- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Краткая история коллекционирования. Древний мир и Средневековье
ARTinvestment.RU 31 января 2020
В истории предмета разговора что-то может показаться наивным, другое — найти применение в практике участников рынка. Несомненно одно: в любой профессии знания каждого успешного человека должны базироваться на удачах и ошибках его предшественников
«Ничего нового нет с тех пор, как кто-то потребовал кость за просмотр пещерных рисунков», — говорил об истоках рынка искусства герой фильма «Бархатная бензопила». Рассказ об истории коллекционирования мы неизбежно начнем с упоминания рынка, ведь коллекционер — одна из двух его главных движущих сил. Любой рынок — цветочный, нефтяной или валютный — это всегда баланс спроса и предложения. Рынок искусства не исключение: за предложение на нем отвечает художник, спрос обеспечивает коллекционер. А как же аукционные дома, галереи, дилеры и прочие фигуранты, спросите вы? Они — регуляторы рынка, в теории обеспечивающие баланс и экосистему между коллекционером и художником.
В теории — поскольку у крупных игроков, скажем, условной галереи Gagosian, велик соблазн иногда чуть сдвинуть чашу весов в сторону предложения — например, явив миру новую звезду, которую предстоит полюбить… и приобрести. И только развитый вкус коллекционера, его образованность в истории искусства и ценообразовании может помешать регуляторам влиять на рынок. Надеемся, основной наш посыл очевиден: именно коллекционер является одной из главных величин на рынке искусства. Первое, чему предстоит научиться коллекционеру молодому, — никогда не забывать об этом.
В литературе по истории искусства можно встретить отсылку к появлению первых коллекций в Древнем Египте. В гробницах фараонов и жрецов возрастом III — II тысячелетий до нашей эры были найдены собрания предметов, помещенных туда при погребении: от коллекций мумифицированных жуков-скарабеев до предметов декоративного искусства. Однако вряд ли фараонов можно назвать коллекционерами: в прижизненном составлении данных собраний участия они не принимали. Скорее, речь идет об одном из первых проявлений кураторского подхода к формированию загробных коллекций.
Первое упоминание товарообменной операции с предметами искусства дошло до нас из Древней Греции. Вазописец Финтий, творивший примерно в VI в. до нашей эры, увековечил процесс покупки у него вазы, расписав другую вазу изображениями продавца и покупателя. Там же, в Древней Греции, началось и первое осознанное собирание предметов искусства. На IV век до нашей эры пришелся расцвет эллинистической культуры, в искусстве которой преобладала скульптура. Большинство скульптур изначально создавалось для украшения храмов, и местная аристократия, желая уподобиться богам, перевозила часть скульптур из общественных мест в сады собственных домов.
Слово «коррупция», впрочем, пришло не из Греции, а родилось немного позже — в Древнем Риме. На рубеже тысячелетий в Вечном городе уже проводились первые аукционы, где предметы декоративного искусства, в основном трофеи из военных походов, участвовали в торгах наряду с рабами и животными. Примечательно, что с целью отбора наиболее ценных лотов в походы отправляли специальных людей — прообразы современных арт-консультантов на международных ярмарках. В самом Риме вплоть до его упадка в V веке существовала культура создания муниципальных коллекций: на виллах — зданиях административных центров — были представлены скульптуры, живопись и книги. Существует упоминание, что на Villa Publica (в переводе – «Дом для людей»; говоря сегодняшним языком, смесь общественной приемной и зала торжественных встреч) организованно проводились встречи арт-дилеров и торговые операции.
Рассказ о коллекционировании в Древнем мире был бы неполным без упоминания Китая. Династии Цин и Хань (III в. до нашей эры — III в. нашей эры) сделали одной из основ мощнейшего мирового государства принципы любви к искусству. Каллиграфия, получившая титул «искусства из искусств», стала предметом коллекционирования — настолько широко, что уже в VIII веке для нее пришлось выпускать сертификаты подлинности: появились первые подделки. В последующие века, к слову, будут впервые обнаружены и поддельные сертификаты подлинности, сопровождавшие неаутентичную каллиграфию. Наконец, в 1388 году в Китае был издано первое руководство для коллекционера по приобретению и управлению предметами искусства — «Основные критерии древностей».
Вернемся в Европу, где тем временем появилась первая корпоративная коллекция. И коллекция эта была доминирующей на континенте на протяжении десяти веков, поскольку владелец ее был одновременно и основным заказчиком создания произведений. Речь идет о католической церкви. С момента утверждения Папского престола и распространения католицизма церковь определила искусству две важнейшие роли: образовательную и назидательную. Художники создавали работы, иллюстрируя библейские тексты для малограмотных прихожан, и одновременно — в красках сообщали, что произойдет с ними за несоблюдение церковных канонов и потакание соблазнам. Светская (не относящаяся к церкви) живопись проявлялась лишь в книжной иллюстрации, до XV века — на пергаменте. Тем временем Ватикан формировал у себя уникальную коллекцию предметов искусства.
Впрочем, в подтверждение правила, были и две страны-исключения, развившие собственный рынок искусства и воспитавшие первых осознанных коллекционеров. Одна страна была настолько подвержена революционным движениям и эпидемиям, что Папа до поры не обращал на нее внимания, другая — слишком экономически независима, чтобы реагировать на церковные догматы. Речь о Фландрии и Венецианской Республике. О которых — в продолжении материала.
https://artinvestment.ru/invest/collector/20200131_history_of_collectiing.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20200131_history_of_collectiing.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей