1780–1847
Живописец, график.
Происходил из купеческой семьи. В 1790-х учился в одном из частных пансионов Москвы. В конце 1790-х — начале 1800-х служил чертежником. Живопись и рисунок осваивал самостоятельно. Весной 1802 переехал в Петербург, некоторое время работал помощником землемера при департаменте государственных имуществ, с 1807 состоял при Канцелярии директора почт Д. П .Трощинского. Одновременно брал частные уроки у В. Л. Боровиковского, занимался копированием шедевров старых мастеров в Эрмитаже. Занимался сатирической журнальной графикой, в 1807 издал «Журнал карикатур на 1808 год», состоящий из нескольких выпусков.
В 1811 представил в Совет ИАХ «Автопортрет», за который был признан «назначенным» в академики. Осенью того же года избран академиком за «Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств». В период Отечественной войны 1812 совместно с Теребеневым исполнял в технике офорта сатирические листы. В 1815 приобрел в Вышневолоцком уезде Тверской губернии сельцо Трониха с деревнями Сафонково, Сливнево, Максиха и Микашиха, где проводил летние месяцы. В 1817 выполнил сорок офортов с изображениями «уличных типов» для издания «Волшебный фонарь», по которым впоследствии были изготовлены фарфоровые статуэтки на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. В 1819 Венецианов оставил службу, чтобы целиком посвятить себя живописи.
Будучи деятельным членом Общества поощрения художников, он основал в деревне Сафонково художественную школу, где обучал рисунку и живописи по собственному методу. Он состоял в работе непосредственно с натуры, без копирования со слепков и гравюр, которое составляло начальный этап академической программы. Учениками Венецианов были крепостные и бедные молодые люди, которых художник брал на свое содержание. Среди них А. В. Тыранов, С. К. Зарянко, Г. К. Михайлов, А. Н. Мокрицкий, Е. Ф. Крендовский, И. С. Щедровский, Г. Сорока и другие.
В 1824 получил от Совета ИАХ программу на звание профессора «Натурный класс Академии художеств», но картину не исполнил. В 1830 был удостоен титула придворного живописца. В 1837 принял участие в конкурсе на историческую картину из эпохи Петра I на премию А. Н. Демидова, для чего создал полотно «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Занимался религиозной живописью, в частности создал иконы для Александровского собора в Варшаве, церкви Обуховской больницы и Смольного собора в Петербурге.
Выставки произведений Венецианова прошли в 1911 в Петербурге (из частных собраний), в 1947 — в Москве, в 1980 — в Ленинграде, Калинине (Твери) и Москве.
Венецианов — выдающийся художник первой половины XIX столетия, разработавший в своем творчестве русский вариант стиля бидермайер. Он считается одним из основоположников реализма в России. Работал преимущественно в области жанровой и портретной живописи. Обращался к историческим сюжетам и пейзажу. Занимался литографией.
Наибольшую известность мастеру принесли картины на сюжеты крестьянского быта: «Сидящий пастушок» (между 1823 и 1826), «Гумно» (1821), «На пашне», «Лето. Жатва» (начало 1820-х), «Жнецы» (вторая половины 1820-х). В них он создал поэтически-идеализированный образ сельской жизни. Произведения Венецианова поражали зрителя непосредственностью «живого» восприятия натуры, что было новаторским для своего времени. Много работая на пленэре, художник мастерски передавал эффекты дневного освещения. Его палитра достаточно сложна, в ней сочетаются насыщенные желто-коричневые, зеленые, голубоватые оттенки. Значительную роль в картинах играет пейзаж и интерьер.
Произведения Венецианова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тверской областной картинной галерее и других.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе