Как покупать Зверева. Вопросы и ответы
ARTinvestment.RU   09 июля 2014

Зверев для новичков. Зачем покупать работы Зверева и почему именно сейчас — мы рассказывали об этом два месяца назад. Пришло время ответить на вопрос о том, что покупать и как

Всего два месяца назад ARTinvestment.RU представил свои «6 причин, чтобы покупать сейчас Зверева». И если в той статье мы отвечали на вопросы «зачем покупать и почему именно сейчас», то теперь пришло время ответить на вопросы «что покупать и как». Например, все помнят общее правило, что обычно…

…при покупке произведения для инвестиций стоит отдавать предпочтение работам ценного периода. А какой период в творчестве Анатолия Зверева является наиболее ценным?

«Ценный период в творчестве Зверева» — понятие изрядно мифологизированное. Распространено мнение, что все лучшее с ним случилось до 1966 года, а потом он превратился в «народного художника», в смысле стал работать на потребу публики. Откуда это взялось? Да как минимум сам Зверев так говорил. Тем не менее принимать за чистую монету его слова точно не стоит. Потому что в другой раз Зверев говорил, что «бросил рисовать для себя в 1959 году. Сейчас я должен обязательно угодить и понравиться»1. А всего минутой раньше на вопрос, часто ли его посещает вдохновение, Зверев отвечал, что вдохновение его посетило «всего один раз — летом 1968 года на даче на Николиной Горе». Каждый раз разные годы — может, с тоски наговорил, а может, наоборот, интересничал. Ведь Зверева друзья вспоминают как человека очень непростого склада, сильно себе на уме, умного, умеющего и пошутить, и подначить.

Пытаться разграничить творческие периоды, ориентируясь на слова художника, довольно опрометчиво. Работы в этом смысле куда более красноречивы. А по работам было не однородно: как в конце ценных 1950-х встречалось множество проходных «почеркушек», так и в середине «поздних» 1980-х у Зверева выходили шедевры.

По воспоминаниям Елизаветы Плавинской, разговоры о том, что Зверев выдохся, начались сразу после размолвки с влиятельным покровителем Костаки в середине 1960-х. Совпадение? Всё может быть. Кому-то, например, видится особо ценным ранний диалог с первым русским авангардом в работах Зверева. А кто-то вправе считать, что тема навязана Костаки или как минимум взята под его чрезмерным влиянием.

Вывод: общепринятого ценного периода у Зверева нет. Но тем даже и интереснее. Каждый может выбирать своего Зверева сердцем, без особой оглядки на год возле подписи. Ранний Зверев — это хорошо, но качество конкретной работы важнее датировки.

Известно, что самостоятельное определение подлинности работ Зверева требует большой насмотренности. Существуют ли какие-то признаки, позволяющие отсечь хотя бы наиболее грубые подделки?

Звереву действительно был свойственен ряд стилистических приемов, знание которых помогает сегодня отсечь по крайней мере наиболее бесталанные подделки. А именно:

1. Зверев практически всегда оставлял изрядные непрокрашенные фрагменты поверхности основы, используя цвет материала (бумаги, картона и пр.) в качестве одного из цветов композиции. Поэтому густо и тщательно прокрашенная поверхность должна насторожить покупателя.

2. Изучите подпись. Обычная подпись Зверева — вдавленная, с нажимом. Например, процарапанная горловиной тюбика как мастихином. И наоборот, если буквы подписи пастозно, аккуратно и (главное) медленно наложены выдавленной из тюбика краской («как макаронины», по меткому выражению Валерия Силаева), то тут нужно повысить бдительность. «Выдавленные из тюбика» подписи у Зверева тоже были, но стремительные, с высоким темпом написания.

3. Изучите все автографы на картине или рисунке. Иногда фальсификаторы, кроме поддельной «АЗ», оставляли на картины и свои собственные подписи. Зачем? Может, для форсу — не знаю. Поэтому если на работе одна из «AЗ» подозрительно похожа на «AB» (например), то стоит воздержаться от покупки.

К сожалению, даже точно соблюдение вышеперечисленных правил лишь уменьшает вероятность заполучить подделку, но ни от чего не гарантирует. Известны даже такие экзотические случаи, когда подлинная зверевская подпись стоит на чужих работах. И как быть с этим? Универсальный рецепт — обращаться за экспертизой. Тем более что все равно без заключения Силаева перепродать работу в дальнейшем будет крайне затруднительно.

Должна ли настораживать подпись, выполненная не одним росчерком, а довольно аккуратно?

Разбирающиеся люди говорят, что аккуратные подписи у Зверева тоже были, особенно в раннем творчестве. Не обязательно лаконичная «АЗ», но и «АЗверев» и другие комбинации. То есть аккуратная подпись — это не признак подделки.

Действительно ли у Зверева были совместные работы с другими художниками? Насколько они ценятся?

Были, и немало. В конце 1980-х, в частности, была целая выставка «Зверев — Казарин», где экспонировались совместные работы Анатолия Зверева и Виктора Казарина (оба — художники «группы 21»). Совместные — буквально значит, что какая-то часть картины была написана Зверевым, а другая — Казариным. На таких работах стоит общая подпись «КЗ» и «АКЗ» — их можно посмотреть здесь. Работа с Казариным — это, пожалуй, самый известный и изученный опыт сотрудничества Зверева с другим художником (см. на AI: «Виктор Казарин. Психофизиология экспрессионистского бунта»). Кроме этого, у Зверева были совместные работы с Арсением Седугиным (1925–1986, поэт, искусствовед, художник), Джино Синигальей (1937–1997, коллега по горкомовской группе «21») и другими.

Что касается ценности совместных работ, то при прочих равных они ценятся ниже собственно зверевских. Но ключевая фраза здесь «при прочих равных». По моему мнению, лучше купить качественную соавторскую картину (а среди них есть очень даже неплохие), чем проходную зверевскую.

Предлагают к покупке работу Зверева, которая участвовала в выставке и репродуцирована в ее каталоге (или альбоме, или книге). Стоит ли с таким хорошим провенансом делать еще и экспертизу?

Увы, альбомам и каталогам выставок Зверева нельзя доверять как достоверным источникам для атрибуции живописи и графики. Даже в каталоги известных коллекций или выставок попадали поддельные работы. Связано это еще и с тем, что подделки ходили по рукам еще при жизни Анатолия Тимофеевича, в том числе с его благословения. Отбросив лирику, резюмируем: репродукция в каталоге не является гарантией подлинности. Все равно надо получить экспертное заключение или хотя бы обратиться к эксперту за устной консультацией.

Большинство известных произведений Зверева выполнено на бумаге, на картоне, иногда на мешковине. Неофициальный художник в СССР не был избалован доступом к хорошим материалам. Как относиться к работам, выполненным на холстах?

Действительно, холсты у Зверева — редкость. И довольно большая. Но они все-таки были: холсты покупал Костаки, холсты доставали заказчики. Кроме того, были и совсем причудливые источники. В частности, в своем интервью AI Валерий Силаев рассказал историю о том, как Звереву достались холсты художника Анатолия Арапова, который выставлялся с «Голубой розой» и «Миром искусства». Так что существует несколько работ Зверева на мирискуснических холстах столетней давности. Но при этом самым ходовым материалом была бумага и простая картонка Подольского комбината.

Зверев пользуется репутацией виртуозного живописца и графика. Могут ли вещи с явными производственными дефектами (например, потекшей краской) принадлежать его кисти?

Зверев — выдающийся рисовальщик и живописец, но его сложно назвать перфекционистом в части материалов и техники. Зверева не останавливало ни качество материалов, ни их долговечность. От его работ нужно ждать искрометности, но не технической идеальности. Иногда возникали огрехи — кляксы, потекшая гуашь, акварель или масло. Они не являются признаком подделки. Скорее даже наоборот: такие вещи сложнее продать, и поддельщики не станут изобретать таких странных «многоходовок».

Где безопаснее покупать Зверева?

Одного безопасного места не существует. Работы Зверева можно встретить где угодно. И это нормально, не подозрительно. Зверев встречается во многих галереях, независимо от их специализации, даже в антикварных. Он довольно часто продается на аукционах (через один только аукцион AI было уже продано около 30 картин и рисунков). Иногда классные работы предлагают на продажу частные коллекционеры — и покупать с рук тоже не стоит зарекаться. Опасаться нужно не места продажи, а собственной доверчивости и легкомыслия. Например, типовые рассказы продавцов о том, что «вещь была куплена лично у автора и 30 лет провисела в семье» можно смело пропускать мимо ушей. Советоваться с экспертами в любом случае нужно обязательно.

Владимир Богданов, AI



1 Андрей Ерофеев. Как умел, так и жил (запись беседы с Анатолием Зверевым). Анатолий Зверев в воспоминаниях современников. — М.: Молодая гвардия, 2006. Стр. 247


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20140709_zverev.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20140709_zverev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх