Современные художники в кризис: Джули Мерету
История художницы, связавшей в абстрактном искусстве географию, культуру, историю и немного политики
В этой рубрике AI мы рассказываем о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодня снова пришла очередь молодых художников, а наша гостья в обновленном ноябрьском рейтинге заняла верхнюю строчку в списке авторов своего поколения.
Представляем: Джули Мерету (1970) — американская художница, в чьем творчестве география, культура, история и политика вступают в диалог на языке абстрактного искусства. По своей художественной форме ее произведения сближаются с русским авангардом, итальянским футуризмом, абстрактным экспрессионизмом, но концептуально выделяются в особый тип «исторического» пейзажа, становятся «исторической картой не-места» («story map of no location»), насыщенной личной эмоциональной составляющей.
Искусство для Мерету — способ познания мира и систематизации своих впечатлений от происходящих в нем событий. В ее творчестве находят отклик политические конфликты и социальное неравенство, общественные демонстрации и природные катаклизмы: от цветной революции в Египте до пожаров в Калифорнии. Проблемы миграции, перемены климата, капитализм, колониализм, войны, новые технологии — это лишь малая часть того, что находит живой отклик на ее холстах. В них хаотически переплетаются визуальные мотивы самого разного происхождения: от палеолитических наскальных изображений до азиатской каллиграфии, от живописи авангарда до американских комиксов. Искусство Мерету существует во множестве критических дискурсов и приглашает к применению самых разных интерпретационных стратегий.
Карты, таблицы, флаги, логотипы, документальная и архитектурная фотография — сущностные элементы в картине мира, которую создает Джули Мерету. Нередко она обрабатывает изображения с помощью компьютерных программ и затем переносит их на холст. Каждое ее произведение — результат длительной исследовательской работы с аэрофотоснимками, планами, архитектурными образами и историей запечатлеваемого места, в котором смешиваются множественные слои, отсылающие к историческим, культурным и визуальным его характеристикам. Мерету работает в двух измерениях: из ее мастерской выходят огромные работы акрилом на холсте, где тонкие элементы часто прорабатываются тушью, и небольшая по размерам графика.
Карьерные вехи Джули Мерету
Уроженка Аддис-Абебы (Эфиопия), Джули Мерету была старшим ребенком в семье профессора колледжа и американской школьной учительницы. Когда Джули было пять лет, семья эмигрировала в США, спасаясь от массовых репрессий диктатуры Дерг в Эфиопии. Отец будущей художницы преподавал экономическую географию в Мичиганском университете. Профессия отца впоследствии во многом повлияла на творческую практику живописца, которая еще в детстве заинтересовалась подобным способом классификации и исследования пространства.
Закончив престижную школу East Lansing, Мерету получила степень бакалавра искусств в Kalamazoo College, Мичиган, а затем провела год в Cheikh Anta Diop University в сенегальской столице Дакаре, там заинтересовалась творчеством местных мастеров. По возвращении в Америку она решила продолжить образование в сфере искусства и получила стипендию на обучение в Род-Айлендской школе дизайна (RISD), где изучала живопись и гравировальные техники. Именно во время учебы в Род-Айленде сложились основные направления творчества Мерету. Работа с гравюрой обусловила формирование художественного языка, состоящего из дробных графических элементов: точек, линий, символов и контуров форм. Уже тогда она стала использовать тушь и техники печати для создания многослойных работ, объединяющих графику и живопись, нанося экспрессивные абстрактные «отметки» поверх тонких архитектурных рисунков. В это же время появляются первые пейзажи Мерету, опирающиеся на аэрофотоснимки.
После окончания RISD (1997) художница переехала в Нью-Йорк. После того, как ее работы появились на выставках в некоммерческом Exit Art (1999) в Сохо и MoMA PS1 (2000) ей заинтересовались арт-дилеры, в том числе Кристиан Хэй. Первая персональная выставка Джули в пространстве Хэя Project gallery (2001) в Гарлеме имела ошеломляющий успех: все произведения оказались раскуплены до официального открытия. За ней последовала персональная музейная экспозиция в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе (2003). В 2005 году Мерету стала обладателем American Art Award от музея Уитни и выиграла грант фонда MacArthur Foundation, который часто называют «грант гения».
В 2007 году Мерету получила грандиозный заказ на огромное панно для холла банка Goldman Sachs в Нижнем Манхеттене. Грянул экономический кризис 2008-го, и мультимиллионный заказ оказался неуместным в новых условиях. Тем не менее Мерету закончила работу, но уже в Берлине, куда на время перебралась вместе с семьей. В 2010 году монументальное произведение под названием Mural обрело свое место в холле здания. Динамическая живопись Мерету, состоящая из дробных абстрактных форм, линий и схем, открывается, благодаря прозрачному фасаду здания, не только взгляду сотрудников, но и прохожим с улицы.
В Германии художница параллельно работала над не менее значительным проектом — семью картинами для берлинского филиала Музея Соломона Р. Гуггенхайма. Произведения сформировали собой серию Grey Area (2007–2009), само название которой — идиома, описывающая пограничную ситуацию, состояние неопределенности, в котором нечто не может быть определено точно или вообще неопределимо. В картинах преобладает неожиданная для Мерету серая палитра, которая перекликается с общей атмосферой города, напоминая о зыбкости в его культурной идентичности; произведения работают с исторической памятью, поднимая на поверхность сохранившиеся следы прошлого и конструируя образ настоящего. Серия экспонировалась в Гуггенхайме в Берлине и Нью-Йорке (2009—2010).
Еще одна масштабная историческая, «эпическая» работа Мерету была создана для Музея современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) в 2016 году. В диптихе, с двух сторон оформляющем лестницу атриума, художник размышляет на тему истории пейзажного жанра в Америке, понятой в политическом контексте. Основой для работы стали цифровым способом размытые фотографии расовых волнений, уличных протестов и изображения Запада в XIX веке.
В прошлом году произведения художницы участвовали в 58-й Венецианской Биеннале, а накануне пандемии прошла ее персональная выставка в Los Angeles County Museum of Art (2019–2020). Экспозиция должна отправиться в Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Художественный музей Хай в Атланте и Центр искусств Уокера в Миннеаполисе. В сентябре этого года журнал Time включил живописца в список 100 самых влиятельных людей 2020-го.
Работы Мерету входят в коллекции Института искусств Миннеаполиса, Музея современного искусства «Луизиана» в Хумлебеке, Смитсоновского музея американского искусства в Вашингтоне, Studio Museum в Гарлеме, Нью-Йорк, Музея современного искусства «Аструп-Фернли» в Осло, Гравюрного кабинета в Берлине и других. Основные галереи, представляющие художницу, — Marian Goodman Gallery в Нью-Йорке и White Cube в Лондоне.
Джули Мерету в цифрах
Аукционная история художницы началась в 2003 году с продажи акварели на нью-йоркском Christie’s за $32 тыс. по цене молотка. Дальнейших публичных прецедентов пришлось ожидать два года: в 2005-м этим же аукционным домом пять работ Джули были проданы на общую сумму чуть менее $200 тыс. Качественный рывок произошел в 2010 году, когда большеформатная (3 × 6 метров!) графика художницы была продана за $2 млн — на этот раз в нью-йоркском Sotheby’s. Период 2013–2015 годов был наиболее успешным для Мерету на публичном рынке: объем продаж за три года составил более $23 млн, или 45 % от суммы, полученной за ее произведения за все годы их аукционной истории (2003–2020), при этом количество непроданных лотов в 2013–2015 в среднем составило 14 % — показатель, который сделал бы честь самому Герхарду Рихтеру. Аукционный рекорд Джули Мерету был установлен в 2019 году — на пике следующей активизации рынка художницы: за $4,7 млн по цене молотка на гонконгском Sotheby’s была продана живопись 2006 года Black Ground (Deep Light). Всего к настоящему моменту на счету художницы 202 проданных лота: 24 % из них — живопись, далее почти в равном количестве следуют акварель и тиражная продукция, при наличии одной-единственной скульптуры.
В 2020 году с началом пандемии качество работ Мерету на торгах заметно снизилось: коллекционеры расставались исключительно с тиражной продукцией по среднему эстимейту $3 тыс. (при этом все 9 лотов оказались проданными).
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Джули Мерету, 2000–2020
№ | Название работы (год создания) | Основа, техника | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Black Ground (Deep Light) (2006) | Холст, акрил | Sotheby's, Гонконг | 2019 | 4,7 | 117,6 |
2 | Retopistics: A Renegade Excavation (2001) | Бумага, акварель, тушь | Christie's, Нью-Йорк | 2013 | 4,0 | 150,0 |
3 | Rise of the New Suprematists (2001) | Холст, акрил | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 4,0 | 0,0 |
4 | Looking Back to a Bright New Future (2003) | Холст, акрил | Christie's, Лондон | 2015 | 2,9 | 2,1 |
5 | Conjured Parts (Dresden) (2017) | Холст, смешанная техника | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 2,8 | 124,0 |
6 | Rising Down (2008) | Холст, полимерные материалы | Sotheby's, Доха | 2013 | 2,7 | 6,9 |
7 | Arcade (2005) | Холст, смешанная техника | Sotheby's, Нью-Йорк | 2019 | 2,5 | –16,7 |
8 | Bombing Babylon (2000) | Холст, акрил | Sotheby's, Нью-Йорк | 2013 | 2,3 | 31,4 |
9 | Untitled 2 (1999) | Бумага, акварель, тушь | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 2,1 | 68,0 |
10 | The Seven Acts of Mercy (2004) | Бумага, акварель, тушь | Sotheby's, Нью-Йорк | 2010 | 2,0 | 14,3 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Джули Мерету на аукционных торгах, 2000–2020
Ценовой диапазон | <10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 0,30 | 0,93 | 1 012 | 3 348 | 1 850 | 41 022 |
% | 0,62 | 1,9 | 2,1 | 6,9 | 3,8 | 84,6 | |
шт. | 68 | 39 | 14 | 17 | 2 | 18 |
Таблица 3. Динамика продаж Джули Мерету на аукционных торгах, 2013–2020
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 9 537 | 6 159 | 7 191 | 1 371 | 0,75 | 5 087 | 11 725 | 0,04 |
шт. | 13 | 21 | 13 | 7 | 16 | 12 | 16 | 9 |
Джули Мерету и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считали, что нынешний кризис рынок художницы переживет достаточно успешно: согласно индикатору доверия молодым авторам, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, Мерету получила 67 баллов из максимальных 100 (6-е место). В последнем, ноябрьском рейтинге ArtTactic она занимает первую строчку с 93 баллами. Другими словами, в краткосрочной перспективе (до весны 2021 года) ее росту, по мнению рынка, ничто не угрожает.
Джули Мерету также входит в рейтинг молодых художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года она получила 2-ю строчку в рейтинге (пропустив вперед лишь Линетт Ядом-Боакье), а в ноябре — 3-ю (первое место, подвинув обеих художниц, заняла Нжидека Акуниили Кросби).
Комментарий AI: делать короткий вывод по рынку Джули Мерету — совершенный праздник для любого коллектива авторов. При одном условии: ранее они должны были успеть написать об Адаме Пендлтоне — и потому сегодня достаточно будет дать ссылку на ту статью с призывом внимательно вчитаться в финальный комментарий. Правда, есть две оговорки: рынок нашей сегодняшней героини стартовал на десять лет раньше продаж Пендлтона (и потому разница в аукционных рекордах весьма ощутима, при всей схожести ценовой динамики обоих авторов), а еще Мерету на волне общественных настроений лета 2020 года не сменила галерею на менее заметную. В остальном маркетинговые методы очень похожи, и даже полумаргинальный филиал MoMA — квинсовский PS1 — сполна поучаствовал в судьбе обоих восходящих звезд.
При этом существует один аспект, о котором нечасто говорят вслух. Дело в том, что в послужном списке Мариан Гудман — великого арт-дилера, специалиста по «второму дыханию» художников на американском континенте (Герхард Рихтер, Йозеф Бойс, Маурицио Каттелан, Уильям Кентридж, Джон Балдессари и десятки других) — нет особо успешных молодых имен. Достаточно взглянуть на упомянутый рейтинг ArtTactic: в категории признанных художников половину представляет Marian Goodman Gallery, в списке молодых имен — в первой десятке лишь Джули Мерету. Сделать из крепкого художника великого — такое Гудман такое за 95 лет жизни проворачивала не раз. А вот с более низкого старта высоту взять (пока) не получалось. Будем надеяться, что уроженка Аддис-Абебы Мерету изменит эту традицию.
А еще хочется, чтобы молодые художники поучились у Джули, как можно просто писать о сложном: порой для этого нужен не меньший талант, чем создавать предметы искусства. Многочисленные авторы поломали копья (и карьеры), замахнувшись на философское постижение великого — но не сумев донести результат: ни в материале, ни в описании. Междисциплинарный подход Мерету, по сути ищущей в каждом действии человека признаки «культурного кода» — матрицы универсального языка искусства, — словно обязывает художницу говорить о своих поисках сложно, и так же вычурно творить.
А у нее все равно выходит: просто, узнаваемо и продаваемо. Эх, узнать бы как!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201126_mehretu.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201126_mehretu.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.