Art Investment

Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Борис Свешников. Спрос, цены, инвестиции

Сложилась уникальная ситуация: нетиражные работы шестидесятника первого эшелона в наши дни доступны по цене от 700 долларов

В прошлую пятницу мы впервые за 43 прошедших аукциона были вынуждены публиковать отчет, так и не дождавшись технического окончания торгов. Два опытных покупателя увлеклись борьбой за рисунок Бориса Свешникова и затянули торги почти на 4 часа сверх положенного времени. Почему-то именно для этого лота было зарегистрировано самое большое количество просмотров, сделано 27 ставок и достигнуто существенное превышение резервной цены. Удивлены ли мы? Не сильно. Работы Свешникова ARTinvestment.RU предлагает почти каждую неделю, и почти всегда они находят своего покупателя. Чуть ли не чаще, чем произведения нашего любимца Зверева. При правильной цене работы Свешникова обладают едва ли не абсолютной ликвидностью. Одним словом, безусловный хит.

Причина лежит на поверхности. Свешников — редчайший случай, когда работы шестидесятника первого эшелона в наши дни доступны по цене от 700 долларов, причем не тиражные работы, а именно оригинальная графика. Плохо, что выставки его сегодня редки. Но зато Свешников есть во всех книгах о художниках-шестидесятниках, в большинстве известных профильных коллекций, в музеях, то есть прочно вписан в историю искусства. Лучшую из выставок Свешникова я видел как раз в американском музее Циммерли, в залах коллекции Нортона Доджа. Ему удалось собрать ранние, выполненные художником вскоре после выхода на свободу, работы Свешникова — все как на подбор. Потом оказалось, что 8 из 10 самых дорогих работ Бориса Петровича среди проданных на аукционах имеют в провенансе запись Norton Dodge Collection. Не удивительно: при виде лучших работ торжественностью момента проникнется даже тот, кому творчество Свешникова не близко. А таких людей, чего греха таить, тоже не мало. Работы художника, в юности едва не погибшего в лагерях, — это зачастую «больные» в босховском смысле вещи, кафкианские, мрачные, требующие от зрителя правильного настроя и знания контекста. Образы смерти, персонажи-чудовища, сюрреализм в символах боли и страданий — сюжеты, прямо скажем, не для слабонервных. Со Свешниковым нужен особо настроенный глаз. Примерно как с немецкими экспрессионистами. Впрочем, что я говорю? Ведь есть у Свешникова огромное количество работ нейтральных, романтических, иногда практически салонных акварелей. Словом, было бы желание, а найти себе подходящую вещь не проблема. Работ на рынке, к счастью, много, через один только наш аукцион их прошло уже несколько десятков.

Что известно о Свешникове? По воспоминаниям Валентина Воробьёва, опубликованным сначала в журнале Гробмана «Зеркало», потом в воробьёвских «Леваках», отец художника — русский дворянин, мать — немецкая баронесса. Свешников пошел учиться на художника в Московский институт прикладного и декоративного искусства. Но в 19 лет, в 1946 году, был арестован как «враг народа» и отправлен в лагерь на 8 лет. Как, к слову, и Лев Кропивницкий — сын Евгения Кропивницкого, «Деда» из Лианозовской группы. Льва забрали из того же института. Первый год они даже отбывали со Свешниковым в одном лагере, на соседних нарах в Ухтижемлаге, в Коми. Известно, что до крайности изможденного Свешникова спас лагерный фельдшер, тоже узник, Аркадий Акимович Штейнберг — позже известный деятель неофициального искусства, художник и поэт, отец художников-нонконформистов Эдуарда и Боруха Штейнбергов. Аркадию Штейнбергу удалось пристроить Свешникова сторожем в деревообрабатывающем цехе. Там вроде бы была художественная мастерская. Так у Свешникова появилась возможность выжить, тайно рисовать для себя и передавать каким-то образом рисунки на волю. Позже серию его лагерных рисунков назвали «ГУЛАГ-артом». Собственно с лагерных рисунков Свешникова и Соостера, с сообщения об их реабилитации в 1956 году начинается хронология справочника «Другое искусство. 1956–1988». Они на первой странице.

Лагерные рисунки высоко ценят знатоки как важное свидетельство трагедии эпохи, исторический артефакт. Они редки, на рынке — крайне редки. Некоторые лагерные рисунки можно посмотреть на сайте Музейного собрания общества «Мемориал». Там же можно прочитать удивительную выдержку из обвинительного заключения Свешникова: «Свешников не терпел ничего советского... Преклонялся перед идеологией национал-социализма, а также перед силой немецкого оружия и Гитлером... Свешников готов пойти на все и после соответствующей обработки безусловно даст свое согласие быть исполнителем террористического акта против Сталина...»

«Террорист» Борис Петрович Свешников освободился в 1954-м (на два года раньше, чем «захватчик самолета» Юло Соостер), через два года был реабилитирован, вернулся в Москву. Через какое-то время начал работал по заказам Гослитиздата: иллюстрировал европейские сказки — Андерсена, братьев Гримм и др.

В наиболее громких протестных акциях шестидесятников Свешников не участвовал. Говорят, Рабин приглашал его выставить свои работы в Беляево, но жена художника уберегла его от рискованного поступка. Исключение из правила — выставка в Институте мировой экономики и международных отношений в 1969 году, которая была со скандалом закрыта властями сразу после открытия. В тот раз полотна Рабина, Свешникова, Немухина, Вечтомова, Плавинского и других участников увидели в итоге лишь рабочие и бдительные устроители (подробнее об этом сюжете можно прочитать в статье Рабина на стр. 156 однотомника «Другое искусство»). С конца 1960-х работы Свешникова — самобытные, созвучные эпохе — стали покупать иностранцы. Сначала робко, потом все чаще и чаще. Неудивительно, что многие смелые ранние работы находятся сейчас в зарубежных собраниях. Умер Свешников в 1998 году. Под конец жизни художники тяжело болел и ослеп.

Изучение рынка работ Свешникова средствами объективного контроля рисует нам вполне оптимистичную картину. В нашей базе по этому художнику зарегистрировано 246 аукционных событий: 137 раз выставлялась графика, 98 раз живопись. Очень хороший результат: означает, что рынок большой и коллекционеров точно не 10 человек.

Аукционный рекорд для творчества Свешникова был установлен в 2009 году. За работу 1956 года (художник два года как из лагеря) на лондонском аукционе заплатили почти 350 тысяч долларов в пересчете с фунтов. Чем уж так хороша оказалась «Дама с кошачьим черепом»? Не знаю. В ней нет боли, нет ужасов, вполне себе благообразная вещь, театральная по форме, голландская по настроению. Лишь одежда и оснастка рыбака выдают, что дело происходит в XX веке. А о том, что дело происходит в России, и вовсе ничто не говорит.

 

Бум на Свешникова начался в 2005 году, чуть позже, чем на остальных шестидесятников первого ряда. С мая 2005-го по январь 2008-го ценовой индекс ARTIMX для Свешникова вырос в 3,6 раза: условно 1 000 долларов, вложенная в его творчество, за 2,5 года превратилась примерно в 3 600 долларов. Теперь-то понятно, что это был надувающийся пузырь, ситуация неоправданной переоценки. Ажиотажный интерес к шестидесятникам со стороны «неквалифицированных инвесторов» порождал неоправданно высокие ставки. Но это понятно теперь, задним умом. А тогда все казалось очень логичным и правдоподобным. Наш молодой рынок искусства не знал опыта обвалов. Мы, к слову, тоже участвовали в общей эйфории: казалось, что цены на шестидесятников и дальше могут только расти. Уже был миллион за Краснопевцева, а значит, условно и «миллион за Немухина» был уже не за горами. А потом все грохнулось. У Свешникова — тоже, даже сильнее, чем у некоторых других. Если смотреть по нашему ценовому индексу, то в целом падение было примерно раза в три с половиной.

Пузырь лопнул, и рынок Свешникова постепенно обретает реальную почву под ногами. Самую высокую цену последних трех лет — 133 тысячи долларов — заплатили на Sotheby’s в 2012 году за картину «Следы на снегу». Это уже вещь 1959 года, в ней гораздо больше Свешникова, чем в «Даме с кошачьим черепом», а в провенансе — коллекция Нортона Доджа. Цена в три раза ниже, чем рекорд 2009 года, но даже это случай исключительный. Обычный диапазон цен на среднеразмерную живопись Свешникова 1970–80-х годов в наши дни составляет 12–15 тысяч долларов, на ранние вещи 1950-х годов — около 50 000 долларов. На аукционах AI живопись Свешникова продавалась в диапазоне 375–410 тысяч рублей. Это цены среднеразмерных картин. Для сравнения: маленькая темпера ушла у нас за 210 тысяч рублей. Что касается рекордных пока для нас 410 тысяч рублей, то это цена за проданную в мае этого года картину «Апрельский сон» 1988 года. Она вызвала огромный интерес участников, коллекционерам пришлось сделать 55 ставок, чтобы выявить победителя. Графика Бориса Петровича на порядок доступнее. Диапазон цен на его рисунки на наших аукционах составляет 27–55 тысяч рублей. А тот рисунок, за который торговались до упора на прошлой неделе, продали за 33,5 тысячи.

Что получается по инвестициям? Сегодня ценовой индекс художника находится на уровне 2006 года — уже не на дне, но близко. Оптимальное время для покупок. Отсюда, наверное, и такой высокий спрос. Если и сейчас не покупать, то когда же еще, спрашивается? Позиция покупающих выглядит сегодня вполне благоразумной. Мое мнение: работы Свешникова (в первую очередь лучшие) в ближайшей перспективе будут прибавлять в цене. Но постепенно, медленно. Оснований для резкого скачка цен нет: пересмотра роли художника в истории искусства не предвидится, острого дефицита не прогнозируется. Есть все условия, чтобы покупать благоразумно, без спешки. Думаю, что о пиковых докризисных же ценах можно забыть по меньшей мере года на три, а может, и еще больше. Рекорд 2009 года в 350 тысяч долларов может устоять и полтора десятилетия, как знать. Впрочем, те, кто купил перед кризисом задорого, тоже не должны расстраиваться: у них на руках остались вещи музейного качества, которые вряд ли брались для спекулятивной, быстрой перепродажи.

Что дополнительно почитать про Свешникова:
Биография на сайте ARTinvestment.RU;
Валентин Воробьёв. Невинный утопист Петрович;
Константин Рылёв. Смерть длиною в жизнь;
Свешников на сайте Музея общества «Мемориал»;
Свешников на сайте ART4.ru.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20140903_sveshnikov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20140903_sveshnikov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».