Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.
БУХ Арон Фроимович (1923–2006) Буйная осень. 2003
Текущая ставка
70 000 RUB
Окончание торгов
07 Авг. 2020 12:00:00
ЛЮБАРОВ Владимир Семёнович (1944) Прогулка на велосипеде. 2000-е
Текущая ставка
425 000 RUB
Окончание торгов
07 Авг. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ТАГУТИ Катя-Анна (1960) Гостиница «Ленинградская». 2018
Текущая ставка
22 000 RUB
Окончание торгов
07 Авг. 2020 12:00:00

Краткая история коллекционирования. Древний мир и Средневековье
ARTinvestment.RU   31 января 2020

В истории предмета разговора что-то может показаться наивным, другое — найти применение в практике участников рынка. Несомненно одно: в любой профессии знания каждого успешного человека должны базироваться на удачах и ошибках его предшественников

«Ничего нового нет с тех пор, как кто-то потребовал кость за просмотр пещерных рисунков», говорил об истоках рынка искусства герой фильма «Бархатная бензопила». Рассказ об истории коллекционирования мы неизбежно начнем с упоминания рынка, ведь коллекционер — одна из двух его главных движущих сил. Любой рынок — цветочный, нефтяной или валютный — это всегда баланс спроса и предложения. Рынок искусства не исключение: за предложение на нем отвечает художник, спрос обеспечивает коллекционер. А как же аукционные дома, галереи, дилеры и прочие фигуранты, спросите вы? Они — регуляторы рынка, в теории обеспечивающие баланс и экосистему между коллекционером и художником.

В теории — поскольку у крупных игроков, скажем, условной галереи Gagosian, велик соблазн иногда чуть сдвинуть чашу весов в сторону предложения — например, явив миру новую звезду, которую предстоит полюбить… и приобрести. И только развитый вкус коллекционера, его образованность в истории искусства и ценообразовании может помешать регуляторам влиять на рынок. Надеемся, основной наш посыл очевиден: именно коллекционер является одной из главных величин на рынке искусства. Первое, чему предстоит научиться коллекционеру молодому, — никогда не забывать об этом.

В литературе по истории искусства можно встретить отсылку к появлению первых коллекций в Древнем Египте. В гробницах фараонов и жрецов возрастом III — II тысячелетий до нашей эры были найдены собрания предметов, помещенных туда при погребении: от коллекций мумифицированных жуков-скарабеев до предметов декоративного искусства. Однако вряд ли фараонов можно назвать коллекционерами: в прижизненном составлении данных собраний участия они не принимали. Скорее, речь идет об одном из первых проявлений кураторского подхода к формированию загробных коллекций.

Первое упоминание товарообменной операции с предметами искусства дошло до нас из Древней Греции. Вазописец Финтий, творивший примерно в VI в. до нашей эры, увековечил процесс покупки у него вазы, расписав другую вазу изображениями продавца и покупателя. Там же, в Древней Греции, началось и первое осознанное собирание предметов искусства. На IV век до нашей эры пришелся расцвет эллинистической культуры, в искусстве которой преобладала скульптура. Большинство скульптур изначально создавалось для украшения храмов, и местная аристократия, желая уподобиться богам, перевозила часть скульптур из общественных мест в сады собственных домов.

Слово «коррупция», впрочем, пришло не из Греции, а родилось немного позже — в Древнем Риме. На рубеже тысячелетий в Вечном городе уже проводились первые аукционы, где предметы декоративного искусства, в основном трофеи из военных походов, участвовали в торгах наряду с рабами и животными. Примечательно, что с целью отбора наиболее ценных лотов в походы отправляли специальных людей — прообразы современных арт-консультантов на международных ярмарках. В самом Риме вплоть до его упадка в V веке существовала культура создания муниципальных коллекций: на виллах — зданиях административных центров — были представлены скульптуры, живопись и книги. Существует упоминание, что на Villa Publica (в переводе – «Дом для людей»; говоря сегодняшним языком, смесь общественной приемной и зала торжественных встреч) организованно проводились встречи арт-дилеров и торговые операции.

Рассказ о коллекционировании в Древнем мире был бы неполным без упоминания Китая. Династии Цин и Хань (III в. до нашей эры — III в. нашей эры) сделали одной из основ мощнейшего мирового государства принципы любви к искусству. Каллиграфия, получившая титул «искусства из искусств», стала предметом коллекционирования — настолько широко, что уже в VIII веке для нее пришлось выпускать сертификаты подлинности: появились первые подделки. В последующие века, к слову, будут впервые обнаружены и поддельные сертификаты подлинности, сопровождавшие неаутентичную каллиграфию. Наконец, в 1388 году в Китае был издано первое руководство для коллекционера по приобретению и управлению предметами искусства — «Основные критерии древностей».

Вернемся в Европу, где тем временем появилась первая корпоративная коллекция. И коллекция эта была доминирующей на континенте на протяжении десяти веков, поскольку владелец ее был одновременно и основным заказчиком создания произведений. Речь идет о католической церкви. С момента утверждения Папского престола и распространения католицизма церковь определила искусству две важнейшие роли: образовательную и назидательную. Художники создавали работы, иллюстрируя библейские тексты для малограмотных прихожан, и одновременно — в красках сообщали, что произойдет с ними за несоблюдение церковных канонов и потакание соблазнам. Светская (не относящаяся к церкви) живопись проявлялась лишь в книжной иллюстрации, до XV века — на пергаменте. Тем временем Ватикан формировал у себя уникальную коллекцию предметов искусства.

Впрочем, в подтверждение правила, были и две страны-исключения, развившие собственный рынок искусства и воспитавшие первых осознанных коллекционеров. Одна страна была настолько подвержена революционным движениям и эпидемиям, что Папа до поры не обращал на нее внимания, другая — слишком экономически независима, чтобы реагировать на церковные догматы. Речь о Фландрии и Венецианской Республике. О которых — в продолжении материала.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх