1768–1826
Живописец, график, сценограф.
Родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. С 1773 учился в ИАХ в пейзажном классе у Сем. Ф. Щедрина. За период обучения неоднократно отмечался медалями: в 1787 получил малую серебряную медаль, в 1788 — большую серебряную и малую золотую медали за «сочинение программы». В том же году был выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу сроком на 6 лет.
В 1789 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Рим, работал под руководством немецкого пейзажиста Я.-Ф. Хаккерта. Пользовался советами Ф. М. Матвеева. В 1795 возвратился в Петербург, за выполненные в Риме ландшафты признан «назначенным» в академики. В том же году за картину «Вид в окрестностях Рима» удостоен звания академика. В 1802 был назначен на должность советника ИАХ. В 1804 предпринял поездку по России, в 1805–1806 — путешествие в Китай с русским посольством графа Ю. А. Головкина. По исполненным во время поездок натурным зарисовкам создал цикл офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы…» (1808), серии литографий «Типы народов России и Монголии» (1808) и «Русские народные типы» (1818). В 1810 путешествовал на Балтийское море в свите императрицы Елизаветы Алексеевны.
В 1808–1819 служил декоратором в Дирекции Императорских театров. Вместе с Семеном Щедриным создавал пейзажные росписи, панно и станковые картины для оформления дворцов в Павловске и Гатчине, Михайловского замка в Петербурге. В 1812 подал прошение об «определении его в должность при Академии для обучения ландшафтной живописи», которое было отклонено.
В 1821–1822 выполнил по акварелям альбом литографий «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», который собственноручно отпечатал. Также занимался изготовлением повторений своих гравюр и оригинальных литографий по материалам путешествий: «Собрание русских костюмов» (1821–1822), «Новое собрание русских костюмов» (1822), «Бал в Иркутске» (1821–1824), «Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китай» (1822–1824).
В 1821 вышел в отставку. В 1824 уехал на лечение в Италию.
Похоронен на кладбище Монте Тестаччо в Риме.
Мартынов — один из крупнейших русских пейзажистов конца XVIII — первой трети XIX века, блестящий рисовальщик и гравер. Его творчество находится на стыке классицизма и зарождавшегося романтизма. В нем отчетливо проявились черты «переходного» отношения к природе — от почти объективизированного к более эмоциональному, свойственному художникам предромантического периода.
Ранние работы (до 1800) отличаются артистизмом манеры: свободой штриха или мазка. Художник часто использовал сочные фактурные материалы (черный мел, уголь), часто рисовал на цветной или тонированной бумаге. Часто это некие фантастические виды («Пейзаж с храмом и озером», 1790-е; «Пирамида на острове (Моя гробница) «, около 1800), в основе которых лежали натурные наблюдения.
1800-е в творчестве Мартынова отмечены интересом к видовому пейзажу, получившему широкое развитие в связи с возросшим интересом русского общества к своей стране. Наиболее показателен в этом отношении альбом рисунков «Виды Восточной Сибири». При всей близости к классицистической пейзажной схеме (замкнутость композиции, кулисное построение пространства и т. д.), в нем уже чувствуется глубоко личное восприятие природы. При этом акварели еще резки в цвете, жанровые сценки, введенные для оживления пейзажей, чаще всего статичны, стаффажны. Однако в лучших произведениях художнику все же удавалось передать ситуации из обыденной жизни органично и естественно. Работы 1810-х — 1820-х поэтичны и лиричны, их отличает спокойный размеренный ритм, уравновешенность композиций и «внутренняя» монументальность.
Произведения Мартынова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Историческом музее и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе