Art Investment

Художники и цены

Открытие постоянной экспозиции «Русское классическое искусство XVIII — XX веков» в Архангельске

Сегодня, 25 июня, в 17 часов Архангельский музей изобразительных искусств торжественно открывает новую экспозицию «Русское классическое искусство XVIII — XX веков».

Новая экспозиция откроется в отреставрированных залах Усадебного дома Е. К. Плотниковой (Поморская, 1).

В течение многих лет постоянная экспозиция русского искусства размещалась в одном из залов на площади Ленина, 2, и включала немногим более 100 произведений. Новая экспозиция представит архангелогородцам и гостям города уже около 300 живописных, графических и скульптурных работ из собрания Музейного объединения. Экспозиция отражает основные этапы и направления в развитии русского изобразительного искусства за три века.

Музей обладает редкой коллекцией портретов первых Романовых, которыми и открывается экспозиция. Когда-то эти портреты украшали стены архиерейского дома, построенного при епископе Вениамине, в 1784 году вблизи Михайло-Архангельского монастыря. Он создал там два зала с портретами русских царей и императоров, а также лиц высшего духовного сана.

В екатерининское время такие галереи можно было видеть во многих губернских городах, в собрании графа Орлова в Петербурге, графа Шереметьева в Москве. Сейчас ими может похвастаться только шереметьевское собрание и Архангельск.

XVIII век представлен замечательными полотнами Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского, Ж.-Л. Вуаля, Ж.-Б. Лампи. В собрании архангельского музея есть портрет Даниила Бернулли, швейцарского ученого, одного из создателей Российской Академии наук. Именно этот портрет находился когда-то в Петербурге, в зале заседаний Академии рядом с портретом М. В. Ломоносова.

В белом зале шедевры К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, Д. Доу. Здесь же портреты блестящих русских офицеров, гражданского губернатора Москвы Н. В. Обрескова, участвовавшего в Бородинском сражении, и барельефы Ф. Толстого, посвященные войне 1812 года. Впервые экспонируется бюст графа Ф. Е. Ангальта, директора первого кадетского корпуса, правление которого считается золотым веком в истории корпуса.

Залы Академии художеств дают полную картину русской академической школы. В них четыре работы кисти И. К. Айвазовского, в том числе большое полотно «Ниагарский водопад», написанное в год смерти автора и впервые представленное зрителю. В ряду шедевров академического зала пейзажи И. И.Шишкина, И. И.Левитана, В. Д. Поленова, А. П. Боголюбова.

В новой экспозиции появилась возможность организовать зал акварельной живописи с лучшими работами акварелистов пушкинской поры. Особый интерес вызывают акварели В. Е. Галямина, изображающие Архангельск 1826 года.

Художники критического направления русской живописи представлены именами А. К. Саврасова, Н. В. Неврева, Л. И. Соломаткина, А. А. Попова, В. Н. Бакшеева. Большинство из работ художников-передвижников — И. Н. Крамского, К. В. Лемоха, братьев Маковских, И. Е. Репина, А. Д. Литовченко, находящихся в экспозиции, когда-то демонстрировались на выставках Товарищества. В зале исторической живописи полотна М. В. Нестерова, В. и А. Васнецовых, А. П. Рябушкина, В. И. Сурикова, К. В. Лебедева.

Залы первого этажа посвящены искусству начала XX века. Это время отмечено сменой стилей и направлений, возникновением различных группировок и объединений, многообразием творческих дарований. Экспозиция дает возможность увидеть основные тенденции в развитии русского искусства предреволюционной поры. Поздние передвижники представлены произведениями И. Е. Репина, Н. А. Касаткина, К. А. Савицкого, Н. П. Богданова-Бельского.

Художников группы «Мир искусства» (1898) объединяло увлечение прошлым, в котором они находили гармонию и красоту, противопоставляя его современности. А. Н. Бенуа, А.А. Арапов, П.С. Наумов, Н. К. Рерих, Ю. П. Анненков — каждый по-своему решал эту тему.

«Союз русских художников» (1903), в состав которого входили в основном московские живописцы, развивал традиции национального русского пейзажа. Все это отображено в работах К. А. Коровина, П. И. Петровичева, Л. В. Туржанского, К. Ф. Юона, А. Е. Архипова.

Новое поколение художественной молодежи искало собственные пути в творчестве и стремилось выразить свое мироощущение в череде неизбежных социальных потрясений. Самым эпатирующим станет объединение «Бубновый валет», первая выставка которого состоялась в 1910 году. Проповедуя идеалы французского постимпрессионизма, следуя за Сезанном, участники этого объединения — П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, Д. Д. Бурлюк и др. — своим излюбленным жанром сделали натюрморт.

Эстетическая программа объединения «Голубая Роза» прочитывается в работах Павла Кузнецова. Полотна «Лето в степи», «Постройка кошары», написанные в лучший период его творчества, отличаются простыми, но выразительными композициями.

Рубеж XIX — XX веков был временем художественного освоения Русского Севера. Его открыли для себя К. А.Коровин и В. А.Серов, путешествуя в 1894 году по Архангельской губернии и Мурманскому побережью. В новой экспозиции выделен целый зал, посвященный творчеству русских художников на нашем Севере, где можно увидеть работы К. А.Коровина, П. П. Кончаловского, А. Е. Архипова, В. В. Переплётчикова, Б. М. Кустодиева, В. И.Зарубина, К. И. Горбатова. В центре зала помещена скульптура «Отрок Ломоносов на берегу моря», отлитая из бронзы в 1987 году с оригинальной мраморной скульптуры (1845) работы А. А. Иванова из собрания Государственного Русского Музея специально для Архангельского музея.

Экспозиция «Русское классическое искусство XVIII — начала XX веков» создавалась с использованием новых музейных технологий, современного музейного оборудования и осветительных систем. Грамотное музейное освещение позволило подчеркнуть уникальность каждого экспоната, оно способствует сохранности экспонатов и дает зрителю возможность наиболее полного восприятия каждого предмета.

Интерьеры и дизайн каждого зала соответствуют эпохе создания произведений русского искусства.

Источник: museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100625_arkhangelsk.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100625_arkhangelsk.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ШАРШУН Сергей Иванович (1888–1975) Мистическое сердце. 1953 (20,7 × 44,8 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) В окрестностях Кассиса. 1929 (26,4 × 32 см в свету)

Текущая ставка55000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

АБАКУМОВ Михаил Георгиевич (1948–2010) Перед грозой. 2004 (17,8 × 74,5 см в свету)

Текущая ставка70000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».