A brief history of collecting. From Venetian Republic to the XX century
ARTinvestment.RU   12 февраля 2020

The second part of our material under heading "Tips for beginning collectors." Today we will talk about how to create the culture of collecting in Europe for centuries — and in what form approached the beginning of the XX century

In previous we put an end to the historical moment of the emergence of the largest corporate collection in the world — treasures of the Vatican. At the same time the Catholic Church was the main customer of European artists for many centuries to come, preventing the development of secular painting in favor of the religious. However, some public education received some indulgence from the Pope, who until then turned a blind eye to such free-thinking in the interests of replenishment of the Vatican Treasury.

One of such formations were the Republic of Venice — of the state, which in the heyday of the also owned most of the coastal areas of modern Italy and Croatia, and the island of Crete. The emergence of statistics, accounting and banking, customs declarations and the development of logistics, sea linking Asia with Europe, — is all about the Republic of Venice. And from Venice were regularly dispatched ships to European pilgrims to the Holy Land — and for the sake of this thread that increase the influence of Catholicism on the masses, the Vatican agreed to give the Republic a special status in the first place tax. Being a trading platform, which receives goods from all of opened at that time in the world, Venice turned into a huge market — and not by accident the prototype of the fair art first appeared on the Rialto bridge, where they sold the pigments for making paints. The local elite began to form of imported exotic objects of the meeting, they were called "collections only". Ostrich eggs, manuscripts, relics of saints, cloth and card were bought mixed and became a part of the home interior.

One of the first known story of Italians who showed a selective approach to collecting, was the poet Petrarch. The genius of the sonnets collected decent even by today's standards the collection of coins and books, as well as determined approach to the formation of the "studiolo" — separate rooms for storing collections of objects. The mainland of modern Italy by that time was divided between the cities-государствами governed by powerful family clans: the Visconti, the Gonzaga, the Medici, the sforzas, etc. Families were encouraged by archaeological excavations, with the result that the collection was replenished not only brought the exhibits, and a sculpture of late Antiquity. The most significant room-студиоло in the fifteenth century gathered Isabella d'este family of Gonzaga for the first time emphasis was placed on painting and some works of the Marquis specially ordered from Giovanni Bellini and Leonardo da Vinci. However, the artists did not responded to the letter d'este.

Fashion on the "studiolo" in the XVI century, was transferred to Central Europe where he received the title "cabinets of curiosities" (Cabinet of curiosities paid in the UK and Wunderkammer in the principalities of Germany). Along with chaotic collections began to form a thematic collection. Unlike Italy, for storage and visual display of collections were established clinics — wooden showcase with shelves, with sizes from small boxes to entire rooms. Superiority in the creation of inlaid cabinets took Flanders: furniture craftsmen of Antwerp and Amsterdamserved European collectors. Spread in Flanders and the Dutch Protestant revolution had weakened the influence of the Vatican, which allowed in the XVII century to appear secular art, and with it the fashion of the masters of Flemish painting, among local collectors. Then the first catalogue of the same collection: it was created by David Teniers-младший, a court, curator of collections of the Habsburg dynasty.

the Next significant stage of formation of the collectibles, as well as the emergence of a professional approach to the formation of Assembly was the creation of the first public museums. In 1753 opened British Museum in London, its permanent exhibition is formed of three donated private collections: stuffed animals and items of island life, religious manuscripts and secular books. Since the main task of the Museum was initially seen to surprise and delight, the collection has been shuffled through the halls in a chaotic manner. To do this, established a special post of curator of the Museum involved in the shaping of the exhibitions. It is worth mentioning that among the values of the English verb curate is present and "take away": on the supervisor eventually began to fall search feature exhibits for the collection.

In France, where a year later after the French revolution (1792) was opened to the public, the Louvre, the position of the curator was called for-другому: conservateur, that is, Keeper of the collections. The second difference was the educational approach of the Museum: for the first time works from nationalized private collections were grouped according to the areas of art arranged in chronological order of creation, from hall to hall. By the way, at the end of the French revolution happened and the first sale of the famous collection of the auction. In 1792, in London, Christie's sold the collection of the Duke of Orleans, who joined the Jacobins, and has given up his title and part of the tangible assets. In today's language, the collection had to be sold from-за of incompatibility of posts.

XIX century in the history of collecting can be called "century of fashion". In the first third of the century, the United Kingdom and continental Europe was infected by picking up Antiques, second third passed under the sign of Orientalism; fashion originated in the aristocratic families, and later she was picked up by the middle class. In the late 1860-х years it's fascination with the works of artists-импрессионистов, and a significant role in the creation of artificial demand belonged to the then art-дилерам — the Marshal (from the French marchand, the merchant). In 1871, The British Art Journal explained the unprecedented demand for the impressionism that "it soared prices." World center for the sale of a painting in those years was Paris, and the place of the transaction — auction house Hôtel Drouot (today the brand brings together 60 Druot auction houses and holds up to 3 thousand trades per year). It is interesting to note that the rabid popularity of impressionism and the Hôtel Drouot is connected with the figure of the Emperor Napoleon III at the time he visited the "Salon Les Miserables" where she exhibited the Impressionists, and the first auction of the Paris auction house.

for the First time his private collection outside of France in 1886 was taken for exposing Paul Durand-Рюэль, regarded as the founder of the professional art-дилерства. Exhibitionreceived rave reviews from the press and the attention of the local elite, who appreciated the influence of art on the masses and took the tool into service. As you can guess, host city for the exhibition were new-Йорк. In sum, it predetermined the development of the collectibles in the next, XX century, which will be discussed in the final material.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 24

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Во Франции. 1950
Текущая ставка
32 000 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Джокер. 1991
Текущая ставка
100 000 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ САХАТОВ Валерий Таганович (1947) Портрет в красном. 2019
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00

Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века
ARTinvestment.RU   12 февраля 2020

Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века

В предыдущий раз мы поставили точку в исторический момент появления самой крупной корпоративной коллекции в мире — сокровищницы Ватикана. Одновременно католическая церковь стала основным заказчиком европейских художников на многие столетия вперед, препятствуя развитию светской живописи в угоду религиозной. Тем не менее некоторые государственные образования получили определенную индульгенцию от Папы, который до поры закрывал глаза на подобное вольнодумство в интересах пополнения Ватиканской казны.

Одним из таких образований была Венецианская республика — уникальное государство, которому в эпоху расцвета также принадлежала часть прибрежных территорий современной Италии и Хорватии, и остров Крит. Появление статистики, бухгалтерского учета, архивов и банковского дела, таможенных деклараций и развитой логистики, связывающей морем Азию с Европой, — это все о Венецианской республике. А еще из Венеции регулярно отправлялись корабли с европейскими паломниками на Святую Землю — и ради сохранения этого потока, усиливавшего влияние католицизма на массы, Ватикан согласился придать республике особый статус, в первую очередь налоговый. Будучи торговой площадкой, куда стекались товары со всего открытого на ту пору мира, Венеция превратилась в огромный рынок — и не случайно прообраз ярмарки искусства впервые появился на мосту Риальто, где продавали пигменты для изготовления красок. Местная элита стала формировать из привозимых диковинных предметов собрания, они стали называться «коллекциями всего». Страусовые яйца, манускрипты, мощи святых, ткани и карты покупались вперемешку и становились частью домашнего интерьера.

Одним из первых известных истории итальянцев, который проявил избирательный подход к коллекционированию, был поэт Петрарка. Гений сонетов собрал приличную даже по сегодняшним меркам коллекцию монет и книг, а также определил подход к формированию «студиоло» — отдельных комнат для хранения собраний предметов. Материковая часть современной Италии к тому времени была поделена между городами-государствами, управлявшимися могущественными семейными кланами: Висконти, Гонзага, Медичи, Сфорца и др. Семьи поощряли археологические раскопки, в результате чего коллекции были пополнены не только привезенными экспонатами, но и скульптурой времен поздней Античности. Наиболее значимую комнату-студиоло в XV веке собрала Изабелла д’Эсте из семьи Гонзага: впервые акцент был сделан на живопись, а некоторые работы маркиза специально заказала у Джованни Беллини и Леонардо да Винчи. Впрочем художники не ответили на обращение д’Эсте.

Мода на «студиоло» в XVI веке передалась в Центральную Европу, где получила название «кабинетов редкостей» (Cabinet of Curiosities в Великобритании и Wunderkammer в княжествах Германии). Наряду с хаотичными коллекциями, стали формироваться тематические собрания. В отличие от Италии, для хранения и наглядного показа коллекций стали создаваться кабинеты — деревянные витрины с полочками, размерами от небольшой шкатулки до целой комнаты. Первенство в создании инкрустированных кабинетов заняла Фландрия: мебельные мастера Антверпена и Амстердама обслуживали европейских коллекционеров. Распространившееся во Фландрии протестантство и Нидерландская революция ослабили влияние Ватикана, что позволило в XVII веке появиться светскому искусству, а с ним и моде на мастеров фламандской живописи среди местных коллекционеров. Тогда же появился и первый каталог одной коллекции: его создал Давид Тенирс-младший, придворный хранитель собрания династии Габсбургов.

Следующим знаковым этапом становления коллекционирования, а также появления профессионального подхода к формированию собраний стало создание первых публичных музеев. В 1753 году был открыт Британский музей в Лондоне, его постоянную экспозицию сформировали из трех переданных в дар частных коллекций: чучел животных и предметов островного быта, религиозных манускриптов и светских книг. Поскольку основным заданием музея поначалу виделось удивлять и восхищать, коллекции были перемешаны по залам в хаотичном порядке. Для этого была учреждена специальная должность куратора музея, занимавшегося формированием экспозиций. Стоит упомянуть, что среди значений английского глагола curate присутствует и «отбирать»: на куратора со временем стала возлагаться функция поиска экспонатов для пополнения коллекции.

Во Франции, где спустя год после Французской революции (1792) был открыт для публичного доступа Лувр, должность куратора называлась по-другому: conservateur, то есть хранитель коллекции. Вторым отличием стал образовательный подход к деятельности музея: впервые работы из национализированных коллекций были сгруппированы по направлениям искусства и выстроены в хронологическом порядке создания, от зала к залу. Кстати, по итогам Французской революции случилась и первая распродажа известной коллекции на аукционных торгах. В 1792 году в Лондоне на Christie’s было продано собрание герцога Орлеанского, который примкнул к якобинцам и отказался от титула и части материальных активов. Говоря сегодняшним языком, коллекцию пришлось продать из-за невозможности совмещения должностей.

XIX век в истории коллекционировании можно смело назвать «столетием моды». В первой трети века Великобритания и континентальная Европа заразилась собиранием антиквариата, вторая треть прошла под знаком ориентализма; мода зарождалась в аристократических семьях, позже ее подхватывал средний класс. В конце 1860-х годов пришло увлечение работами художников-импрессионистов, причем немалая роль в создании искусственного спроса принадлежала тогдашним арт-дилерам — маршанам (от французского marchand, торговец). В 1871 году британский The Art Journal объяснил небывалый спрос на импрессионизм тем, что «на него резко взлетели цены». Мировым центром продажи живописи в те годы был Париж, а самым желанным местом сделки — аукционный дом Hôtel Drouot (сегодня бренд Druot объединяет 60 аукционных домов и проводит до 3 тысяч торгов в году). Интересно отметить, что бешеная популярность как импрессионизма, так и Hôtel Drouot связана с фигурой императора Наполеона III: в свое время он посетил «Салон отверженных», где выставлялись импрессионисты, и первые торги парижского аукционного дома.

Впервые свою частную коллекцию за пределы Франции в 1886 году вывез для экспонирования Поль Дюран-Рюэль, считавшийся родоначальником профессионального арт-дилерства. Выставка получила восторженные отзывы прессы и внимание местной элиты, которая оценила влияние искусства на массы и взяла этот инструмент на вооружение. Как несложно догадаться, городом проведения выставки был Нью-Йорк. В сумме это предопределило развитие коллекционирования в следующем, XX веке, о котором пойдет речь в заключительном материале.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20200212_collecting_story.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20200212_collecting_story.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.02.2020 Художник недели: Вячеслав Пакулин Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 11.02.2020 Персона недели: Александр Савко – Пост-ирония в искусстве Запретный плод сладок и всегда притягивает к себе внимание, как и картины Александра Савко, бессменного участника современной арт-сцены, урожайное полотно которого представлено на кураторском аукционе «XXI век»
  • 11.02.2020 Менеджмент коллекции. Современные требования В рубрике «Менеджмент коллекции» мы будем разбирать основные задачи управления собранием предметов искусства. Для чего он нужен, каковы современные требования к менеджеру, как избежать лишних затрат и ошибок, связанных с управлением?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх