С чего начать новому коллекционеру? Идея первая — шестидесятники
ARTinvestment.RU   17 августа 2017

Покупать искусство в кризис выгодно. Столь доступных цен не было, пожалуй, уж лет 15. Многие спрашивают: как подступиться к теме? На каких художников стоит сильнее обращать внимание на аукционах? Что покупать, чтобы через несколько лет не постигло разочарование? Ниже — одно из мнений

Правильно было бы сразу предупредить, что набор имен в этой статье — это сугубо частное мнение. Впрочем важная объективная составляющая в выводах все-таки присутствует. При отборе авторов я все же в первую очередь ориентировался на готовящийся сейчас в ARTinvestment.RU рейтинг ликвидности русских художников по живописи. В его основе лежит информация о числе выставленных и проданных на аукционах картин конкретных авторов, а позиция в рейтинге отражает вероятность успешной продажи картины рассматриваемого художника с учетом стандартного отклонения соответствующей случайной величины.

Почему начал с шестидесятников, с послевоенного неофициального искусства? Просто здесь накоплено больше опыта. На нашем AI Аукционе именно нонконформисты давно уже пользуются повышенным спросом. За четыре года мы продали около 800 работ из этого сегмента, включая живопись, графику, скульптуру, фарфор и тиражку. Важно, что работы нонконформистов зачастую представлены не только в дорогом (от миллиона рублей), но и в относительно доступном сегменте — до 200 000 рублей, который лучше подходит для первых самостоятельных покупок. И наконец, произведения первых имен в этом сегменте, как правило, обладают хорошей ликвидностью, т. е. их обычно можно быстро перепродать по рыночной цене, чтобы проверить свои инвестиционные гипотезы. Кстати, пробовать перепродавать периодически стоит всем коллекционерам, а начинающим в особенности. Нет более надежного способа вовремя избавиться от иллюзий и скорректировать свою стратегию.

Среди включенных в обзор ликвидных художников есть как те, чьи рыночные цены уже устоялись и уверенно держатся на высоком уровне, так и в той или иной степени недооцененные. Кто из них кто — догадаться будет не сложно. Сильные стороны дорогих художников — это музейный уровень известности, устойчивый спрос со стороны статусных коллекционеров и хорошая способность вмещать в себя капитал. То есть они позволяют «впитывать» большие деньги, чтобы владельцу было проще управлять инвестициями, а не размениваться на множество недорогих предметов. С топовыми художниками коллекционеру обычно будет более спокойно во всех отношениях. Но потенциал роста цен на них — это скорее десятки процентов, но не сотни. Впрочем на больших суммах эти десятки процентов измеряются многими тысячами долларов. В свою очередь, у недооцененных художников есть шанс вырасти в цене многократно, стоят они сегодня недорого, но рисков с ними больше. Никто не может гарантировать, что в обозримой перспективе их потенциал реализуется в полной мере. Единственное, в чем можно не сомневаться, так это в том, что все попавшие в обзор — это действительно хорошие художники, работы которых можно купить на публичных торгах по рыночной цене, даже не выходя из дома. Все они уже сегодня входят в рейтинг топ-100 самых дорогих шестидесятников. Впрочем пусть вас это не пугает: на аукционном рынке для каждого из перечисленных авторов представлены работы на любой кошелек.

Теперь к именам.

Анатолий Зверев (1931–1986). Это бесспорный лидер зрительского интереса за все 4 года, прошедших с самого запуска наших AI Аукционов. Как правило, из 20 выставленных лотов именно у Зверева бывает максимальное количество просмотров. И на количество ставок тоже грех жаловаться. Если Зверев и остается непроданным, то, как правило, лишь из-за слишком высокой резервной цены. Художник возглавляет рейтинг ликвидности живописи в сегменте шестидесятников. Живопись Зверева на российских аукционах стоит уже от 300 000 рублей, а совсем уж хорошие вещи от 450 000 до 700 000 рублей. Зато графика вполне доступна. Симпатичные рисунки коллекционеры охотно раскупают в диапазоне 30 000–100 000 рублей. И найти нового покупателя на них будет несложно (если сюжет и качество хороши). Подробнее о том, как и зачем стоит покупать Зверева, написано здесь и здесь. И обратите внимание: Зверев входит в группу риска как один из самых подделываемых художников. Покупать его без экспертизы или устного подтверждения Валерия Силаева начинающему коллекционеру крайне опасно.

Владимир Янкилевский (1938). Один из моих любимых художников. Яркий новатор, сильно опередивший свое время. В начале 1960-х Янкилевский участвовал в резонансных выставках на Таганке и в Манеже (вместе с Соостером, Неизвестным и Соболевым-Нолевым). Манежная выставка — это 30-летие МОСХа в 1962 году, где Хрущев делился своим «компетентным» мнением об уровне советских абстракционистов. Сейчас Янкилевский живет и работает в Париже. Его картины и исполинские триптихи и полиптихи в последние годы продавались в России и за рубежом за $20 000–200 000. Не каждый коллекционер сможет подступиться. А вот хорошие графические работы иногда можно встретить на аукционах по куда более доступным ценам: у нас, на AI Аукционе они продавались в диапазоне 200 000–300 000 рублей, покупатели сделали отличные приобретения. О Янкилевском советую прочитать у нас здесь и здесь.

Владимир Немухин (1925–2016). Одна из ключевых фигур «Лианозовской группы», друг и соратник Оскара Рабина, участник «Бульдозерной выставки», выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ и многих других легендарных проектов в истории неофициального послевоенного искусства. Немухин — создатель самобытного стиля. Его безошибочно узнаваемые карты, ломберные столы, медвежьи шкуры есть во всех значительных коллекциях шестидесятников. Живопись Немухина ценного периода (с середины 1960-х по конец 1980-х) сейчас продается на международных аукционах в диапазоне $10 000–30 000. На внутреннем аукционном рынке с оказией можно купить в 2–3 раза дешевле. Плюс у Немухина хорошо продается тиражная графика: от 20 000 рублей до 80 000 рублей за большие цветные литографии, доработанные гуашью. Оригинальная графика — в несколько раз дороже, но все равно относительно доступна (в районе 120 000 рублей). Кроме того, коллекционеры хорошо покупают его скульптуру, которая стоит в зависимости от качества и условий тиража 60 000–120 000 рублей.

Эрнст Неизвестный (1925–2016). Скульптор-глыба. Человек удивительной судьбы. Фронтовик. Герой. Родители две похоронки получили. Человек смелый и в жизни и творчестве. Очевидцы выставки в Манеже 1962 года вспоминают, что Неизвестный был едва ли не единственным, кто решился дать отпор Хрущеву. Но всему есть предел. Неизвестного практически вынудили эмигрировать в 1976 году. Страшно представить, сколько планов остались нереализованными и какой ущерб был нанесен русскому искусству. Живопись Неизвестного (обычно это поздние картины 1980–90-х годов) не часто появляется на российских аукционах. Но бывает. В России картины, как и за рубежом, продаются от $30 000. Коллекционные скульптуры стоят на внутреннем рынке 360 000–500 000 рублей. Оригинальная графика коллекционного класса стоит порядка 100 000–150 000, иногда до 300 000 рублей. Можно найти и более дешевые рисунки, от 40 000 рублей. Но это будут вещи эскизные, на любителя, потом перепродать их будет непросто. Особенно много на рынке тиражной графики от 20 000 рублей. Она хорошо смотрится на стене, ее несложно перепродать, но для инвестиций этот материал не подходит. Подробнее об Эрнсте Неизвестном можно прочитать у нас здесь и здесь.

Дмитрий Краснопевцев (1925–1995 В 2006 году на Sotheby’s цена на картину Дмитрия Краснопевцева (очень хорошую) вплотную приблизилась к одному миллиону долларов. Тогда казалось: еще год-два — и его метафизические натюрморты будут стоить более миллиона. Но через два года случился кризис, большой откат по ценам на все русское искусство. После еще одного кризиса, 2014 года, цены на живописные произведения нашего выдающегося послевоенного художника установились на уровне от  $50 000 (за вещи особо ценного периода, после 1960-го). Это в мире. Да и в России примерно так же, разве что чуть дешевле. При этом цены уже постепенно подрастают. Начинающему коллекционеру важно знать, что Краснопевцев — это очень подделываемый художник. Начинать знакомство с его творчеством нужно не с аукционов, а с выставок и с каталога живописи, подготовленного А. А. Ушаковым — владельцем архива и главным знатоком творчества художника. Немногим ранее можно было бы посоветовать начать обязательно с зала Краснопевцева в Отделе личных коллекций Пушкинского музея, где экспонировались не только подлинные работы художника, но и был как бы воссоздан фрагмент интерьера его мастерской, с настоящими предметами, которые его окружали, — камнями, раковинами, книгами, черепками, ветками и т.д. Место было удивительное. Но — увы, постоянная экспозиция Отдела личных коллекций из-за ремонта в музее закрыта до 2019 года. Подробнее о художнике можно прочитать здесь.

Юрий Купер (1940) — выдающийся художник, сценограф, поэт. Очень тонко чувствующий красоту и способный воплотить ее в любой сфере — от книги художника и керамики до сцены театра и убранства церкви. Произведения Юрия Купера абсолютно узнаваемы и производят сильное впечатление на коллекционеров. При этом, что удивительно, они до сих пор сохраняют высокую ценовую доступность. Так, отдельные исполинские двухметровые станковые произведения, выполненные в смешанной технике, по текущему рынку можно с оказией купить в диапазоне 450 000–600 000 рублей. Более компактная живопись и скульптура могут стоить на русских аукционах порядка 80 000–200 000 рублей. До кризиса все стоило гораздо больше и со временем должно снова стать дороже. В общем, момент для покупки этого художника оцениваю как очень подходящий. Интервью с Юрием Купером можно прочитать здесь и здесь.

Михаил Шемякин (1943). Имя громкое, в представлениях точно не нуждается. Кажется, что все должно быть очень дорого. На самом деле работы Шемякина до сих пор может позволить себе широкий круг коллекционеров. У него, например, очень доступная тиражная графика. И ее хорошо раскупают. Большие эффектные цветные подписные литографии стоят на нашем аукционном рынке порядка 30 000–40 000 рублей. Небольшие офорты чуть подешевле. Впрочем для инвестиционных целей нужно ориентироваться не на тиражку, а на живопись и оригинальную графику. К сожалению, картины Шемякина — редкость на нашем рынке. Но попадаются. В прошлом году мы продали метровое полотно «Маски» из цикла «Венецианский карнавалы» за 1 506 000 рублей с учетом комиссии. На западных аукционах первого ряда стоило бы дороже примерно на 20 %. При покупке требуется принимать повышенные меры предосторожности: много подделок.

Игорь Ворошилов (1939–1989). Художник-маргинал, самоучка, бедовый друг поэтов СМОГа, протеже легендарного Михаила Гробмана. Творчество Ворошилова чувствуют, понимают и любят те же коллекционеры, которые покупают работы Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. Правда, с точки зрения инвестиций Ворошилов — это гораздо более рискованный вариант. За ним пока не встали серьезные движущие силы: нет ни регулярных выставок, ни каталогов, ни исследований. Мы по-прежнему знаем о Ворошилове преимущественно по воспоминаниям друзей и, главное, по восхитительным работам, которые нет-нет да и появляются на аукционах. Стоят они сегодня удивительно недорого для своего уровня. Лучшие живописные работы в наше время можно по случаю купить на аукционах за 70 000–90 000 рублей без учета комиссии. А рисунки — в 2–3 раза дешевле. Думаю, что это лишь пока, до поры до времени. Подробнее об Игоре Ворошилове можно почитать здесь.

Виктор Казарин (1948). Семидесятник, неоэкспрессионист, бунтарь. Выставлялся на горкомовских выставках на Малой Грузинской с середины 1970-х. С 1983 года присоединился к горкомовской группе «21». Дружил со Зверевым, работал вместе с ним. В 1986 году они даже сделали совместный цикл работ, показанный позже на выставках «Зверев — Казарин». Очень хорошая экспрессионистская живопись 1980–90-х годов на русских аукционах продается сегодня обычно в диапазоне 60 000–120 000 рублей. Порой за эти посильные многим деньги можно найти просто выдающиеся вдохновенные вещи. Ценовой ориентир для гуашей Казарина — 20 000–30 000 рублей. Подробнее о творчестве Виктора Казарина можно прочитать здесь.

Вадим Сидур (1924-1986). Это единственный шестидесятник, выставки которого прямо в наши дни и громят и запрещают. Что косвенно говорит о том, что вопросы, поставленные художником 40–50 лет назад, по-прежнему актуальны. Выставки Сидура запрещали, конечно, и в советские времена. Много палок в колеса вставляли. Но даже тогда не громили. Бум спроса на скульптуры и графику Сидура начался в 2013 году. AI Аукцион был во главе этого процесса и по-прежнему остается номером один по обороту работ художника. Ценовой рекорд на Сидура установлен в прошлом году на Sotheby’s — $23 000. Впрочем и в России на аукционах скульптура Сидура продается в близком диапазоне 350 000–600 000 рублей. За рынком художника есть кому следить, спрос увеличивается и цены каждый год растут. Графика Сидура на наших аукционах продается в диапазоне 40 000–90 000 рублей. И коллекционерам там тоже есть из чего выбирать. Подробнее — здесь.

Анатолий Слепышев (1932–2016). В свое время его работы считались «валютой»: картины Слепышева брали с собой в эмиграцию, чтобы выгодно продать. Звучит странно, потому что Слепышев не входил в обойму нонконформистов. Он был членом МОСХа, к подпольным группам не примыкал. В истории «другого искусства» его фамилия упоминается в числе участников разрешенной выставки в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ в 1975 году и квартирных выставок. В 1990-е — 2000-е годы о Слепышеве будто забыли. А возвращение внимания коллекционеров произошло на наших глазах: с 2013 года работы Слепышева вдруг стали хитами AI Аукциона. Рисунки художника сегодня уходят по ценам 50 000–100 000 рублей. Год-два назад за эти деньги можно было покупать живопись. А теперь масла Слепышева стоят уже в диапазоне 200 000–250 000 рублей с учетом аукционных комиссий. Цены выросли (редкий случай по нашим кризисным временам). И думаю, вырастут еще сильнее. Почему — можно почитать в нашей статье.

Николай Вечтомов (1923–2007) — художник «лианозовской группы», друг Рабина и Немухина. Очень узнаваемый (что безусловно важно), обладатель собственного абстрактного стиля. Еще несколько лет назад имя было не на слуху. Знали преимущественно люди в теме, не публика. Но потом коллекционеры заметили. Интересно, что сегодня Вечтомов — редкий художник, цены на которого уже начали подрастать в нынешний кризис даже в долларовом исчислении. Графика ценного периода Вечтомова сегодня стоит ориентировочно 150 000–200 000 рублей. Живопись — 450 000–550 000 рублей. Художник входит в группу риска по подделкам. К счастью, в Москве есть к кому обратиться за экспертизой по нему. А вот с мелкими западными аукциончиками лучше поначалу не рисковать: там с «вечтомовыми» вообще швах.

Оскар Рабин (1928). В России Оскар Рабин — это первое имя, с которым ассоциируется неофициальное искусство, нонконформизм. Не Кабаков, как на Западе, а именно Рабин. Устроитель «Бульдозерной выставки», организатор «Лианозовской группы», постоянный раздражитель для властей и художник как никто отразивший тоску жизни при советском строе. В 1978 году Рабину дали разрешение на выезд и в то же год лишили гражданства СССР за деятельность, позорящую звание советского гражданина. С тех пор и по нынешний день художник работает во Франции. Но наиболее ценным периодом его творчества является доэмиграционный, до 1978 года. Французская живопись ценится меньше. После двух кризисов цены на работы Рабина скорректировались вниз. И сейчас его живопись советского периода можно купить на аукционах в диапазоне $20 000–40 000. Как на зарубежных, так и на русских аукционах. Когда у нас все наладится, стоить она будет значительно дороже. Так мне думается. Рисунки Рабина хороши, но на рынке появляются редко. Стоят они в районе 100 000 рублей. А вот тиражной графики продается море. Офорты Рабина раскупают как горячие пирожки по ценам в районе 20 000–30 000 рублей. Инвестиционного потенциала в них мало, но как интеллектуальное украшение интерьера — очень даже. Подробнее о Рабине можно прочитать здесь. Как и многих других ликвидных художников, его тоже подделывают. И тот факт, что художник здравствует и может разоблачить фальшивку, злоумышленников ничуть не смущает (многие думают, что ныне живущих художников не подделывают).

Олег Целков (1934). Еще один известный и дорогой художник, живопись которого продолжает прибавлять в цене даже в условиях кризиса. Его холсты не так уж редко можно встретить и на русских аукционах. При этом не скажу, что у него все продается влёт. Как и все, что дорого. К живописи Целкова не так уж просто подступиться. Это художник для богатых. Его картины у нас обычно предлагаются в диапазоне $25 000–40 000. На западных аукционах бывают продажи в районе $100 000, даже $150 000. Но у нас подобных случаев я не припомню. Из относительно доступного у Целкова есть тиражная графика. Офорты и литографии не редкость на аукционах по цене 30 000–60 000 рублей. Еще коллекционеры обращают внимание на эффектный фарфор Целкова. Цены на вазы и скульптуры могут достигать 200 000–300 000 рублей. Да, к слову, Целкова не очень часто, но все равно подделывают. Нужно быть начеку. Подробнее о рынке работ Олега Целкова можно прочитать здесь.

Борис Свешников (1927–1998). В свои 19 лет студент Свешников получил 8 лет лагерей за политику. Чудом выжил. Кстати, именно с выхода из лагеря Свешникова в 1956 году, с его пронзительных лагерных рисунков отсчитывается хронология истории «другого искусства» в одноименном справочнике. Сегодня живопись Бориса Петровича стоит заметно дешевле, чем на пике рынка, но все равно не сильно доступна для массового покупателя. Последние наши продажи этого года были в диапазоне 600 000–650 000 рублей, плюс комиссия 15 %. В прошлом году было и больше 700 000. При этом важно, что спрос на работы художника устойчиво большой. Как и на графику: сколько не выставь, почти всегда продается. По ценам в диапазоне 40 000–60 000 рублей. Ну а подробнее можно почитать тут.

На этом предлагаю прерваться. Думаю, пятнадцати имен пока хватит. Есть о ком подумать. Конечно, человек разбирающийся, дочитав до этого места, возразит: «И что, всё? Где остальные художники? Что, больше никого не знаете?».

Спокойствие. Во-первых, не обещаю, что на этом конец. Во-вторых, есть объективные ограничения. Например, Кабаков, Булатов, Вейсберг, Штейнберг, Рогинский, Харитонов, Чуйков, другие — есть же еще много хороших художников, важных для истории русского искусства, но, к сожалению, крайне редко представляемых на русских аукционах. На западных — да, они есть. Но в данном обзоре решено сфокусироваться только на вариантах, реально доступных у нас на внутреннем публичном рынке. Важно именно это. Особенно для начинающих коллекционеров.

Напоследок хочу еще раз напомнить одну важную вещь. Имена именами, но для покупок вообще и инвестиционных приобретений в частности существует общий подход, которого следует придерживаться: всегда нужно проверять подлинность, выбирать максимально возможное качество и стараться сильно не переплачивать. Впрочем переплатить в этом деле — грех не велик.

Ну а в следующий раз есть мысль сделать такой же обзор идей с именами из актуального (ультрасовременного) искусства. Там в верхней части рейтинга ликвидности живописи у нас числятся и Константин Батынков, и Валерий Кошляков, и Виноградов с Дубосарским, и Павел Пепперштейн, и многие другие авторы, работы которых продаются в том числе и на русских аукционах.

Что еще почитать по теме на AI:
«Неофициальное послевоенное искусство. Худ ожники-шестидесятники».



  • 16.11.2017 В Третьяковской галерее открывается выставка Сарьяна Большая выставка в Лаврушинском переулке представит 29 живописных работ Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) из собраний ГТГ, Национальной галереи Армении и Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване
  • 14.11.2017 «Культпрограмма» галереи «Веллум» В рамках «Культпрограммы» пройдут выставка «Символизм и нонконформизм», концерт Алексея Паперного, лекция Валерия Дудакова
  • 14.11.2017 Выставка Эль Лисицкого открывается сразу в двух музеях Сегодня, 14 ноября состоится открытие выставок Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу и в Еврейском музее и центре толерантности
  • 09.11.2017 Шон Скалли в Мультимедиа Арт Музее В Москве, в музее на Остоженке, проходит ретроспектива мировой звезды современного искусства Шона Скалли. На выставке показывают абстракции, созданные с 1960-х годов
  • 08.11.2017 «Александр Бубнов. Миф» в Трубниковском переулке Сегодня вечером в Государственном литературном музее открывается выставка, организованная Музеем совместно с галереей «Веллум» и посвященная творчеству советского художника — создателя образов легендарных героев русской истории
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх