Коллекционеры и коллекционирование. Личность
Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
В прошлый раз мы узнали о том, как через селекцию (отбор) и экспонирование (показ широкой публике) любой предмет или группа предметов теряют свой нейтральный характер, становясь частью человеческих ценностей, материальной культуры. Тогда же мы вплотную подошли к разговору о личности человека, который осуществляет эти важнейшие действия. Естественно, речь идет о коллекционере.
Часть 2. Коллекционер
Порою даже самые осведомленные художественные СМИ невольно допускают ряд ключевых ошибок в терминологии в угоду внешней красоте текста. В стремлении избежать повторов, владельцев предметов искусства источники называют то коллекционерами, то собирателями; предмет их увлечения — иногда коллекцией, а иногда собранием; а посетители арт-ярмарок в одном тексте могут быть и коллекционерами, и собирателями, и покупателями. А случается — даже любителями или ценителями искусства.
Приступим к разбору. Прежде всего отметим, что «покупатель» в терминологии рынка искусства существует в двух ипостасях: правовой (покупатель как человек или институция, приобретшая предмет искусства) и иерархической (покупатель как первая ступенька личностного роста владельца предмета искусства). Иначе говоря, каждый, кто приобретает предмет искусства, — покупатель с точки зрения контракта.
С точки зрения рыночной иерархии дело обстоит сложнее. Во избежание путаницы, в западной арт-терминологии «покупатель» чаще всего заменяется словом «владелец». Для понимания иерархии и принципиальных различий статусов владельцев с точки зрения рынка искусства предлагаем следующую таблицу:
Таблица 1. Иерархия владельцев предметов искусства с позиции рынка
Статус с правовой позиции | Статус в иерархии рынка искусства | Статус в иерархии мира искусства | Название группы предметов в собственности | Характеристика совершаемых действий | Основной мотив покупки новых предметов | Принадлежность к категории интересов |
Владелец | Покупатель | Любитель | Набор | Эмоциональная покупка | Эксклюзивность предложения («здесь и сейчас») | Цивилизационная (выгода, продажа наследия) |
Собиратель | Ценитель | Собрание | Хаотичная покупка | Расширение собрания, стремление стать первым в определенной категории | Общественная (мода, популяризация наследия) | |
Коллекционер | Знаток | Коллекция | Осознанная покупка | Корректирование коллекции, стремление сделать ее более сбалансированной | Культурная (личностный рост, передача наследия) |
Первое, что мы должны усвоить из данной таблицы: не существует «хороших» или «плохих» статусов владельцев предметов искусства. Второе: владельцу не стоит стесняться своего текущего статуса. Процесс становления коллекционера неизбежно проходит все ступени личностного роста, и подобный опыт в истории существует без малого 600 лет. В свое время мы посвятим отдельный материал вхождению на рынок искусства в статусе покупателя, а сейчас более правильно сравнить собирателя и коллекционера. В сопоставлении этих двух персоналий кроется основная масса редакторских ошибок; равно как и великая загадка о сущности и значении коллекции.
В чем разница между собирателем и коллекционером? Для начала предложим простой ответ, встречающийся в многочисленных «учебниках по коллекционированию»: собирателя интересует количество собранных предметов, а коллекционера — их качество. Но что есть «качество» в понимании самого коллекционера, каковы его критерии? Как правило, вместо ответа упомянутые учебники предлагают список арт-событий с датами проведения, недвусмысленно намекая: приезжайте и разбирайтесь на месте. Тогда как современная культурология предлагает на данный вопрос достаточно четкий ответ: главным качеством предмета <искусства> по отношению к коллекции является способность ее гармонично собой дополнить и сбалансировать. Не обойтись и без современной трактовки понятия «коллекция» — ее культурологи считают объединением предметов, являющихся результатом процесса селекции и имеющих общую идентичность, определенную владельцем — т. е. коллекционером.
Мы подошли к главному тезису данной статьи. Что кроется за идентичностью, отделяющей коллекцию от собрания, а собирателя — от коллекционера? Ответ может вас удивить: этот критерий — наличие субъективной интерпретации при формировании коллекции, собственный взгляд коллекционера на порядок вещей. Иначе говоря, коллекция не является адекватной репрезентацией мира, его фрагмента или прошлого, а отражает представление коллекционера о них. Коллекция дает возможность рассмотреть убеждения владельца, его способ видения и упорядочивания мира, правила собирания «доказательного материала» его точки зрения.
Самая простая аналогия — это изобразительное искусство, которое является таким же представлением о мире, но глазами художника. Стремясь к справедливой миро-передаче, художник неизбежно пришел бы к гиперреализму (граничащему с декоративно-прикладным искусством), фотограф — к хроникальной съемке (сменив галерейные стены на полосы СМИ), а коллекционер из подлинного творца снова стал бы наблюдателем (покупателем или собирателем искусства).
Психология коллекционирования
Многие исследователи отмечают интересный факт: с точки зрения психологии коллекционирования создателем коллекции на уровне подсознания движет желание соперничества с другим Создателем — Всевышним. Согласно этой гипотезе, коллекционер стремится построить собственный микрокосмос, сбалансированную экосистему с уникальными внутренними правилами, этическими нормами, жизненными циклами и гармонией. Пусть даже это займет не семь дней, как в оригинале, — а дольше.
Сакральное значение коллекции приводит нас к интересной аналогии. Католическая церковь всегда приписывала материальному миру (profanum) низшую ценность, по сравнению с миром духовным (saсrum): материя издавна ассоциировалась с нечистой, разрушительной силой. С этой точки зрения деятельность коллекционера — это разрушительная работа, нарушающая нормы природного отношения к предмету.
С учетом материала из первой части, мы понимаем, что в процессе формирования коллекции отдельные предметы переходят из категории profanum в категорию saсrum — фактически получая бессмертие как культурные ценности. Видимо, официальная церковь поняла это намного раньше, сводя к минимуму создание и оборот светского (а не религиозного) искусства вплоть до XV века.
Однако с ослаблением давления церковных догматов жизнь коллекционера не стала спокойнее — причиной тому «дух бунтарства», который требовал выбрать нового соперника. Не случайно расцвет европейского коллекционирования XVII — XVIII веков пришелся на период революций и войн. Этот тезис поддерживают многие ученые, в частности британский социолог Зигмунд Бауман: по его словам, для личности <владельца> коллекционирование является одним из способов выражения неповиновения обязательным нормам и принципам оценки, своего сопротивления обществу и культуре.
А что же движет коллекционером сегодня, спросите вы, когда бунтарский дух в основном проявляется в мессенджерах, а неповиновение обычно протекает за границами государств, с политикой которых люди не согласны? С этим поможет разобраться немецкий философ Герман Люббе, который относительно недавно (2002) охарактеризовал сегодняшнее восприятие времени как «сокращение настоящего». Дескать, люди становятся свидетелями «уплотнения культурных новинок, процесса музеефикации своего культурного окружения».
Соглашаясь с Люббе, польский культуролог Рената Таньчук в работе «Искусство коллекционирования» (2011) выделяет способность коллекций останавливать время, задерживать его движение. В коллекции, согласно пани Таньчук, властвует вечное «сейчас». Отсюда берет начало стремление владельца к коллекционированию «настоящего» (или «сейчастности», как бы сказали Хайдегер и Пруст — естественно, в русском переводе).
Коллекция или собрание?
Соответственно, различие между собранием и коллекцией состоит ровно в том же — субъективном взгляде владельца, ее формирующего. С этой точки зрения интересен феномен музейных коллекций, которые у нас принято называть собраниями. «Из собрания Эрмитажа…» — устойчивое выражение, но насколько оно верное? Все зависит от контекста. Музей несет прежде всего научно-исследовательскую, а не экспозиционно-образовательную функцию, и его архивы представляют собой именно собрания.
Однако когда речь идет о выставках, созданных на базе музейных собраний, мы имеем проявления подхода, аналогичного подходу коллекционера — только уже со стороны музейных кураторов. При работе над временными экспозициями главное значение для куратора имеет не генеалогия, место происхождения предмета, а определение ценности произведения через их (кураторов) персональную интерпретацию. Другими словами, каждая грамотно организованная выставка — это своего рода коллекция, только из собрания музея.
Однако вернемся к частным коллекционерам. Выделяют четыре стадии формирования коллекции:
• переосмысление (формирование собственной картины мира, на основе которой у коллекционера возникает концепция коллекции, ее назначение в личном и общественном понимании);
• классификация (дополнительные исследования предмета коллекции, процесс превращения из ценителя искусства в его знатока);
• процедура (техническая сторона вопроса: от приобретения и логистики до управления и непрерывного улучшения баланса коллекции);
• социализация (публичное экспонирование, научные исследования и публикации, поиск отличительных особенностей коллекции среди себе подобных).
Изначально именно в такой последовательности, а затем — в постоянной циркуляции, сменяя друг друга. Иначе говоря, настоящий коллекционер никогда не останавливается на достигнутом, постоянно переосмысляя собственную коллекцию, дополняя ее, изымая отдельные предметы, стремясь к балансу. Если вы еще не подумали об этом, то теперь в самый раз: да, коллекция — это живой организм. И в ее изменчивости кроется как художественный рост самой коллекции, так и личностный рост ее владельца.
Болезненное коллекционирование
Естественно, что коллекционирование, как любой творческий процесс, требующий от человека эмоционального вовлечения и мыслительных процессов, порой приобретает гипертрофированные черты. Так, в психиатрии появился термин «болезненное коллекционирование», определяющий одну из разновидностей обсессивно-компульсивного расстройства. В частности, среди них выделяют:
• стремление к укомплектованию — желание как можно быстрее собрать намеченную серию работ, где на первое место ставится результат (а не процесс поиска, покупки, обмена, высоко ценимый большинством коллекционеров);
• стремление к заполнению пространства — изначальная концепция коллекции подвергается изменению: главную роль в сознании владельца начинает играть выделенное под экспозицию помещение, которое должно быть сверху донизу заставлено предметами, без пустых мест;
• стремление к визуальной гармонии — насмотревшись фильмов Уэса Андерсона, коллекционер начинает воплощать основные его концепты: скажем, парность основных предметов, одинаковость размеров или форм элементов коллекции;
• стремление к эстетическому совершенству — как правило, под удар в этом случае попадает кракелюр или любой другой визуальный дефект, даже если он является продиктованной временем нормой.
С позиции собственности болезненное коллекционирование прогрессирует в следующих направлениях:
• мемориальное коллекционирование — собирание семиофоров в память о знаковом событии или человеке;
• фетишистское коллекционирование — приобретение объектов или сюжетов, являющихся предметом сексуального влечения владельца;
• систематическое коллекционирование — при этой форме утраты душевного равновесия коллекционеру неважно, что покупать; главное — делать это регулярно.
Очевидно также, что в случае болезненного коллекционирования сама коллекция теряет свою художественную ценность и представляет ценность, скорее, медицинскую.
Как трансформировался статус коллекционера в обществе с течением времени? Когда коллекционирование из маргинализированного занятия стало почитаемым образом жизни и мысли? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Мы продолжим знакомить вас с теорией вопроса, а пока рекомендуем погрузиться в его практику. О своем подходе к формированию и управлению коллекцией рассказывает Роман Бабичев — в первой и второй части интервью для AI.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240326_art_collectors2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240326_art_collectors2.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.