БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Во Франции. 1950
Текущая ставка
32 000 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Джокер. 1991
Текущая ставка
100 000 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ САХАТОВ Валерий Таганович (1947) Портрет в красном. 2019
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00

Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века
ARTinvestment.RU   12 февраля 2020

Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века

В предыдущий раз мы поставили точку в исторический момент появления самой крупной корпоративной коллекции в мире — сокровищницы Ватикана. Одновременно католическая церковь стала основным заказчиком европейских художников на многие столетия вперед, препятствуя развитию светской живописи в угоду религиозной. Тем не менее некоторые государственные образования получили определенную индульгенцию от Папы, который до поры закрывал глаза на подобное вольнодумство в интересах пополнения Ватиканской казны.

Одним из таких образований была Венецианская республика — уникальное государство, которому в эпоху расцвета также принадлежала часть прибрежных территорий современной Италии и Хорватии, и остров Крит. Появление статистики, бухгалтерского учета, архивов и банковского дела, таможенных деклараций и развитой логистики, связывающей морем Азию с Европой, — это все о Венецианской республике. А еще из Венеции регулярно отправлялись корабли с европейскими паломниками на Святую Землю — и ради сохранения этого потока, усиливавшего влияние католицизма на массы, Ватикан согласился придать республике особый статус, в первую очередь налоговый. Будучи торговой площадкой, куда стекались товары со всего открытого на ту пору мира, Венеция превратилась в огромный рынок — и не случайно прообраз ярмарки искусства впервые появился на мосту Риальто, где продавали пигменты для изготовления красок. Местная элита стала формировать из привозимых диковинных предметов собрания, они стали называться «коллекциями всего». Страусовые яйца, манускрипты, мощи святых, ткани и карты покупались вперемешку и становились частью домашнего интерьера.

Одним из первых известных истории итальянцев, который проявил избирательный подход к коллекционированию, был поэт Петрарка. Гений сонетов собрал приличную даже по сегодняшним меркам коллекцию монет и книг, а также определил подход к формированию «студиоло» — отдельных комнат для хранения собраний предметов. Материковая часть современной Италии к тому времени была поделена между городами-государствами, управлявшимися могущественными семейными кланами: Висконти, Гонзага, Медичи, Сфорца и др. Семьи поощряли археологические раскопки, в результате чего коллекции были пополнены не только привезенными экспонатами, но и скульптурой времен поздней Античности. Наиболее значимую комнату-студиоло в XV веке собрала Изабелла д’Эсте из семьи Гонзага: впервые акцент был сделан на живопись, а некоторые работы маркиза специально заказала у Джованни Беллини и Леонардо да Винчи. Впрочем художники не ответили на обращение д’Эсте.

Мода на «студиоло» в XVI веке передалась в Центральную Европу, где получила название «кабинетов редкостей» (Cabinet of Curiosities в Великобритании и Wunderkammer в княжествах Германии). Наряду с хаотичными коллекциями, стали формироваться тематические собрания. В отличие от Италии, для хранения и наглядного показа коллекций стали создаваться кабинеты — деревянные витрины с полочками, размерами от небольшой шкатулки до целой комнаты. Первенство в создании инкрустированных кабинетов заняла Фландрия: мебельные мастера Антверпена и Амстердама обслуживали европейских коллекционеров. Распространившееся во Фландрии протестантство и Нидерландская революция ослабили влияние Ватикана, что позволило в XVII веке появиться светскому искусству, а с ним и моде на мастеров фламандской живописи среди местных коллекционеров. Тогда же появился и первый каталог одной коллекции: его создал Давид Тенирс-младший, придворный хранитель собрания династии Габсбургов.

Следующим знаковым этапом становления коллекционирования, а также появления профессионального подхода к формированию собраний стало создание первых публичных музеев. В 1753 году был открыт Британский музей в Лондоне, его постоянную экспозицию сформировали из трех переданных в дар частных коллекций: чучел животных и предметов островного быта, религиозных манускриптов и светских книг. Поскольку основным заданием музея поначалу виделось удивлять и восхищать, коллекции были перемешаны по залам в хаотичном порядке. Для этого была учреждена специальная должность куратора музея, занимавшегося формированием экспозиций. Стоит упомянуть, что среди значений английского глагола curate присутствует и «отбирать»: на куратора со временем стала возлагаться функция поиска экспонатов для пополнения коллекции.

Во Франции, где спустя год после Французской революции (1792) был открыт для публичного доступа Лувр, должность куратора называлась по-другому: conservateur, то есть хранитель коллекции. Вторым отличием стал образовательный подход к деятельности музея: впервые работы из национализированных коллекций были сгруппированы по направлениям искусства и выстроены в хронологическом порядке создания, от зала к залу. Кстати, по итогам Французской революции случилась и первая распродажа известной коллекции на аукционных торгах. В 1792 году в Лондоне на Christie’s было продано собрание герцога Орлеанского, который примкнул к якобинцам и отказался от титула и части материальных активов. Говоря сегодняшним языком, коллекцию пришлось продать из-за невозможности совмещения должностей.

XIX век в истории коллекционировании можно смело назвать «столетием моды». В первой трети века Великобритания и континентальная Европа заразилась собиранием антиквариата, вторая треть прошла под знаком ориентализма; мода зарождалась в аристократических семьях, позже ее подхватывал средний класс. В конце 1860-х годов пришло увлечение работами художников-импрессионистов, причем немалая роль в создании искусственного спроса принадлежала тогдашним арт-дилерам — маршанам (от французского marchand, торговец). В 1871 году британский The Art Journal объяснил небывалый спрос на импрессионизм тем, что «на него резко взлетели цены». Мировым центром продажи живописи в те годы был Париж, а самым желанным местом сделки — аукционный дом Hôtel Drouot (сегодня бренд Druot объединяет 60 аукционных домов и проводит до 3 тысяч торгов в году). Интересно отметить, что бешеная популярность как импрессионизма, так и Hôtel Drouot связана с фигурой императора Наполеона III: в свое время он посетил «Салон отверженных», где выставлялись импрессионисты, и первые торги парижского аукционного дома.

Впервые свою частную коллекцию за пределы Франции в 1886 году вывез для экспонирования Поль Дюран-Рюэль, считавшийся родоначальником профессионального арт-дилерства. Выставка получила восторженные отзывы прессы и внимание местной элиты, которая оценила влияние искусства на массы и взяла этот инструмент на вооружение. Как несложно догадаться, городом проведения выставки был Нью-Йорк. В сумме это предопределило развитие коллекционирования в следующем, XX веке, о котором пойдет речь в заключительном материале.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20200212_collecting_story.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20200212_collecting_story.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.02.2020 Художник недели: Вячеслав Пакулин Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 11.02.2020 Персона недели: Александр Савко – Пост-ирония в искусстве Запретный плод сладок и всегда притягивает к себе внимание, как и картины Александра Савко, бессменного участника современной арт-сцены, урожайное полотно которого представлено на кураторском аукционе «XXI век»
  • 11.02.2020 Менеджмент коллекции. Современные требования В рубрике «Менеджмент коллекции» мы будем разбирать основные задачи управления собранием предметов искусства. Для чего он нужен, каковы современные требования к менеджеру, как избежать лишних затрат и ошибок, связанных с управлением?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх