самостоятельно; организовал при университете вечерние рисовальные вечера для художников-любителей. В середине 1900-х посещал художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. С. Бакста, М. В. Добужинского, К. А. Сомова. Пользовался советами И. Я. Билибина, у которого снимал комнату. В 1909 уехал в Мюнхен, в течение нескольких месяцев занимался в студии художника-графика Ш. Холлоши.
Жил в Петербурге (Петрограде), с 1917 — в Киеве. Работал в области станковой, книжной и журнальной графики, занимался созданием экслибрисов. Сотрудничал в издательствах «Шиповник», «Община св. Евгении», М. О. Вольфа, И. Н. Кнебеля, Р. Голике и А. Вильборга. Выполнил иллюстрации к детским книгам «Как мыши кота хоронили» В. А. Жуковского, «Пляши Матвей, не жалей лаптей» (1910), «Игрушки» (1911), «Басни» И. А. Крылова (1910, 1911), «Соловей» Г.-Х. Андерсена (1912) и другим. Оформил сборники «Русская икона» (1913–1914), книги «Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII — XVII веков» (1915), «Старинные усадьбы Харьковской губернии» (1917), «Украинская азбука» (1917). Был постоянным сотрудником журнала «Аполлон», художником журналов «Гербовед» (1913–1915), «Лукоморье» (1914–1916). В 1919–1920 оформлял журналы «Мистецтво», «Солнце труда», «Зори», «Народное хозяйство Украины».
С 1915 работал канцелярским служащим Департамента Герольдии. Участвовал в создании «Малороссийского гербовника» (1913). Был призван на военную службу, которую проходил при «Красном Кресте». Издавал лубочные картинки на военные темы.
После Февральской революции 1917 стал членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве.
Преподавал в Украинской Академии искусств (с 1917), профессор, с 1918 — ректор Академии. Возглавлял украинскую «Экспедицию заготовки государственных бумаг» (1918–1919); занимался разработкой оформления украинских денежных знаков, печатей, почтовых марок. Разрабатывал эскизы военных мундиров армии Украины, дизайн упаковок, этикеток промышленных товаров, открыток.
После установления на Украине советской власти вошел в правление Профессионального союза художников. Входил в Комиссию по организации Второго государственного музея. Некоторое время занимал пост начальника отдела пластических искусств комиссариата по делам искусств и национальной культуры, с апреля 1919 возглавлял секцию художественной промышленности при Отделе искусств Наркомпроса.
С 1909 — участник выставок (VI выставка Союза русских художников). Член и экспонент «Мира искусства», с 1916 — член Комитета объединения. В советские годы участвовал в 1-й Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков (1920). Работы Нарбута экспонировались на выставке петроградских книжных знаков (1923) в Петрограде, выставке «Русский книжный знак» (1923) в Казани, выставке русского искусства (1928) в Брюсселе, украинской книжной графики в Харькове (1929), современной украинской графики (1932) во Львове и других. В 1926 в Киеве прошла посмертная выставка художника.
Нарбут — выдающийся мастер графики первой четверти ХХ столетия, представитель модерна. В ранний период прошел через увлечение творчеством Билибина (1900-е). Впоследствии выработал собственный стиль, отличительными особенностями которого являются высокая культура контурного перового рисунка, иногда подцвеченного акварелью, выразительность силуэта, стремление к изысканности и декоративности общего художественного решения, стилистическое многообразие. В разные годы использовал в своем творчестве мотивы русского народного искусства, лубка, ампира, украинского барокко, шинуазри; обращался к орнаментике и геральдике старых украинских гравюр.
Произведения Нарбута находятся в крупнейших музейных собраниях России, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе