Коллекционеры и коллекционирование. Статус
ARTinvestment.RU   02 апреля 2024

Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства

В прошлый раз мы узнали о том, как личность коллекционера трактуется современной наукой через призму психологии владения. В частности, подробно остановились на вопросе, что лежит в основе коллекционирования — тяга к исследованию или жажда обладания? И вместе пришли к однозначному выводу: настоящего коллекционера интересует не количество собранных вещей, но их качество.

С этой точки зрения первым сознательным коллекционером в истории был… Ной. Библейский герой осознанно подошел к вопросу: создал методологию отбора («от всякой плоти по паре»), сформировал коллекцию при участии близких родственников, включая постройку хранилища («ковчег из дерева гофер») и в определенный концепцией момент без сожаления расстался с коллекцией («пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются»). А самым главным действием Ноя, как социально ответственного коллекционера, было служение на благо Человечества во имя идеалов, которым он оставался верен.

Наверняка — пусть Библия и опускает это — в процессе постройки ковчега Ной подвергался насмешкам окружающих. В этом состоит трагедия личности коллекционера. Его намерения долго, а порой навсегда могут оставаться непонятыми: публикой — в узком смысле, и обществом — в широком. Изменение социального статуса коллекционера искусства с течением истории — тема, требующая детального рассмотрения.

Важное примечание: данный материал не является попыткой осветить историю коллекционирования, изобилующую массой полезных фактов и удивительных открытий. В свое время редакцией AI были выпущена серия материалов, которые остаются актуальными и сегодня. С ними вы можете (и более того — просто обязаны) ознакомиться здесь:

Краткая история коллекционирования. Часть 1

Краткая история коллекционирования. Часть 2

Краткая история коллекционирования. Часть 3

Нам же интереснее сквозь призму веков проследить за изменениями в статусе коллекционера относительно общества, в котором происходило формирование и экспонирование коллекции.

Часть 3. Статус

Искусство коллекционирования сопровождает человечество на протяжении всей его истории, отражая изменения в социальной структуре, культуре и экономике. Само понятие «коллекционер» эволюционировало от первобытных шаманов, хранителей редких тотемов, — до современных меценатов и инвесторов, видящих в искусстве не только эстетическую, но и материальную (финансовую) ценность.

Для понимания изменений статуса коллекционера в исторической ретроспективе мы создали таблицу с типологией коллекционеров. Сразу оговоримся: данная расстановка сил является исключительно мнением нашей редакции, а по части приведенных датировок споры и разногласия не утихают в научной среде и поныне — в отдельных регионах мира определенные эпохи возникали с опережением или отставанием. Именно поэтому мы выбрали основным критерием периодизации влияние эпох и событий на мир искусства:

Таблица 1. Типология коллекционеров искусства в истории Западной цивилизации

Эпоха

Периодизация

Период

Основные памятники культурного наследия

Главное новшество для мира искусства

Основные коллекционеры (Западная цивилизация)

Первобытное общество

Конец Среднего Палеолита

80 000–35 000 лет до н. э.

Тотемы, семиофоры

Первые собрания предметов

Шаманы

Верхний палеолит

35 000–10 000 лет до н. э.

Наскальная живопись, каменная скульптура

Антропоморфные изображения

Мезолит

10 000–5 000 лет до н. э.

Членораздельная речь

Пиктография

Вожди племен

Неолит

5 000–3 500 лет до н. э.

Керамика

Абстракция

Древний мир

Бронзовый век

3 500–2 000 лет до н. э.

Египетская, Шумерская культуры. Письменность

Цилиндрическая печать

Правители городов-государств

Умершие (погребальные собрания)

Железный век

2 000 лет до н. э. — II в. до н. э.

Древнегреческая культура

Объем, перспектива, пропорции

Правители городов-государств

XVIII в. до н. э. — V в.

Древнеримская культура

Апроприация, подделки, аукционы

Правитель империи

Богатая знать

Средние века

Раннее Средневековье

V–XII в.

Византийская культура. Мозаика

Коллекционер-монополист

Католическая церковь (Ватикан)

Высокое Средневековье

XII–XIV в.

Романский стиль. Иконопись

Арт-ярмарка

Католическая церковь (Ватикан)

Правители стран

Позднее Средневековье

XIV–XV в.

Готика. Книгопечатание

Тиражирование

Католическая церковь (Ватикан)

Правители стран

Владетельные семьи (Италия)

Новое время

Период великих географических открытий

XV–XVII в.

Ренессанс

Арт-рынок

Католическая церковь (Ватикан)

Правители стран

Богатая знать

Собиратели древностей

Первая промышленная революция

XVII — вторая половина XIX века

Барокко, Романтизм

Аукционные дома

Католическая церковь (Ватикан)

Государства (музеи)

Богатая знать

Частные коллекционеры

Вторая промышленная революция

вторая половина XIX — начало XX в.

Импрессионизм, Экспрессионизм

Арт-дилеры

Государства (музеи)

Промышленные корпорации

Частные коллекционеры

Новейшее время

Межвоенный период

1918–1939

Модернизм

Музейные кураторы

Послевоенный период

1945–1987

Абстрактный экспрессионизм, Поп-арт

Школы коллекционеров

Третья промышленная революция

1987–2019

Концептуальное искусство

Индексы искусства

Пандемия COVID-19

2020–2021

Цифровое искусство в формате NFT

Тотальный переход в онлайн (цифровизация процессов)

Четвертая промышленная революция

с 2022

Генеративное искусство

Использование ИИ

Первобытное общество

Первобытное общество заложило основы интуитивного коллекционирования как духовной практики. Сбор предметов, имеющих магическое и ритуальное значение, был неотъемлемой частью жизни древних общин. Тотемы, амулеты, и другие предметы, наделенные особым значением, становились первыми вещами, которые можно рассматривать сквозь призму их символической и эстетической ценности. Эти предметы не только выполняли роль инструментов в ритуалах и обрядах, но и были носителями коллективной памяти и знаний о мире. Достоверными сведениями о владельцах первых коллекций наука не располагает, однако предполагается, что правом на отбор и использования ритуальных предметов наделялись лишь служители культа — шаманы. В позднем каменном веке коллекции предметов археологи находят уже у вождей — представителей светской власти.

Древний мир

В древних цивилизациях Египта и Месопотамии в круг собирателей ценностей наряду со священнослужителями вошли властители. Собрания декоративного искусства и предметов быта не только подчеркивали статус владельца, но и служили средством общения с божественным, воплощая религиозные и мистические представления эпохи. Так, коллекция, украшавшая дворец при жизни правителя, далее во многом следовала за ним в захоронение для «практического использования» в загробной жизни.

Античность

Античность — с появлением в практике искусства таких понятий, как объем, перспектива и пропорции, — подняла коллекционирование искусства на новый уровень, с акцентом на красоту, гармонию и философию. Античность также заложила основы для использования искусства в образовательных целях. В Древней Греции и Риме коллекционирование стало свидетельствовать о вкусах и образованности человека, а также о его положении в обществе.

Однако между двумя великими культурами мы видим весомое различие. Греки ценили красоту и гармонию, что отразилось в их стремлении окружать себя произведениями искусства, символизирующими идеалы демократии (что не помешало Платону назвать ее «опаснейшей из форм правления, ведущей к анархии») и философии. Римляне, в свою очередь, проявили себя как адепты апроприации искусства других культур, особенно греческой, что стало свидетельством их имперских амбиций. В целом, в античности зародилась традиция собирать искусство, чтобы таким способом подчеркнуть социальный статус, образованность и власть владельца.

Средневековье

Средневековье внесло свои коррективы в коллекционирование. Творчество оказалось под единоличным влиянием католической церкви, которая стала главным меценатом и хранителем предметов искусства. Доминировали религиозные мотивы, а собрания искусства формировались внутри церковных сокровищниц и монастырей. Средневековое искусство было направлено на служение духовным нуждам — передачу религиозных истин и учений. Тем не менее параллельно возникали коллекции правителей, которые формировались из драгоценностей, произведений декоративного искусства и экзотических предметов. Примечательно, что публичный доступ к королевским коллекциям в мирное время был ограничен — а для всеобщего обозрения они «приоткрывались» лишь на время войн и эпидемий, для поднятия уровня социальной осознанности упавшего духом народа.

Период великих географических открытий

Если вы полагаете, что к ослаблению монополии католической церкви на искусство привело признание Земли шаром, — вы ошибаетесь. В большей степени этому способствовало накопление отдельными государствами крупных капиталов — и зависимость от них Ватикана, пошедшего на определенные уступки. В частности, стали появляться первые частные собрания предметов — причем это право давалось не только богатой знати, но и представителям «низших» профессий: поэтам, алхимикам и даже художникам. Открытие новых земель стимулировало интерес к коллекционированию природных образцов, карт, произведений искусства и ремесленных изделий из дальних стран. Это был период формирования «кабинетов чудес», где собирались уникальные и редкие объекты, отражающие разнообразие и богатство природы и культур разных народов. Коллекционер, вслед за мореплавателями, сам становился «первооткрывателем», распространяющим знания о внешнем мире.

Эпоха Возрождения также сделала статусным меценатство, когда коллекционирование стало способом демонстрации не только богатства и образованности, но и просвещенности — для чего знатью поддерживались светские начинания отдельных художников и целых мастерских. Появление частных коллекций и рост интереса к античности привели к зарождению светского коллекционирования в современном понимании — как интеллектуального и эстетического способа жизни и мысли.

Первая промышленная революция

Настаиваем: именно промышленная (технологическая) — а не буржуазные революции, потрясшие Европу в один и тот же исторический период, — явилась главным стимулом к развитию дальнейшей практики коллекционирования. Благодаря росту буржуазии (появлению среднего класса) и накоплению ею богатства (в первую очередь — вследствие колониальной политики западных стран), возникла новая группа коллекционеров, стремившихся демонстрировать свой финансовый и общественный статус через искусство.

Одновременно, для сохранения политического баланса и снижения народных волнений начали формироваться частные художественные галереи и открываться первые публичные музеи, делая искусство доступным более широкой аудитории. А для окончательного создания иллюзии доступности предметов искусства в Великобританию «привезли» публичные аукционы — «фламандскую новинку» (как и многие «новинки», известную еще со времен Древнего Рима). Так, на Sotheby’s в конце XVIII века в одних торгах могли участвовать как зажиточный простолюдин из предместья Лондона, так и Российская Императрица Екатерина II.

Вторая промышленная революция

Перед второй промышленной революцией, к середине XIX века, с коллекционированием сложилась интересная картина. С одной стороны, Ватикан полностью утратил контроль над творческими процессами в искусстве (а до рыночных так и не добрался). С другой — феномен коллекционирования получил эстетическое осмысление и горячую поддержку со стороны французских философов («Салон Дэни Дидро» и прочие «арт-хабы»). Другими словами, статус коллекционера искусства стал институционально определяться не столько уровнем личного капитала владельца, сколько уровнем его внутренней культуры. Однако развитие культуры самого коллекционирования сдерживал третий фактор: любителям искусства середины XIX века буквально нечего было собирать.

Лучшие образцы средневекового искусства оставались во владении церкви; шедевры Возрождения распределились между государственными музеями; достойные работы периода Классицизма и Романтизма ушли с молотка на Sotheby’s, Christie’s и «молодом» аукционе Phillips. В свободном доступе оставался либо «ампир» — массово созданные портреты знати в тогах (крайне напоминающие безвкусные работы одного провластного художника), либо «рококо» — вычурные пасторали, яркостью красок схожие с полотнами, созданными современными художниками под воздействием духовных практик Центральной Америки. Дошло до того, что сообщество коллекционеров даже спровоцировало появление нового направления в искусстве — ориентализма. Дескать, давайте обратимся к мудрости и эстетике Востока, раз уж Запад изрядно загнил.

Здесь на помощь миру и рынку и искусства и пришла Вторая промышленная революция — совершив тектонические культурные сдвиги в лице импрессионизма, экспрессионизма и эрзац-историй а-ля Bric-à-brac. Ключевую роль в продвижении новых талантов и формировании вкусов сыграли появившиеся арт-дилеры и коммерческие галереи. А само коллекционирование сосредоточилось на работах современных художников, добавив в практику владельца подзабытые со времен Возрождения элементы: общение с автором, сотворчество и меценатство.

Вернувшись к таблице в начале материала, читатель отметит, что именно начиная со Второй промышленной революции и до наших дней основные типы коллекционеров больше не менялись. Это — государства (в публичном проявлении — государственные музеи), промышленные корпорации (в публичном проявлении — корпоративные коллекции), и частные коллекционеры.

Именно поэтому весь последующий исторический блок правильнее подавать отдельно. Чем мы и займемся в продолжении материала.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240402_art_collectors3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240402_art_collectors3.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх