Art Investment

Силис Николай Андреевич

1928–2018

Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Руфим

БИОГРАФИЯ

СИЛИС Николай Андреевич

1928 (Москва) — 2018 (Москва)

Скульптор, график

Николай (Руфим) Силис родился в 1928 в Москве в семье Андрея Силиса и Екатерины Сергеевой. Его отец был репрессирован (расстрелян в 1941), а мать с двумя сыновьями, Руфимом и Вадимом, переехала в Ленинград.

С началом войны детей удалось переправить из Ленинграда к родным в деревню, где старшего мальчика стали называть Николаем. И так это имя закрепилось за ним, хотя официально в документах было сменено только в 1950, а в выставочных каталогах Силис до 1963 фигурировал как Руфим.

После войны Силис поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне Российский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова) на факультет монументальной скульптуры и во время учёбы познакомился с Вадимом Сидуром и Владимиром Лемпортом. Сидуру и Силису ещё в стенах училища пришла идея создать творческое трио наподобие «Кукрыниксов». Так в 1949 появился коллектив «ЛеСС» (Лемпорт — Сидур — Силис). Этой аббревиатурой они подписывали все произведения, без указания конкретного авторства.

Первую работу коллектив «ЛеСС» выполнил в 1949: ею стали барельефы «Труд» и «Наука» для фасадов строившихся зданий химического и физического факультетов МГУ на Ленинских горах. Для Лемпорта это была дипломная работа, для Сидура и Силиса — преддипломная.

В 1954 году «ЛеСС» был удостоен первой премии в первом открытом конкурсе на проект монумента к 300-летию воссоединения Украины с Россией. Однако итоги конкурса аннулировали, присудив вместо настоящих премий поощрительные.

Скульпторы опубликовали в «Литературной газете» статью «Против монополии в скульптуре», в которой описали сложное положение молодых выпускников скульптурных отделений, вынужденных работать над заказами, получаемыми ограниченным кругом маститых скульпторов, не имея возможности проявить собственное творческое лицо, и ставили вопрос о праве молодых художников на самовыражение и поддержку профессиональных организаций.

В 1956 прошла персональная выставка коллектива в Академии художеств в Москве, на которой авторы показали 138 работ: эскизы, мелкую пластику, керамические тарелки.

В 1957 на выставке, проходившей в рамках Московского фестиваля молодежи и студентов, каждый участник коллектива «ЛеСС» представил по одной работе. Силис показал деревянную фигуру «Юная», отмеченную критикой искусствоведа В. Зименко за увлечение «внешней, ритмической и фактурной выразительностью в ущерб содержанию»; этот «эстетический идеал… весьма далек от нашей жизни, — писал Зименко, — от действительной красоты, которую мы хотим видеть в искусстве. Не к лицу нам воспевать расслабленную, туманно-мечтательную или глубоко „чувственную юность“». Эта характеристика, однако, весьма точно определяет момент формирования индивидуального стиля Силиса в конце 1950-х — начале 1960-х.

Как вспоминал В. Лемпорт, лет семь Силис помогал ему и Сидуру, никак не открывая своего творческого лица. «И вот однажды, где-то в шестидесятом, вернувшись после месячного отсутствия, мы с Сидуром увидели новую статую из дерева в натуральную человеческую величину. Нам стало ясно, что Силис… сбросил цепи рабства, и теперь придется считаться с его полноправным творческим лицом».

В 1956 и 1957 Силис создал скульптуры «Три грации» и «Гимнастка на шаре» — манифесты его эстетики мягкой текучести и тактильной гладкости формы. Плавные линии, перетекающие объемы, гладкие полированные изогнутые поверхности этих скульптур, как и тема вечной женственности, стали основой его зрелого творчества. Скульптуры 1990-х «Пробуждение», «Спокойствие» почти абстрактной формой выражают философию мягкого женского начала как состояния покоя и неги.

В начале 1960-х ряд произведений Силиса был принят к тиражированию в керамике. Настольные скульптуры «Девочка на шаре», «Конькобежцы», «Женщина на пляже» в 1960-е годы были выпущены в пластмассе.

В творчестве Силиса превалировала тема женского начала. В разных ипостасях оно проявляется в скульптурах «Наяды», «Фортуна» «Женщина-маяк», «Оранта», прославляя женскую роль покровительницы, защитницы, источника милосердия. В трехчастной композиции «Ипостаси», в которой объединены три скульптуры — «Сидящая», «Беременная» и «Мадонна с младенцем» — женские фигуры олицетворяют собою источник жизни.

В конце 1960-х в работах скульптора в шамоте, смальте и металле появилась христианская тема: «Распятие» (1969), «Положение во гроб» (1970), «Оплакивание»(1970), «Оранта», «Скорбящая», «Сопричастие», где проводником темы христианского прощения выступает женский образ.

В 1970–80-х Силис много работал с деревом, выполнял объемные фигуры и рельефы. Его привлекала теплота и тактильность этого материала. Из дерева выполнены его большие фигуры «Кающаяся» и «Крутой торс», представленные на выставке.

Об этих работах Николай Силис писал: «Мои скульптуры можно смотреть с закрытыми глазами. На ощупь. Их может видеть слепой от рождения человек. Своими скульптурами я обращаюсь к подсознанию человека, к той реликтовой основе восприятия, которая и является основным дирижером всего поведения человека… Слова возникли значительно позже, чем искусство. Искусство долгое время являлось единственным способом, и довольно надежным, общения между людьми. Вот на этом уровне я и хочу общаться со своим зрителем».

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».