Art Investment

Художники и цены

«Русские художники-путешественники» в Третьяковской галерее

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10) открывается выставка «Русские художники-путешественники» из фондов графики XVIII — начала XX века, которая продлится до 17 января 2010 года.

Рисунки и акварели русских художников из фондов Третьяковской галереи позволяют проследить, как в глазах россиянина трансформировался окружающий мир, как постепенно расширялись его границы в процессе познания родной страны и зарубежья. Выставка объединила более 300 произведений различных авторов. Выполненные с конца XVIII по начало XX столетия в разнообразных графических техниках, все они отмечены свежестью натурного рисунка и непосредственностью художнического восприятия.

Эпоха Просвещения принесла в Россию моду на путешествия и исследования. С целью «сообщить… соотечественникам виды… стран и памятников» каждую дипломатическую миссию и экспедицию с конца XVIII века до 1840-х сопровождали художники, занятые «снятием видов». На обширных территориях Российской империи эта задача трактовалась как государственная. Питомцы Императорской Академии художеств создавали панорамы древних и новых городов, фиксировали пейзажи отдаленных областей (акварели Ф. Я. Алексеева, М. М. Иванова). Особенно любопытны серии подобных «видов» — например, гуаши А. Е. Мартынова 1810–1811 годов из поездки на Балтийское побережье в свите императрицы Елизаветы Алексеевны.

Экспозиция построена нетрадиционно, не только по хронологии, но и по географическому принципу: каждый зал «анфилады графики» посвящен определенному региону, где побывали художники. Вводный зал очерчивает границы мира, привычного русскому человеку XIX века, с помощью воспроизведений старинных географических карт.

Лежащие в витринах альбомы создают «путевую» канву, сопровождающую посетителей выставки из зала в зал. Самые ранние из них принадлежали Н. Г. и Г. Г. Чернецовым (1826); альбомы В. В. Верещагина были разрезаны на листы самим автором для показа его «Туркестанских серий».

Образ России конца XVIII — середины XIX века (виды Крыма, Кавказа, Прибалтики, озера Байкал) передан в работах, исполненных в научных экспедициях и личных путешествиях. К выставке отреставрированы акварель С. П. Шифляра «Вид реки Чаган» (1806), зарисовки окрестностей Ревеля А. И. Штакеншнейдера. Просторы Российской империи второй половины XIX — начала XX века предстают на рисунках И. Е. Репина и И. И. Шишкина, Альб. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха.

В начале XIX века внимание приковывали страны Юга: они представлены в сепиях К. П. Брюллова из путешествия в Грецию и Турцию (1835), средиземноморских акварелях К. И. Рабуса (1830-е), египетских акварелях братьев Чернецовых (1840-е), в работах художников русской миссии в Китае — А. М. Легашова (1830-е) и И. И. Чмутова (1850-е). В учебных плаваниях «снимал виды» Ф. П. Толстой, в пенсионерских и личных поездках — выпускники Академии. Впервые широко экспонируются рисунки и акварели М. Н. Воробьева из путешествия по Малой Азии, Греческому архипелагу и Ближнему Востоку с дипмиссией Д. В. Дашкова (1820–1821). Поездка пейзажиста в Италию и на остров Сицилия (1845–1846) — отдельный раздел выставки.

Страны Западной Европы, прежде всего Италия, влекли художников на протяжении всего XIX века. Архитектуру Рима, Пестума, Помпей, картины итальянской природы и сцены народного быта запечатлели С. А. Иванов, К. Ф. Гун, И. Н. Крамской, И. И. Левитан. Серии и отдельные произведения В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, В. А. Серова, А. Н. Бенуа, А. П. Остроумовой-Лебедевой создают панорамный образ Европы. Порой в этих работах известные мастера предстают в неожиданном ракурсе. Карандашные рисунки П. П. Кончаловского из путешествий в Испанию, Францию, Италию любопытно сопоставить с акварелями В. И. Сурикова, с которым в 1910 году в Испанию они ездили вместе.

Экзотические для россиян страны Африки посещали многие русские живописцы и графики второй половины XIX — начала XX века. На выставке Египет той эпохи представлен работами братьев К. Е. и Н. Е. Маковских, А. Н. Руссова, Алжир — Л. С. Бакста, Марокко — З. Е. Серебряковой, зона экватора — А. Е. Яковлева.

При подготовке выставки ее куратор, хранитель Отдела графики XVIII — начала XX века Маргарита Крылова обнаружила новые сведения о датировке, названиях, а также авторстве ряда работ. Два листа 1790-х с видами Босфора после реставрации перестали считаться анонимными: на обороте найдена надпись с фамилией, которая в настоящее время уточняется. Новую атрибуцию получил альбом, который приписывался А. П. Брюллову, но на самом деле принадлежит руке его племянника Н. Ф. Брюллова и отражает пенсионерскую поездку 1857–1859 в Испанию, Египет, Нубию и другие страны. Эти произведения показаны впервые, как и акварели К. И. Рабуса, С. П. Шифляра, многие из 40 листов, недавно прошедших реставрацию, а равно большинство путевых альбомов. Прежде не экспонировались также виды Италии С. А. Иванова и художника середины XIX века Лебедева, чье имя пока неизвестно.

Мультимедиа-программа «По страницам путевых альбомов», демонстрируемая во вводном зале, знакомит с путевыми зарисовками, которые невозможно показать иначе. К выставке подготовлен CD-Rom, включающий более 300 изображений с каталогом и комментариями.

Образы России и зарубежных стран разных эпох — будь то беглые наброски, отражающие мастерское владение карандашом и пером, или законченные рисунки, подцвеченные акварелью, — отражают смену художественных стилей. В целом они складываются в живую и многогранную картину мира, «срисованную» непосредственно с натуры.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090604_artists_travelers.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090604_artists_travelers.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

﴾Книги﴿ Свиньин, П.П. Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей: [в 5 ч.]. СПб., 1816–1828. Ч. [1]–3.

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

СЮРВАЖ Леопольд (Штюрцваге Леопольд-Федерик Леопольдович, 1879–1968) Натюрморт с фруктами и листьями. 1922 (19,5 × 24,5 см в свету)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку

ГОРБАТОВ Константин Иванович (1876–1945) Рива дельи Скьявоне. Венеция. 1930-е — начало 1940-х (50 × 59,8 см)

Текущая ставка350000 RUB
Окончание торгов2024-05-24 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».