Краткая история коллекционирования. Древний мир и Средневековье
ARTinvestment.RU   31 января 2020

В истории предмета разговора что-то может показаться наивным, другое — найти применение в практике участников рынка. Несомненно одно: в любой профессии знания каждого успешного человека должны базироваться на удачах и ошибках его предшественников

«Ничего нового нет с тех пор, как кто-то потребовал кость за просмотр пещерных рисунков», говорил об истоках рынка искусства герой фильма «Бархатная бензопила». Рассказ об истории коллекционирования мы неизбежно начнем с упоминания рынка, ведь коллекционер — одна из двух его главных движущих сил. Любой рынок — цветочный, нефтяной или валютный — это всегда баланс спроса и предложения. Рынок искусства не исключение: за предложение на нем отвечает художник, спрос обеспечивает коллекционер. А как же аукционные дома, галереи, дилеры и прочие фигуранты, спросите вы? Они — регуляторы рынка, в теории обеспечивающие баланс и экосистему между коллекционером и художником.

В теории — поскольку у крупных игроков, скажем, условной галереи Gagosian, велик соблазн иногда чуть сдвинуть чашу весов в сторону предложения — например, явив миру новую звезду, которую предстоит полюбить… и приобрести. И только развитый вкус коллекционера, его образованность в истории искусства и ценообразовании может помешать регуляторам влиять на рынок. Надеемся, основной наш посыл очевиден: именно коллекционер является одной из главных величин на рынке искусства. Первое, чему предстоит научиться коллекционеру молодому, — никогда не забывать об этом.

В литературе по истории искусства можно встретить отсылку к появлению первых коллекций в Древнем Египте. В гробницах фараонов и жрецов возрастом III — II тысячелетий до нашей эры были найдены собрания предметов, помещенных туда при погребении: от коллекций мумифицированных жуков-скарабеев до предметов декоративного искусства. Однако вряд ли фараонов можно назвать коллекционерами: в прижизненном составлении данных собраний участия они не принимали. Скорее, речь идет об одном из первых проявлений кураторского подхода к формированию загробных коллекций.

Первое упоминание товарообменной операции с предметами искусства дошло до нас из Древней Греции. Вазописец Финтий, творивший примерно в VI в. до нашей эры, увековечил процесс покупки у него вазы, расписав другую вазу изображениями продавца и покупателя. Там же, в Древней Греции, началось и первое осознанное собирание предметов искусства. На IV век до нашей эры пришелся расцвет эллинистической культуры, в искусстве которой преобладала скульптура. Большинство скульптур изначально создавалось для украшения храмов, и местная аристократия, желая уподобиться богам, перевозила часть скульптур из общественных мест в сады собственных домов.

Слово «коррупция», впрочем, пришло не из Греции, а родилось немного позже — в Древнем Риме. На рубеже тысячелетий в Вечном городе уже проводились первые аукционы, где предметы декоративного искусства, в основном трофеи из военных походов, участвовали в торгах наряду с рабами и животными. Примечательно, что с целью отбора наиболее ценных лотов в походы отправляли специальных людей — прообразы современных арт-консультантов на международных ярмарках. В самом Риме вплоть до его упадка в V веке существовала культура создания муниципальных коллекций: на виллах — зданиях административных центров — были представлены скульптуры, живопись и книги. Существует упоминание, что на Villa Publica (в переводе – «Дом для людей»; говоря сегодняшним языком, смесь общественной приемной и зала торжественных встреч) организованно проводились встречи арт-дилеров и торговые операции.

Рассказ о коллекционировании в Древнем мире был бы неполным без упоминания Китая. Династии Цин и Хань (III в. до нашей эры — III в. нашей эры) сделали одной из основ мощнейшего мирового государства принципы любви к искусству. Каллиграфия, получившая титул «искусства из искусств», стала предметом коллекционирования — настолько широко, что уже в VIII веке для нее пришлось выпускать сертификаты подлинности: появились первые подделки. В последующие века, к слову, будут впервые обнаружены и поддельные сертификаты подлинности, сопровождавшие неаутентичную каллиграфию. Наконец, в 1388 году в Китае был издано первое руководство для коллекционера по приобретению и управлению предметами искусства — «Основные критерии древностей».

Вернемся в Европу, где тем временем появилась первая корпоративная коллекция. И коллекция эта была доминирующей на континенте на протяжении десяти веков, поскольку владелец ее был одновременно и основным заказчиком создания произведений. Речь идет о католической церкви. С момента утверждения Папского престола и распространения католицизма церковь определила искусству две важнейшие роли: образовательную и назидательную. Художники создавали работы, иллюстрируя библейские тексты для малограмотных прихожан, и одновременно — в красках сообщали, что произойдет с ними за несоблюдение церковных канонов и потакание соблазнам. Светская (не относящаяся к церкви) живопись проявлялась лишь в книжной иллюстрации, до XV века — на пергаменте. Тем временем Ватикан формировал у себя уникальную коллекцию предметов искусства.

Впрочем, в подтверждение правила, были и две страны-исключения, развившие собственный рынок искусства и воспитавшие первых осознанных коллекционеров. Одна страна была настолько подвержена революционным движениям и эпидемиям, что Папа до поры не обращал на нее внимания, другая — слишком экономически независима, чтобы реагировать на церковные догматы. Речь о Фландрии и Венецианской Республике. О которых — в продолжении материала.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх