1922–2001
Скульптор, график
Родился в 1922 в Тамбове. В 1936 приехал в Москву, поселился у родных и поступил в художественную школу.
В 1940 призван в армию, спустя год попал на фронт. За отличие в боях под Сталинградом награждён орденом Красной Звезды. В 1942 получил тяжёлое ранение и был комиссован.
Поступил в Московское Высшее художественно-промышленное училище (ныне РГХПУ им. С. Г. Строганова) на факультет монументальной и декоративной скульптуры.
Институтское знакомство с Николаем Силисом и Вадимом Сидуром в 1954 вылилось в создание творческого коллектива «ЛеСС». В 1950-х совместно с Сидуром и Силисом Лемпорт создал барельефы для главного корпуса МГУ на Ленинских горах и бассейна в Лужниках.
В 1956 коллектив получил мастерскую в подвале жилого дома на ул. Чудовке (ныне ставшей частью Комсомольского проспекта). В том же году прошла первая выставка коллектива «ЛеСС» в Академии художеств СССР, тогда же Владимир Лемпорт стал членом московского отделения Союза художников СССР (МОСХ СССР).
В 1960-х после распада коллектива «ЛеСС» в соавторстве с Николаем Силисом Лемпорт выполнил десятки монументальных работ, украшающих здания в городах и поселках Советского Союза и за его пределами. Среди совместных работ — горельеф на здании «Каракумстроя» и библиотеки в Ашхабаде (1967), портальная композиция гостиницы «Турист» в Ростове-на-Дону (1978), рельеф на здании посольства СССР в Афинах (1980), оформление зданий театра русской драмы в Уфе, гостиниц «Ореанда» и «Артек» в Крыму, академгородки Новосибирска и Красноярска.
В это же время Владимир Лемпорт создал серию экспрессивных скульптурных портретов своих выдающихся современников — поэтов Генриха Сапгира (1960), Бориса Пастернака (1960), Бориса Слуцкого (1962), Назыма Хикмета (1965), физика Аркадия Мигдала (1971) и др. в камне, глине и металле.
В последующие годы Лемпорт развивал портретную тему в своем творчестве и создал целую галерею образов великих людей различных эпох с характерно заостренной пластической и психологической трактовкой: Микеланджело (1972), Данте (1969), Гёте (1976) и др.
Круг общения Владимира Лемпорта был чрезвычайно широк. Он снялся в нескольких фильмах, увлекался музыкой, писал стихи, занимался переводами. Этот круг интересов отражен в созданных им портретах. Экспрессивны в контрастном сочетании цветов выполненные пастелью портреты чувашского писателя Метри Кибека, бельгийского певца, приезжавшего с гастролями в СССР, Жака Бреля, физика Аркадия Мигдала, увлекавшегося скульптурой. Почти всегда его модели — люди большой жизненной энергии, гуманисты, сфера деятельности и интересов которых простирается широко за рамки профессиональной деятельности. Для этих портретов Лемпорт использовал интенсивные цвета в контрастном сочетании.
Много портретных композиций Лемпорта выполнено в керамике. Примечательны выполненные в рельефе портреты французского поэта и исполнителя Жоржа Брассенса, чьи песни всегда звучали в мастерской, и архитектора Абдуллы Ахмедова. Выпуклые формы рельефа он сочетает здесь с элементами контррельефа, добиваясь экспрессивности портретов. Портрет Ахмедова, с которым его связывала работа над проектами в Ашхабаде, Лемпорт повторяет в объеме, в характерном для него жанре «голов». Он подчеркивает характерные портретные черты, редуцируя и сводя силуэт к строгой геометрии объемов.
«Какой-то неведомый чудовищный усилитель сидел в его мозгу, — писал о Лемпорте Николай Силис. — Спустя час или день после общения с человеком он мгновенно воспроизводил его портрет. Причем в глине и в нужном размере. О сходстве говорить нечего, оно присутствовало всегда. Но то, что выходило из-под его рук, было гораздо большее, нежели простое сходство. Какая-то полузапретная сущность проглядывала в произведении».
К библейской теме Лемпорт обращался часто. Первые композиции на сюжеты Ветхого и Нового заветов появились в середине 1960-х, когда формально несколько смягчились жесткие запреты для советских деятелей культуры. В это время Тарковский снимал «Андрея Рублёва», а с конца 1960-х демонстрация свободы вероисповедания в СССР стала частью советской культурной дипломатии. Первыми появились композиции «Адам и Ева» и «Евангелист Марк с гепардом». В 1979 была создана скульптура «Въезд в Иерусалим», сохранившаяся в гипсовой отливке. Здесь закрепленный в названии сюжет выступает лишь канвой для разработки многозначного сакрального образа.
В скульптурные композиции Лемпорт активно включал цвет, сочетая декоративность и живописность с мощной и активной пластической формой, много работает в живописи и графике. Его работы были представлены в лучших выставочных пространствах: в Центральном Доме Художника, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, галереях Москвы и Санкт-Петербурга; в постоянных экспозициях Музея Москвы и др. В 1990-х прошли выставки во Франции, Германии, Англии, Испании, Бельгии и Голландии.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе