Современные художники в кризис: Сесили Браун
Сесили Браун — художница, обладающая способностью появляться в нужном месте в ненужное время
Сесили Браун уже более двадцати пяти лет не изменяет своему стилю и при этом удерживает прочные позиции на мировой арт-сцене. Ее масштабные холсты с плотными, энергичными, искрящимися мазками краски на белом грунте хорошо узнаваемы и обеспечили автору репутацию одного из важнейших живописцев своего поколения. Индивидуальное обращение к классике живописной традиции через изображения женской фигуры, дополненное личным опытом осмысления творчества виднейших представителей современного искусства второй половины XX века послужило гарантией неизменной востребованности ее работ на протяжении десятилетий.
Произведения Браун балансируют между фигуративным гротеском Лондонской школы в лице Люсьена Фрейда и в особенности Фрэнсиса Бэкона и абстрактным экспрессионизмом Виллема де Кунинга и Джексона Поллока. В этих преимущественно мужских живописных направлениях она является своего рода первопроходцем и намеренно предлагает предельно субъективную, исключительно женскую интерпретацию проблематики изображения обнаженного тела.
Искусство Браун, как и многих художников ее поколения, основано в первую очередь на апроприации образов, которые переполняют визуальное поле современной культуры. Нередко в живописи она отталкивается от конкретных фотографий или картин, называет свои работы по известным голливудским кинофильмам. Прежде всего художника волнуют вопросы, связанные с телесностью, ее восприятием социумом, и женской сексуальностью, — в поиске ответов на них Браун прибегает к изобразительным находкам вышеупомянутой Лондонской школы, а к трактовке человеческой фигуры, почерпнутой из фламандского барокко, добавляет открытия французского рококо и импрессионистов. С экспрессионизмом де Кунинга ее живопись ощутимо сближает интерес к фиксации момента распада фигуративного в абстрактное, который сочетается с сохранением в произведениях обоих начал.
Сесили Браун родилась в 1969 году в графстве Суррей в Великобритании. Ее родители, влиятельный художественный критик Дэвид Сильвестр и шотландская писательница Шена Маккей, с детства поощряли ее увлечение искусством. Сильвестр сыграл немалую роль в продвижении живописи Фрэнсиса Бэкона, с которой Браун познакомилась еще в детском возрасте. По ее собственному признанию, работы художника произвели на нее неизгладимое впечатление. Впоследствии Браун с художником связывала тесная дружба, и его творчество серьезно повлияло на ее манеру с точки зрения как общей эстетики, так и подхода к форме.
В 1985 году Браун поступает в Epsom School of Art and Design (сейчас University for the Creative Arts) в Суррее. Спустя два года она переезжает в Лондон, где берет уроки рисунка и гравюры в Morley College (1987–1989), а затем заканчивает Slade School of Fine Art Университетского колледжа Лондона (1989–1993) и получает первый приз на Национальном конкурсе для студентов творческих вузов (National Competition for British Art Students).
В 1992 году Сесили Браун в рамках обучения попала на шестимесячную стажировку в Нью-Йорке. Город потряс ее обилием солнца и предлагал перспективы, которые не были сопоставимы даже с возможностями арт-сцены престижного Лондона. В 1994-м она переезжает в Нью-Йорк, где живет и работает до сих пор.
Первое время в новом городе художник работала официанткой, а в творческом плане — пробовала себя в разных медиа. Она начала сотрудничать со студией анимации, результатом чего стал короткометражный фильм Four Letter Heaven (1995). К живописи Браун вернулась с новыми силами: одновременно в работе у нее могло находиться до двадцати холстов.
Уже через несколько лет у художника (которая, впрочем, никогда не была обделена любовью критики) прошла первая персональная выставка в Deitch Projects (1997). В 1999-м, в возрасте 29 лет, ее приглашает к сотрудничеству гигант художественного мира Gagosian. Работы ее включают в свои собрания Художественная галерея Олбрайта — Нокса в Буффало, Музей Соломона Гуггенхайма, Тейт Модерн, а также коллекционеры Эли и Эдит Броад, Дон и Мера Рабелл. Проходят персональные выставки Браун в Музее и саду скульптур Хиршхорна в Вашингтоне (2002), Музее современного искусства в Риме (MACRO, 2003), Национальном музее «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде (2004), в Музее изящных искусств в Бостоне (2006). Ее произведения взлетают в цене на аукционах. В 2007-м стоимость работы Браун (The Pyjama Game, 1997–1998) перешла рубеж в миллион долларов США, будучи проданной Christie’s за $1,6 млн.
В 2008 году Сесили Браун вышла замуж за американского архитектурного критика Николая Урусова. В 2015-м, к большому удивлению публики, она покинула Gagosian и перешла в небольшую и узконаправленную Paula Cooper Gallery. Если этот шаг и повлиял на ее художественную карьеру, то только в положительном ключе: на следующий, 2016 год пришлась первая целиком посвященная ее графике выставка в Центре графики в Нью-Йорке.
В 2018–2019 годах в Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке прошла ретроспектива Сесили Браун. В 2018 году две ее картины были отобраны для выставки в главном холле Метрополитен-опера — она стала первым художником, получившим подобное приглашение после Марка Шагала в 1966-м. На этот же год выпал ее абсолютный аукционный рекорд. Картина Suddenly Last Summer (1999) ушла с молотка на Sotheby’s за $6,8 млн.
В этом году к творчеству Браун приковано самое пристальное внимание прессы. В разгар пандемии, в мае 2020-го, ее работа (Figures in a Landscape I, 2001) была продана Gagosian за $5,5 млн посредством виртуальной выставочной площадки галереи. На лето была запланировала выставка серии ее картин во дворце Бленхейм в Оксфордшире, которая открылась с некоторой задержкой (17 сентября 2020 — 3 января 2021). Экспонируемые работы созданы Браун специально для проекта и вступают в диалог с украшающей стены дворца коллекцией Спенсеров-Черчиллей: произведениями Джошуа Рейнольдса, Антониса ван Дейка и семейными гобеленами.
Сесили Браун в цифрах
История публичных продаж художницы началась в 2000 году (спустя год после подписания контракта с Gagosian Gallery) с продажи живописной работы за $75 тыс. на нью-йоркском Sotheby’s. Отметим, что работа была создана двумя годами ранее, в 1998-м, и приобретена предыдущим владельцем на выставке Браун в Deitsch Projects — другими словами, аукционный прецедент был естественной реакцией рынка на смену автором патрона, а не (только) закулисными играми. Период активизации аукционных продаж ожидаемо пришелся на 2006–2008 годы, затем, не менее ожидаемо, рынок художницы сбавил обороты. Превзойти рекордную капитализацию за год (2008, $8,99 млн) Сесили Браун смогла лишь в 2017 году ($12,3 млн), далее последовал наиболее успешный аукционный год в истории художницы ($27,3 млн), включивший в себя уже упомянутую рекордную продажу за $5,8 млн. Отметим что эта продажа стала дважды повторной: спустя год после продажи на Phillips De Pury (2008) за $550 тыс. большеформатная живопись Suddenly Last Summer (1999) была успешно реализована на Sotheby’s за $900 тыс. (обе сделки — Нью-Йорк). Далее владелец, выждав 8 лет, выставил работу на торги, не меняя аукционного дома — и в итоге получил валовую прибыль в размере $4,9 млн, или 68,1 % среднегодового темпа роста стоимости (CAGR). Интересный факт: предыдущий продавец работы за год ее владения (2009–2010) получил примерно такое же значение CAGR — 63,6 % (другое дело, что заработал на сделке «всего» $350 тыс., минус комиссии и логистические расходы).
Сезоны 2017–2019 стали самыми успешными в аукционной карьере Сесили Браун — в сумме на них приходится 57 % объема всех продаж художницы за 20 лет. Пандемия сократила рынок работ Браун почти вдвое: по состоянию на 1 октября 2020 года объем ее аукционных продаж в нынешнем сезоне составляет $11,01 млн (59 % от всего 2019 года и 40 % от самого успешного 2018-го). При этом непроданными за 9 месяцев 2020-го остались 14 % работ — меньше, чем в лучшие годы, а вот средняя стоимость работ по сравнению с 2019 годом выросла на 28 % (за последние 7 лет она составляет $817 тыс.).
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Сесили Браун, 2000–2020
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн. |
---|---|---|---|---|
1 | Suddenly Last Summer (1999) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 5,800 |
2 | Carnival and Lent | Christie's, Лондон | 2020 | 5,177 |
3 | The Pyjama Game (1997–1998) | Seoul Auction, Сеул | 2018 | 4,984 |
4 | Night Passage (1999) | Christie's, Лондон | 2019 | 3,421 |
5 | The Skin of Our Teeth (1999) | Sotheby's, Лондон | 2018 | 3,308 |
6 | Have You Not Known, Have You Not Heard | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 3,100 |
7 | Confessions of a Window Cleaner | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 3,000 |
8 | Park (2004) | Sotheby's, Гонконг | 2020 | 2,064 |
9 | The Girl Who Had Everything (1998) | Sotheby's, Лондон | 2017 | 2,007 |
10 | Mondlandschaft mit Schilf (1969) | Christie's, Лондон | 2015 | 5,36 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Сесили Браун, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
Ценовой диапазон | < $50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | > $5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж, | $ млн | 1 155 | 1 029 | 16 155 | 29 755 | 46 233 | 10 977 |
% | 1,1 | 1,0 | 15,3 | 28,3 | 43,9 | 10,4 | |
Проданных лотов, шт. | 1 054 | 104 | 14 | 57 | 41 | 23 |
Таблица 3. Ценовая динамика проданных работ Сесили Браун на аукционных торгах, 2013–2020
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 6,96 | 0,88 | 1,40 | 0,51 | 12,34 | 27,35 | 18,55 | 11,01 |
шт. | 18 | 8 | 10 | 4 | 22 | 26 | 26 | 12 |
Сесили Браун и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что нынешний кризис рынок Браун успешно переживет. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художница получила 70 баллов из максимальных 100 и заняла пятое место в рейтинге доверия (напомним, его лидер — Герхард Рихтер — имеет 86 баллов). Сесили Браун также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2020 году она занимает двенадцатую строчку с 53 баллами. Тем, кому эта позиция кажется невысокой, следует учитывать три факта: из женщин-художников Браун пропустила вперед лишь Синди Шерман (2-е место, 77 баллов), в 2019 году в соответствующем рейтинге она имела лишь 29 баллов (+14 за год), а 10 лет назад не была представлена в отчете ArtTactic вовсе.
Комментарий AI: История Сесили Браун — это глава из учебника «Как оказываться в нужном месте в ненужное время». Эмоциональный (но казавшийся оправданным) переезд из Великобритании в США случился за несколько лет до того, как в Лондоне активизировалось современное искусство и началось формирование рынка образца середины 2000-х. Далее Браун попала на карандаш, а затем в галерею к Гагосяну — но борьба за права женщин еще не стала общественно-политическим трендом и американские коллекционеры оказались не готовы заменить на стенах художников на художниц. К середине 2010-х позиции женщин в искусстве укрепились — но, вот незадача, закончился очередной цикл маркетингового продвижения Герхарда Рихтера и абстрактный экспрессионизм уступил место новому витку модернизма, который повис с галерейных потолков мобилями Колдера. Под удар попали и другие абстракционисты, среди них — Сесили Браун.
А еще к 2015 году срок сотрудничества Браун с Гагосяном перешагнул 15-летнюю отметку. У топ-галерей, дорожащих рейтинговым портфолио, это означает следующее: либо ты топ-художник — либо тебя убирают с глаз подальше. Есть и третий вариант: художника объявляют давно состоявшейся звездой и отпускают в свободное плавание — при этом контролируя его продажи. Похоже, что Сесили хотели повести по второму пути (забвения), но начавшаяся экспансия женского искусства переставила стрелку в сторону третьего. После Gagosian Gallery ее представляет минимум пять галерей — американские, европейские и азиатские. Но выросшие с 2017 года аукционные продажи (не только объемы, но и результаты) намекают на незримый контроль арт-дилера № 1 за рынком художника. Выхолощенные контрактными обязательствами, художники после топ-галерей обычно не выживают. Не верите — спросите у Мураками.
В долгосрочной перспективе рынок художницы видится чуть менее успешным, чем в ближайшем полугодии — однако не стоит забывать, что среди определяющих следующее десятилетие 25 художников в рейтинге нет ни Сесили Браун, ни таких имен, как Люк Тюйманс, Дэмиен Херст, Пол Маккарти, Аниш Капур, Джордж Кондо и тот же Такаши Мураками. Будущее рынка нашей героини определится двумя факторами: результатами выборов в США и здоровьем 89-летнего Герхарда Рихтера. К сожалению, в отношении талантливых женщин-экспрессионистов другие причины на арт-рынке в ближайшее десятилетие не сработают.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201005_brown.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201005_brown.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.