HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом
Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
Беглый взгляд на свежий отчет HISCOX Artist Top 100 может заставить разувериться в западной аналитике. Материал скуп на информацию и еще больше — на выводы. А самих цифр хватает лишь на два столбика: за прошлый год и позапрошлый. Тем не менее составила отчет компания ArtTactic — крупнейший аналитик рынка искусства, который очевидных промахов не допускает. Возможно, замысел британской компании кроется именно в сопоставлении двух цифр — а большего читателю и не требуется? Разберемся вместе.
Для начала — о сути отчета. HISCOX Artist Top 100 — это рейтинг ста современных мировых художников, выстроенный исходя из объемов продаж на Sotheby’s, Christie’s и Phillips. Казалось бы, похожее мы наблюдали в отчетах Artnet. Но HISCOX дает немного больше: он рассматривает продажи искусства категории Wet Paint (c англ. — предупреждающий знак «Осторожно, окрашено!») — работ, выставленных на аукцион в течение трех лет с момента их создания. А это уже интереснее, поскольку между созданием и аукционом на коротком временном промежутке кроется и первая покупка. Следовательно, работы вышли на вторичный рынок достаточно быстро — вероятнее всего, со спекулятивным умыслом.
Посмотрим, кем там спекулирует Запад.
Таблица 1. Современные художники, 2022–2023
Год | 2022 | 2023 | ||||
Место в рейтинге | Художник | Основной вид искусства | Объем продаж искусства, $ млн | Художник | Основной вид искусства | Объем продаж искусства, $ млн |
1 | Дэвид Хокни (1937) | Живопись | 74,7 | Яёи Кусама (1929) | Скульптура | 80,9 |
2 | Яёи Кусама (1929) | Скульптура | 62,4 | Дэвид Хокни (1937) | Живопись | 50,3 |
3 | Ёситомо Нара (1959) | Живопись | 49,0 | Ёситомо Нара (1959) | Живопись | 36,0 |
4 | Сай Твомбли (1928–2011) | Живопись | 46,3 | Сесили Браун (1969) | Живопись | 31,7 |
5 | Адриан Гени (1977) | Живопись | 34,1 | Джордж Кондо (1957) | Живопись | 29,5 |
Совокупный объем аукционных продаж современного искусства в 2023 году снизился на 17 % по сравнению с 2022-м, однако все еще превышает аналогичные показатели 2019 года (на 26 %). По мнению аналитиков ArtTactic, это больше указывает на переосмысление коллекционерами арт-рынка после карантина (как покупать, где и кого), чем на очередной кризис.
Число современных художников, чьи работы были представлены на трех крупнейших аукционах, с 2019 года удвоилось, причем 41 % авторов не достигли 45-летнего возраста. ArtTactic связывает это со сменой поколений не только создателей искусства, но и коллекционеров.
Объем продаж работ авторов младше 45 лет (напомним, на сегодня это общепринятый возрастной ценз «молодых художников») составляет без малого 39 % от суммы всех продаж современного искусства. Наибольшую же долю продаж молодые художники имеют в сегменте до $50 тыс. — там за ними числится 44 % объема продаж.
Таблица 2. Современные художники до 45 лет, 2022–2023
Год | 2022 | 2023 | ||||
Место в рейтинге | Художник | Основной вид искусства | Объем продаж искусства, $ млн | Художник | Основной вид искусства | Объем продаж искусства, $ млн |
1 | Адриан Гени (1977) | Живопись | 34,1 | Николас Парти (1980) | Скульптура | 20,2 |
2 | Рашид Джонсон (1977) | Живопись | 9,4 | Мэтью Вонг (1984–2019) | Живопись | 16,5 |
3 | Йонас Вуд (1977) | Живопись | 7,6 | Янё Фаноютими (1993) | Живопись | 8,5 |
4 | Эдгар Планс (1977) | Живопись | 6,5 | Каролин Уокер (1982) | Живопись | 7,5 |
5 | Линетт Йадом-Боакье (1977) | Живопись | 3,4 | Дмитрий Черняк (1988) | Генеративное искусство | 6,7 |
Этот же ценовой диапазон — от $10 до $50 тыс. — ArtTactic видит наиболее динамично растущим в следующие несколько лет. Однако, считает британский аналитик, это произойдет не из-за снижения средних цен на «доступное искусство», а путем более массового входа на рынок молодых покупателей, для которых данный диапазон является приемлемым для первого приобретения с целью «осмотреться» на рынке и далее расти в статусе коллекционеров.
Фигуранты HISCOX Artist Top 100 представляют всего 4 % имен в зарубежном современном искусстве, продаваемом ведущими аукционными домами, но при этом их суммарные продажи составляют 78 % от общего объема. Другими словами, восемь из каждых десяти долларов рынка современного искусства делят между собой сто главных его авторов.
«Женское искусство»
Работы современных художниц показывают бóльшую устойчивость к снижению средних цен на предметы искусства, наблюдаемую повсеместно. Так, средняя стоимость проданных с молотка «женских» работ в 2023 снизилась всего на 8 % — по сравнению с 20 % падения цен на работы авторства мужчин.
Таблица 3. Современные художницы, 2022–2023
Год | 2022 | 2023 | |||||
Место в рейтинге | Художник | Основной вид искусства | Объем продаж искусства, $ млн | Художник | Основной вид искусства | Объем продаж искусства, $ млн | |
1 | Яёи Кусама (1929) | Скульптура | 62,4 | Яёи Кусама (1929) | Скульптура | 80,9 | |
2 | Шара Хьюз (1981) | Живопись | 22,6 | Сесили Браун (1969) | Живопись | 31,7 | |
3 | Жюли Мерету (1970) | Живопись | 20,6 | Жюли Мерету (1988) | Живопись | 14 | |
4 | Агнес Мартин (1912–2004) | Живопись | 13,9 | Янё Фаноютими (1993) | Живопись | 8,5 | |
5 | Эвери Сингер (1987) | Цифровое искусство | 13,1 | Дженни Савиль (1970) | Живопись | 7,8 |
В 2023 году 95-летняя Яёи Кусама с результатом $80,9 млн возглавила и рейтинг самых успешных современных художниц по объемам продаж, и кстати, рейтинг самых успешных современных авторов вообще. Второй номер «обще-гендерного» рейтинга — 86-летний Дэвид Хокни — со своими $50,3 млн отстал от японской художницы почти вдвое.
Интересно, что на противоположном конце списка с $1,6 млн расположилась — или закатилась? — недавняя громкая «звездочка» Gagosian Gallery Анна Вейант (99-е место в 2023 году, 30-е место — в 2022-м). Фигуративная художница, чередовавшая переосмысление Караваджо с торговлей картинами на пляжах Флориды, очень быстро получила признание, персональные выставки и аукционные продажи. Злые языки поговаривали даже о ее романе с самим Ларри Гагосяном — но даже такой активный пиар не позволил Анне закрепиться в первой трети рейтинга долее, чем на один сезон.
Сесили Браун и Джули Мерету (про обеих ARTinvestment.RU писал еще в 2020 году, предрекая им светлое арт-будущее) продемонстрировали впечатляющий рост позиций в текущем рейтинге. В 2023 году Мерету также установила персональный аукционный рекорд продаж среди художников африканского происхождения, продав свою работу за $10,7 млн.
«Свежее искусство»
Число художников, работы которых были проданы как «свежее искусство» (созданное, напомним, в течение трех лет до момента аукционной продажи), возросло с 497 в 2022 году до 624 в 2023-м (+26 %). Связывают это с неугасающей актуальностью такого явления, как «флиппинг» (c англ. Flipping — быстрая перепродажа спекулятивного характера для получения прибыли). По сути, «флиппинг» — это краткосрочные инвестиции в искусство ультрасовременных художников. Настолько «ультра» — что продать работы нужно успеть до того, как рынок разберется: художник перед ним или маркетинговый ход.
Таблица 4. Современные художники категории «свежее искусство», 2022–2023
Год | 2022 | 2023 | ||||
Место в рейтинге | Художник | Основной вид искусства | Кол-во проданных лотов, шт. | Художник | Основной вид искусства | Кол-во проданных лотов, шт. |
1 | Джорди Кервик (1982) | Живопись | 51 | Тайлер Хоббс (1980) | Генеративное искусство | 16 |
2 | Эдгар Планс (1977) | Живопись | 32 | Альберт Виллем (1979) | Живопись | 16 |
3 | Иссаак Исмаил (1989) | Живопись | 32 | Дмитрий Черняк (1988) | Генеративное искусство | 14 |
4 | Абудия (1983) | Живопись | 22 | Фика Леон (1985) | Живопись | 13 |
5 | Мистер Дудл (1994) | Живопись | 20 | Эдгар Планс (1977) | Живопись | 11 |
Молодые современные художники (до 45 лет) стали основным локомотивом «свежего искусства»: из 924 проданных в 2023 году работ их авторству принадлежат 662 (72 %). Интересно, что «свежее искусство» составляет всего 20 % от общего объема аукционных продаж молодых художников — другими словами, на Западе спекулятивно покупают и продают далеко не всё и не всех.
При этом совокупный объем продаж «свежего искусства» в исполнении художников младше 45 лет в 2023 году существенно (на 42 %) снизился — до $39 млн, по сравнению с $67 млн в 2022 году. И это — несмотря на близкое по сумме количество лотов в обоих сезонах. Очевидно, что спекулятивные покупки становятся менее прибыльными для участников спринта. Но все равно живы.
Кроме уменьшения желаемой нормы прибыли, для продавца-спекулянта значительно возрос риск не продать лот: не встретившие нового владельца «свежеокрашенные» работы составили 17 % — по сравнению с 6 % в 2022 году.
Таблица 5. Современные художники категории «свежее искусство», 2019–2023
Год | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Объем продаж искусства, млн $ | 37 | 53 | 130 | 109 | 70 |
Количество проданных предметов, шт. | 376 | 366 | 464 | 979 | 924 |
Количество непроданных предметов, шт. | 21 | 26 | 18 | 58 | 186 |
Доля непроданных предметов, % | 6 | 7 | 4 | 6 | 20 |
На наш взгляд, главная ценность отчета — при том что он наглядно показывает дыхание сегодняшнего рынка и открывает коллекционеру новые имена — заключается не столько в цифрах, сколько в самом факте его появления. Поясним: за последние восемь лет рынок привык к другому отчету — Online Sales Report, ежегодно выпускаемому связкой HISCOX/ArtTactic. И вот в 2023 году параллельно запускается новый аналитический проект, посвященный не онлайн-продажам, а современным молодым именам. Обе британские компании отлично чувствуют рынок и направление ветра, а тот указывает на очевидный тренд следующих лет — смешанные торги в средней ценовой категории, с привлечением новых покупателей. Увидел в онлайне — купил в офлайне; заинтересовался художником на предаукционной выставке — купил на онлайн-аукционе.
По мнению ArtTactic, это направление развития рынка противодействует кризису, поскольку предполагает то, что выше любой турбулентности, — переосмысление коллекционером самого рынка искусства и регулярные недорогие покупки, невзирая на внешние факторы. Не случайно в последний отчет аккуратно «подмешаны» художники из мира генеративного искусства и NFT. А отчеты HISCOX Online Art Sales Report и HISCOX Artist Top 100 — считайте это прогнозом ARTinvestment.RU — вскоре объединятся в один. И границы между онлайном и офлайном сотрутся так же внезапно, как и были созданы. Той же самой невидимой рукой рынка, что их создала.
Поверьте тем, кто балансирует между онлайном и офлайном без малого 17 лет.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240412_hiscox_artist_top_100.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240412_hiscox_artist_top_100.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.