- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века
ARTinvestment.RU 12 февраля 2020
Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
В предыдущий раз мы поставили точку в исторический момент появления самой крупной корпоративной коллекции в мире — сокровищницы Ватикана. Одновременно католическая церковь стала основным заказчиком европейских художников на многие столетия вперед, препятствуя развитию светской живописи в угоду религиозной. Тем не менее некоторые государственные образования получили определенную индульгенцию от Папы, который до поры закрывал глаза на подобное вольнодумство в интересах пополнения Ватиканской казны.
Одним из таких образований была Венецианская республика — уникальное государство, которому в эпоху расцвета также принадлежала часть прибрежных территорий современной Италии и Хорватии, и остров Крит. Появление статистики, бухгалтерского учета, архивов и банковского дела, таможенных деклараций и развитой логистики, связывающей морем Азию с Европой, — это все о Венецианской республике. А еще из Венеции регулярно отправлялись корабли с европейскими паломниками на Святую Землю — и ради сохранения этого потока, усиливавшего влияние католицизма на массы, Ватикан согласился придать республике особый статус, в первую очередь налоговый. Будучи торговой площадкой, куда стекались товары со всего открытого на ту пору мира, Венеция превратилась в огромный рынок — и не случайно прообраз ярмарки искусства впервые появился на мосту Риальто, где продавали пигменты для изготовления красок. Местная элита стала формировать из привозимых диковинных предметов собрания, они стали называться «коллекциями всего». Страусовые яйца, манускрипты, мощи святых, ткани и карты покупались вперемешку и становились частью домашнего интерьера.
Одним из первых известных истории итальянцев, который проявил избирательный подход к коллекционированию, был поэт Петрарка. Гений сонетов собрал приличную даже по сегодняшним меркам коллекцию монет и книг, а также определил подход к формированию «студиоло» — отдельных комнат для хранения собраний предметов. Материковая часть современной Италии к тому времени была поделена между городами-государствами, управлявшимися могущественными семейными кланами: Висконти, Гонзага, Медичи, Сфорца и др. Семьи поощряли археологические раскопки, в результате чего коллекции были пополнены не только привезенными экспонатами, но и скульптурой времен поздней Античности. Наиболее значимую комнату-студиоло в XV веке собрала Изабелла д’Эсте из семьи Гонзага: впервые акцент был сделан на живопись, а некоторые работы маркиза специально заказала у Джованни Беллини и Леонардо да Винчи. Впрочем художники не ответили на обращение д’Эсте.
Мода на «студиоло» в XVI веке передалась в Центральную Европу, где получила название «кабинетов редкостей» (Cabinet of Curiosities в Великобритании и Wunderkammer в княжествах Германии). Наряду с хаотичными коллекциями, стали формироваться тематические собрания. В отличие от Италии, для хранения и наглядного показа коллекций стали создаваться кабинеты — деревянные витрины с полочками, размерами от небольшой шкатулки до целой комнаты. Первенство в создании инкрустированных кабинетов заняла Фландрия: мебельные мастера Антверпена и Амстердама обслуживали европейских коллекционеров. Распространившееся во Фландрии протестантство и Нидерландская революция ослабили влияние Ватикана, что позволило в XVII веке появиться светскому искусству, а с ним и моде на мастеров фламандской живописи среди местных коллекционеров. Тогда же появился и первый каталог одной коллекции: его создал Давид Тенирс-младший, придворный хранитель собрания династии Габсбургов.
Следующим знаковым этапом становления коллекционирования, а также появления профессионального подхода к формированию собраний стало создание первых публичных музеев. В 1753 году был открыт Британский музей в Лондоне, его постоянную экспозицию сформировали из трех переданных в дар частных коллекций: чучел животных и предметов островного быта, религиозных манускриптов и светских книг. Поскольку основным заданием музея поначалу виделось удивлять и восхищать, коллекции были перемешаны по залам в хаотичном порядке. Для этого была учреждена специальная должность куратора музея, занимавшегося формированием экспозиций. Стоит упомянуть, что среди значений английского глагола curate присутствует и «отбирать»: на куратора со временем стала возлагаться функция поиска экспонатов для пополнения коллекции.
Во Франции, где спустя год после Французской революции (1792) был открыт для публичного доступа Лувр, должность куратора называлась по-другому: conservateur, то есть хранитель коллекции. Вторым отличием стал образовательный подход к деятельности музея: впервые работы из национализированных коллекций были сгруппированы по направлениям искусства и выстроены в хронологическом порядке создания, от зала к залу. Кстати, по итогам Французской революции случилась и первая распродажа известной коллекции на аукционных торгах. В 1792 году в Лондоне на Christie’s было продано собрание герцога Орлеанского, который примкнул к якобинцам и отказался от титула и части материальных активов. Говоря сегодняшним языком, коллекцию пришлось продать из-за невозможности совмещения должностей.
XIX век в истории коллекционировании можно смело назвать «столетием моды». В первой трети века Великобритания и континентальная Европа заразилась собиранием антиквариата, вторая треть прошла под знаком ориентализма; мода зарождалась в аристократических семьях, позже ее подхватывал средний класс. В конце 1860-х годов пришло увлечение работами художников-импрессионистов, причем немалая роль в создании искусственного спроса принадлежала тогдашним арт-дилерам — маршанам (от французского marchand, торговец). В 1871 году британский The Art Journal объяснил небывалый спрос на импрессионизм тем, что «на него резко взлетели цены». Мировым центром продажи живописи в те годы был Париж, а самым желанным местом сделки — аукционный дом Hôtel Drouot (сегодня бренд Druot объединяет 60 аукционных домов и проводит до 3 тысяч торгов в году). Интересно отметить, что бешеная популярность как импрессионизма, так и Hôtel Drouot связана с фигурой императора Наполеона III: в свое время он посетил «Салон отверженных», где выставлялись импрессионисты, и первые торги парижского аукционного дома.
Впервые свою частную коллекцию за пределы Франции в 1886 году вывез для экспонирования Поль Дюран-Рюэль, считавшийся родоначальником профессионального арт-дилерства. Выставка получила восторженные отзывы прессы и внимание местной элиты, которая оценила влияние искусства на массы и взяла этот инструмент на вооружение. Как несложно догадаться, городом проведения выставки был Нью-Йорк. В сумме это предопределило развитие коллекционирования в следующем, XX веке, о котором пойдет речь в заключительном материале.
https://artinvestment.ru/invest/collector/20200212_collecting_story.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20200212_collecting_story.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор