Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Вадим Сидур. Спрос, цены, инвестиции
ARTinvestment.RU   24 сентября 2014

Три высших мировых аукционных результата для работ Вадима Сидура были установлены на аукционах ARTinvestment.RU в 2013–2014 годах

Вот так порой перечитываешь биографии шестидесятников — и оторопь берет. В 1944 году младший лейтенант Вадим Сидур командует пулеметным взводом. После тяжелейшего ранения (пуля попала в челюсть) выжил лишь чудом. Кавалер двух орденов Отечественной войны. Инвалид второй группы с 19 лет. Такие вот стартовые условия. Казалось бы, что может ждать впереди? А впереди, забегая, «Строгановка», карьера скульптора, художественное подполье, инфаркт в 37 лет, потом знаменитый «Манеж-62», годы официального давления, а потом монументы, установленные в городах России, Германии, США, уход из жизни в 62-летнем возрасте и Музей Вадима Сидура в Москве. Удивительная судьба. И, к слову, мистически пересекающаяся с судьбой другого скульптора-фронтовика, Эрнста Неизвестного.

Первые упоминания о выставках Вадима Абрамовича Сидура (1924–1986) в справочнике «Другое искусство» относятся к 1956 году. Он выставлялся в составе творческого союза ЛеСС (Владимир ЛемпортНиколай Силис — Вадим Сидур). Сначала Кузнецкий мост, 20, потом, в 1958 году, — большой Манеж, выставка «40 лет ВЛКСМ» вместе с Эрнстом Неизвестным, Эриком Булатовым и Олегом Васильевым. Постепенно подвал Сидура, Лемпорта и Силиса на Фрунзенской, 19, стал одним из центров неофициальной культурной жизни. Там собирались Генрих Сапгир, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Леонид Губанов, Юнна Мориц, Василий Шукшин, Булат Окуджава. В мастерскую скульпторов приходили поспорить о будущем известные поэты, художники, писатели и физики. В 1962 году скульптуры Сидура, Лемпорта и Силиса в числе прочих были экспонированы в Манеже на выставке «30 лет МОСХа». На том самом «Манеже-62», на котором Хрущёв устроил разнос современным художникам, пока его не вразумил Эрнст Неизвестный. Согласно справочнику «Другое искусство» (стр. 91) среди прочих произведений, подвергнутых критике, были скульптурные портреты Эрнеста Хэмингуэя и Ромена Роллана, выполненные творческим союзом Сидур — Силис — Лемпорт.

После «Манежа-62» группа подверглась административному и экономическому давлению. В частности, в 1964 году со скандалом было срублено керамическое панно на фасаде концертного зала при доме-музее Чайковского в Клину. Якобы как не несущее воспитательных функций. Вскоре скульпторы оказались в экономической блокаде, т. е. без заказов, а в 1968 году группа фактически распалась.

1970-е стали поворотными в творчестве Сидура. Его идеи, кричащие монументы стали востребованы на международном уровне. В 1974 году в немецком Касселе был установлен «Памятник погибшим от насилия», проект которого появился еще в середине 1960-х. Интересно, что замысел был реализован, минуя официальные каналы, по линии народной дипломатии (источник: partner-inform.de). В 1979 году в Западном Берлине появилась его «Треблинка».

Середина 1970-х, точнее, 1974 год считается временем появления сидуровского «гроб-арта» — изобретенной скульптором концепции авангардных скульптур в ящиках. Сегодня это направление полноценно представлено в Музее Сидура (Москва, ул. Новогиреевская, 37, стр. 2).

В начале 1980-х памятники Сидура появляются и в нашей стране. В частности, в 1980-м Сидур устанавливает скульптуру из бетона «Структура номер 2» перед Институтом геохимии имени академика Вернадского. В эти же годы завершился и ряд международных проектов — появились «Памятник современному состоянию» в Констанце (1981) и «Памятник погибшим от любви» в Оффенбурге (1984).

Все это интереснейшие истории, но с биографической частью сейчас вынужден закончить: формат наш обязывает перейти к обзору рынка.

А тут, внимание, статистика поразительная. Начал смотреть аукционную базу, и оказалось, что три высших мировых аукционных результата для работ Вадима Сидура были установлены на аукционах ARTinvestment.RU в 2013–2014 годах. Так, в сентябре 2014 года на Аукционе AI было продано две скульптуры Сидура. Первая — «Мать и дочь» (1977), алюминий, 36 см в высоту — за 180 000 рублей без учета комиссии. Вторая — «Сидящая (Отчаяние)» (1963), высота 28 см, прижизненная отливка — за 200 000. Они заняли соответственно второе и первое место в аукционном рейтинге художника. На третьем месте — эффектная графическая работа «Женский портрет» (1970), проданная нами в ноябре 2013 года за 31 тысячу рублей.

По наблюдениям ARTinvestment.RU, работы Сидура за последние годы выставлялись на аукционные торги более 20 раз. Статистика аукционов AI говорит, что уровень ценового сопротивления для графики Сидура наступает примерно на отметке 36–40 тысяч рублей. Выше покупатели идут пока со скрипом. В этом году был лишь один исключительный случай, когда за рисунок покупатель быль готов дать 85 000 рублей, но продавец не согласился.

В части инвестиционных перспектив мнение ARTinvestment.RU остается прежним: выдающийся скульптор Вадим Сидур (как и его коллега Эрнст Неизвестный) остается в числе самых недооцененных художников в послевоенном неофициальном искусстве. Оснований для резкого ценового скачка я не вижу, но те, кто покупает сегодня, делают, скорее всего, все правильно.

Сидур — редкий из шестидесятников, кому повезло быть представленным в Москве во всем многообразии своего творчества. В Музее Сидура я был три года назад, и с удовольствием пересмотрел тот фоторепортаж на форуме. Сейчас этот музей — часть МВО «Манеж». Недавно там завершилась реконструкция, и до марта 2015 года будет работать выставка «Вадим Сидур. В поисках человека». Кто соберется — просьба: сделайте, пожалуйста, нам новый фоторепортаж на форум.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20140924_sidur.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20140924_sidur.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 23

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх