Art Investment

HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом

Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах

Беглый взгляд на свежий отчет HISCOX Artist Top 100 может заставить разувериться в западной аналитике. Материал скуп на информацию и еще больше — на выводы. А самих цифр хватает лишь на два столбика: за прошлый год и позапрошлый. Тем не менее составила отчет компания ArtTactic — крупнейший аналитик рынка искусства, который очевидных промахов не допускает. Возможно, замысел британской компании кроется именно в сопоставлении двух цифр — а большего читателю и не требуется? Разберемся вместе.

Для начала — о сути отчета. HISCOX Artist Top 100 — это рейтинг ста современных мировых художников, выстроенный исходя из объемов продаж на Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Казалось бы, похожее мы наблюдали в отчетах Artnet. Но HISCOX дает немного больше: он рассматривает продажи искусства категории Wet Paint (c англ. — предупреждающий знак «Осторожно, окрашено!») — работ, выставленных на аукцион в течение трех лет с момента их создания. А это уже интереснее, поскольку между созданием и аукционом на коротком временном промежутке кроется и первая покупка. Следовательно, работы вышли на вторичный рынок достаточно быстро — вероятнее всего, со спекулятивным умыслом.

Посмотрим, кем там спекулирует Запад.

Таблица 1. Современные художники, 2022–2023

Год 2022 2023
Место в рейтинге Художник Основной вид искусства Объем продаж искусства, $ млн Художник Основной вид искусства Объем продаж искусства, $ млн
1 Дэвид Хокни (1937) Живопись 74,7 Яёи Кусама (1929) Скульптура 80,9
2 Яёи Кусама (1929) Скульптура 62,4 Дэвид Хокни (1937) Живопись 50,3
3 Ёситомо Нара (1959) Живопись 49,0 Ёситомо Нара (1959) Живопись 36,0
4 Сай Твомбли (1928–2011) Живопись 46,3 Сесили Браун (1969) Живопись 31,7
5 Адриан Гени (1977) Живопись 34,1 Джордж Кондо (1957) Живопись 29,5

Совокупный объем аукционных продаж современного искусства в 2023 году снизился на 17 % по сравнению с 2022-м, однако все еще превышает аналогичные показатели 2019 года (на 26 %). По мнению аналитиков ArtTactic, это больше указывает на переосмысление коллекционерами арт-рынка после карантина (как покупать, где и кого), чем на очередной кризис.

Число современных художников, чьи работы были представлены на трех крупнейших аукционах, с 2019 года удвоилось, причем 41 % авторов не достигли 45-летнего возраста. ArtTactic связывает это со сменой поколений не только создателей искусства, но и коллекционеров.

Объем продаж работ авторов младше 45 лет (напомним, на сегодня это общепринятый возрастной ценз «молодых художников») составляет без малого 39 % от суммы всех продаж современного искусства. Наибольшую же долю продаж молодые художники имеют в сегменте до $50 тыс. — там за ними числится 44 % объема продаж.

Таблица 2. Современные художники до 45 лет, 2022–2023

Год 2022 2023
Место в рейтинге Художник Основной вид искусства Объем продаж искусства, $ млн Художник Основной вид искусства Объем продаж искусства, $ млн
1 Адриан Гени (1977) Живопись 34,1 Николас Парти (1980) Скульптура 20,2
2 Рашид Джонсон (1977) Живопись 9,4 Мэтью Вонг (1984–2019) Живопись 16,5
3 Йонас Вуд (1977) Живопись 7,6 Янё Фаноютими (1993) Живопись 8,5
4 Эдгар Планс (1977) Живопись 6,5 Каролин Уокер (1982) Живопись 7,5
5 Линетт Йадом-Боакье (1977) Живопись 3,4 Дмитрий Черняк (1988) Генеративное искусство 6,7

Этот же ценовой диапазон — от $10 до $50 тыс. — ArtTactic видит наиболее динамично растущим в следующие несколько лет. Однако, считает британский аналитик, это произойдет не из-за снижения средних цен на «доступное искусство», а путем более массового входа на рынок молодых покупателей, для которых данный диапазон является приемлемым для первого приобретения с целью «осмотреться» на рынке и далее расти в статусе коллекционеров.

Фигуранты HISCOX Artist Top 100 представляют всего 4 % имен в зарубежном современном искусстве, продаваемом ведущими аукционными домами, но при этом их суммарные продажи составляют 78 % от общего объема. Другими словами, восемь из каждых десяти долларов рынка современного искусства делят между собой сто главных его авторов.

«Женское искусство»

Работы современных художниц показывают бóльшую устойчивость к снижению средних цен на предметы искусства, наблюдаемую повсеместно. Так, средняя стоимость проданных с молотка «женских» работ в 2023 снизилась всего на 8 % — по сравнению с 20 % падения цен на работы авторства мужчин.

Таблица 3. Современные художницы, 2022–2023

Год 2022 2023
Место в рейтинге Художник Основной вид искусства Объем продаж искусства, $ млн Художник Основной вид искусства Объем продаж искусства, $ млн
1 Яёи Кусама (1929) Скульптура 62,4 Яёи Кусама (1929) Скульптура 80,9
2 Шара Хьюз (1981) Живопись 22,6 Сесили Браун (1969) Живопись 31,7
3 Жюли Мерету (1970) Живопись 20,6 Жюли Мерету (1988) Живопись 14
4 Агнес Мартин (1912–2004) Живопись 13,9 Янё Фаноютими (1993) Живопись 8,5
5 Эвери Сингер (1987) Цифровое искусство 13,1 Дженни Савиль (1970) Живопись 7,8

В 2023 году 95-летняя Яёи Кусама с результатом $80,9 млн возглавила и рейтинг самых успешных современных художниц по объемам продаж, и кстати, рейтинг самых успешных современных авторов вообще. Второй номер «обще-гендерного» рейтинга — 86-летний Дэвид Хокни — со своими $50,3 млн отстал от японской художницы почти вдвое.

Интересно, что на противоположном конце списка с $1,6 млн расположилась — или закатилась? — недавняя громкая «звездочка» Gagosian Gallery Анна Вейант (99-е место в 2023 году, 30-е место — в 2022-м). Фигуративная художница, чередовавшая переосмысление Караваджо с торговлей картинами на пляжах Флориды, очень быстро получила признание, персональные выставки и аукционные продажи. Злые языки поговаривали даже о ее романе с самим Ларри Гагосяном — но даже такой активный пиар не позволил Анне закрепиться в первой трети рейтинга долее, чем на один сезон.

Сесили Браун и Джули Мерету (про обеих ARTinvestment.RU писал еще в 2020 году, предрекая им светлое арт-будущее) продемонстрировали впечатляющий рост позиций в текущем рейтинге. В 2023 году Мерету также установила персональный аукционный рекорд продаж среди художников африканского происхождения, продав свою работу за $10,7 млн.

«Свежее искусство»

Число художников, работы которых были проданы как «свежее искусство» (созданное, напомним, в течение трех лет до момента аукционной продажи), возросло с 497 в 2022 году до 624 в 2023-м (+26 %). Связывают это с неугасающей актуальностью такого явления, как «флиппинг» (c англ. Flipping — быстрая перепродажа спекулятивного характера для получения прибыли). По сути, «флиппинг» — это краткосрочные инвестиции в искусство ультрасовременных художников. Настолько «ультра» — что продать работы нужно успеть до того, как рынок разберется: художник перед ним или маркетинговый ход.

Таблица 4. Современные художники категории «свежее искусство», 2022–2023

Год 2022 2023
Место в рейтинге Художник Основной вид искусства Кол-во проданных лотов, шт. Художник Основной вид искусства Кол-во проданных лотов, шт.
1 Джорди Кервик (1982) Живопись 51 Тайлер Хоббс (1980) Генеративное искусство 16
2 Эдгар Планс (1977) Живопись 32 Альберт Виллем (1979) Живопись 16
3 Иссаак Исмаил (1989) Живопись 32 Дмитрий Черняк (1988) Генеративное искусство 14
4 Абудия (1983) Живопись 22 Фика Леон (1985) Живопись 13
5 Мистер Дудл (1994) Живопись 20 Эдгар Планс (1977) Живопись 11

Молодые современные художники (до 45 лет) стали основным локомотивом «свежего искусства»: из 924 проданных в 2023 году работ их авторству принадлежат 662 (72 %). Интересно, что «свежее искусство» составляет всего 20 % от общего объема аукционных продаж молодых художников — другими словами, на Западе спекулятивно покупают и продают далеко не всё и не всех.

При этом совокупный объем продаж «свежего искусства» в исполнении художников младше 45 лет в 2023 году существенно (на 42 %) снизился — до $39 млн, по сравнению с $67 млн в 2022 году. И это — несмотря на близкое по сумме количество лотов в обоих сезонах. Очевидно, что спекулятивные покупки становятся менее прибыльными для участников спринта. Но все равно живы.

Кроме уменьшения желаемой нормы прибыли, для продавца-спекулянта значительно возрос риск не продать лот: не встретившие нового владельца «свежеокрашенные» работы составили 17 % — по сравнению с 6 % в 2022 году.

Таблица 5. Современные художники категории «свежее искусство», 2019–2023

Год 2019 2020 2021 2022 2023
Объем продаж искусства, млн $ 37 53 130 109 70
Количество проданных предметов, шт. 376 366 464 979 924
Количество непроданных предметов, шт. 21 26 18 58 186
Доля непроданных предметов, % 6 7 4 6 20

На наш взгляд, главная ценность отчета — при том что он наглядно показывает дыхание сегодняшнего рынка и открывает коллекционеру новые имена — заключается не столько в цифрах, сколько в самом факте его появления. Поясним: за последние восемь лет рынок привык к другому отчету — Online Sales Report, ежегодно выпускаемому связкой HISCOX/ArtTactic. И вот в 2023 году параллельно запускается новый аналитический проект, посвященный не онлайн-продажам, а современным молодым именам. Обе британские компании отлично чувствуют рынок и направление ветра, а тот указывает на очевидный тренд следующих лет — смешанные торги в средней ценовой категории, с привлечением новых покупателей. Увидел в онлайне — купил в офлайне; заинтересовался художником на предаукционной выставке — купил на онлайн-аукционе.

По мнению ArtTactic, это направление развития рынка противодействует кризису, поскольку предполагает то, что выше любой турбулентности, — переосмысление коллекционером самого рынка искусства и регулярные недорогие покупки, невзирая на внешние факторы. Не случайно в последний отчет аккуратно «подмешаны» художники из мира генеративного искусства и NFT. А отчеты HISCOX Online Art Sales Report и HISCOX Artist Top 100 — считайте это прогнозом ARTinvestment.RU — вскоре объединятся в один. И границы между онлайном и офлайном сотрутся так же внезапно, как и были созданы. Той же самой невидимой рукой рынка, что их создала.

Поверьте тем, кто балансирует между онлайном и офлайном без малого 17 лет.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240412_hiscox_artist_top_100.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240412_hiscox_artist_top_100.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».