- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Бубновый валет
1911–1917, Москва
Члены-учредители: П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, В. В. Рождественский.
Действительные члены и члены-соревнователи: Е. А. Агафонов, К. К. Алексеева, Н. И. Альтман, В. С. Барт, А. А. Барышников, А. Н. Бейгуль, В. Г. Бехтеев, Г. М. Блюменфельд, К. Л. Богуславская, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, Л. А. Бруни, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, М. В. Верёвкина, К. Гольдфарб, В. В. Гонорский, Н. С. Гончарова, А. В. Грищенко, А. М. Гумилина, Н. М. Давыдова, В. К. Долин, С. И. Дымшиц-Толстая, В. Запорожцев, В. В. Каменский, К. В. Кандауров, В. В. Кандинский, Г. Ф. Кашменский, С. М. Кеворкова, И. В. Клюн, С. А. Клюшников, Э. К. Крон, Н. Б. Кузнецов, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов, М. В. Леблан, А. В. Лентулов, С. И. Лобанов, К. С. Малевич, И. А. Малютин, А. Т. Матвеев, М. И. Меньков, А. Ф. Микули, А. И. Мильман, М. И. Михеев, А. П. Могилевский, А. А. Моргунов, А. А. Осмёркин, Д. В. Петровский, В. Е. Пестель, А. П. Плигин, В. И. Пожарский, Л. С. Попова, Е. С. Потехина, И. А. Пуни, Н. Е. Роговин, М. С. Родионов, О. В. Розанова, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, И. А. Скуйе, А. Ф. Софронова, Л. Сюрваж (Л. Л. Штюрцваге), Б. А. Такке, В. Е. Татлин, Л. Г. Турченко, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, Г. В. Фёдоров, И. С. Федотов, А. В. Фонвизин, Б. Г. Фриденсон, П. А. Харыбин, В. М. Ходасевич, Ю. И. Хольмберг-Крон, М. З. Шагал, Э. Шиман, Н. И. Штуцер, В. Р. Эйгес, А. А. Экстер, Е. И. Эпштейн, А. Г. Явленский и другие.
Иностранные экспоненты: Э. Босси, Ж. Брак, Ф. Валлотон, М. Вламинк, А. Глез, Р. Делоне, А. Дерен, К. ван Донген, Ж. Жовено, Ш. Камоэн, А. Канольдт, Э.-Л. Кирхнер, О. Кубин, Ф. Леже, М. Лентовска, А. Ле Фоконье, А. Матисс, А. Макке, Ф. Марк, О. Мюллер, Г. Мюнтер, Г. Науэн, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяк, Э. Хеккель и другие.
Почетные члены: В. И. Суриков, С. И. Щукин.
Выставки: 1910 (Москва); 1-я (1912, Москва) — 5-я (1917, Москва); 1927 (Москва; ретроспективная)
Крупнейшее авангардное выставочное художественное объединение 1910-х годов; в основе творческой концепции лежало увлечение примитивом: лубком, городским изобразительным фольклором (плакат, вывеска, росписи подносов).
Начало союзу было положено одноименной выставкой, состоявшейся в декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке; инициаторами выступили Д. Д. Бурлюк и М. Ф. Ларионов. Название было придумано М. Ф. Ларионовым: оно перекликалось с эстетикой лубка, в нем содержался выпад против современного эстетства и элемент эпатажа («бубновыми валетами» называли каторжников, вместе с тем обыгрывалось французское толкование игральной карты: бубновый валет — мошенник или плут); как писал впоследствии И. И. Машков, «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости».
В конце 1911 группа участников выставки обратилась к городским властям за разрешением учредить Общество художников «Бубновый валет», целью которого ставилось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Устав общества был утвержден 1 ноября 1911. Председателем правления избран П. П. Кончаловский (позже его сменил А. В. Куприн); секретарем — И. И. Машков, казначеем — А. В. Куприн. В состав правления в разные годы входили В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, М. С. Родионов. К концу первого года деятельности общество насчитывало 20 действительных членов и 50 членов-соревнователей (экспонентов). Почетными членами были избраны С. И. Щукин и В. И. Суриков.
Группа М. Ф. Ларионова (Н. С. Гончарова, В. С. Барт, Н. Е. Роговин, И. А. Скуйе) в общество не вступила и организовала самостоятельную выставку под названием «Ослиный хвост».
Всего объединение провело 5 выставок. По уставу 1911 года участником выставок мог быть каждый, кто внес денежный взнос; это привело к отсутствию эстетической целостности и неоднородности художественного уровня выставок.
Первая выставка открылась 23 января 1912 в зале Экономического общества Московского военного округа. Ее посетило 8 тысяч человек; около 20 работ было продано известным московским коллекционерам, что было расценено как несомненный успех. Последующие выставки «Бубнового валета» устраивались в салоне на Большой Дмитровке: в феврале — марте 1913 в Москве и апреле — мае того же года в Петербурге прошла 2-я выставка; в феврале 1914 в Москве — 3-я; в ноябре — декабре 1916 — 4-я; в ноябре — декабре 1917 — 5-я; все сопровождались изданием краткого каталога.
«Бубновый валет» не имел четко сформулированной теоретической программы, однако все художники утверждали приоритет чисто формальных художественных задач, противопоставляя себя в равной степени Товариществу передвижных художественных выставок, Союзу русских художников, «Миру искусства». В своей творческой практике бубнововалетцы опирались на опыт П. Сезанна, а также на современные тенденции западноевропейской живописи — кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм. В живописи преобладающими чертами являлись пластическая выразительность цвета, повышенная экспрессия, развитие фактурно-ритмической динамики, намеренная деформация форм.
В 1913 Общество выпустило сборник статей «К вопросу о современном состоянии русской живописи».
Свои взгляды члены Общества активно пропагандировали также на диспутах, которые устраивались в 1912–1913 в Политехническом музее при участии художников, поэтов-футуристов, литераторов различных направлений. На первом диспуте 12 февраля 1912 слушались доклады Н. И. Кульбина «Новое свободное искусство как основа жизни», В. В. Кандинского «Эпоха великой духовности» (зачитан Н. И. Кульбиным), Д. Д. Бурлюка «О кубизме и других направлениях в живописи»; официальным оппонентом выступил М. А. Волошин, неофициальными — постоянные идейные противники бубнововалетцев М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. Заметный общественный резонанс имел диспут 1 февраля 1913 по поводу покушения на картину И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Однако главным действом диспутов были не доклады, а «прения», которые часто принимали заостренный характер «с бросанием тяжелых стаканов и битьем графина по голове»; после одного из таких диспутов (19 февраля 1914) А. А. Моргунов был исключен из Общества за оскорбление, нанесенное Я. А. Тугендхольду.
Уже с 1914 Общество постепенно утрачивало внутреннее единство. С 1916 его стали покидать ведущие мастера: П. П. Кончаловский и И. И. Машков перешли в «Мир искусства», осенью 1917 за ними последовали А. В. Куприн, А. В. Лентулов, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк. На собрании общества 14 (27) октября председателем был избран К. С. Малевич, в общество вошла группа В. Е. Татлина. Однако уже 18 (31) октября и последователи В. Е. Татлина также покинули объединение, не встретив поддержки в своем требовании изменить его название.
В результате в последней выставке не участвовал ни один художник из числа учредителей «Бубнового валета». На закрытии последней выставки 3 (16) декабря 1917 выступали Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский и К. С. Малевич с докладом на тему «Заборная живопись». На этом деятельность объединения прекратилась.
Основное ядро «Бубнового валета» участвовало в выставках «Мира искусства» (1917–1918, 1921, 1922), председателем которого стал И. И. Машков. В 1925 бывшие участники «Бубнового валета», объединившись с молодыми художниками из числа учеников и последователей, основали общество «Московские живописцы», впоследствии вошли в Общество московских художников. В 1927 в Третьяковской галерее была организована ретроспективная выставка «Бубновый валет», на которой были показаны 72 произведения 8 художников — основателей и ведущих мастеров Общества (Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. В. Рождественского, Р. Р. Фалька).
Деятельности Объединения посвящена монография: Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.
Ретроспективные выставки прошли в Государственном Русском музее (2004) и Государственной Третьяковской галерее (2005).
Источники:
1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 81–82.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 8, 204.
3. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 58–59.
4. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 30–34.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю