1923–2007
Мы живем в темноте и уже свыклись с ней, вполне различаем предметы. И все же свет мы черпаем оттуда, из сияния закатного Космоса, он-то и дает нам энергию видения. Поэтому для меня важны не предметы, а их отражения, ибо в них таится дыхание чужеродной стихии…
Н. Вечтомов // Лианозовская группа: истоки и судьбы. Каталог. М., 1998
Живописец.
Николай Вечтомов окончил школу 22 июня 1941, воевал под Сталинградом, на Курской дуге попал в плен, дважды бежал, ушел в партизанский отряд, целым и невредимым вернулся в Москву. В 1951 Вечтомов окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, учился у М. Перуцкого, К. Дорохова, С. Бойма, В. Рубанова.
С 1951 работал дизайнером на Комбинате декоративно-оформительского искусства.
В середине 1950-х художник вместе с друзьями и однокурсниками В. Немухиным и Л. Мастерковой вошел в Лианозовскую группу.
Начав, как и многие, с абстрактного экспрессионизма, Вечтомов быстро нашел собственную — мистическую, сюрреалистическую — манеру.
«…Николай Вечтомов, пожалуй, единственный, кого не без оснований причисляют к сюрреалистам.
…Его полотна — это окна, открытые в неведомый мир. Это не трансцендентный мир, даже не мир снов или подсознания. Это мир космоса. Не того космоса, о котором пишут фантасты. Точнее, он не стал им, потому что средства художника были иные. Он не натуралист, реконструирующий обстановку межпланетного путешествия. Он передает ощущение, среду миров, существующих или не существующих, и делает это убедительно. …Эти полуабстрактные, как бы вырезанные из тяжелых металлических плит плоские закругленные формы на фоне пронзительно красных или желтых небес иногда с условной полосой почвы, несомненно, создают определенное настроение…» (Л. Кропивницкий, 1965).
«…Мои работы связаны не только с собственным состоянием, но и с общественными катаклизмами. Тайфуном, например. Эпичностью легенды. У меня сложный ассоциативный ряд. Мне подсказывает внутренний голос. Название рождается в процессе работы, тогда же возникают и новые идеи… Так, например, работа «Древние стены» создана под впечатлением от посещения Борисоглебского монастыря» (Н. Вечтомов).
Экспонировался с 1961. В том же году в Москве состоялась первая персональная (квартирная) выставка художника. Принимал участие во многих групповых выставках в СССР и за рубежом, в том числе:
1967 — выставка произведений 12 московских художников (клуб «Дружба», Москва); выставка живописи и графики из собрания А. Глезера (Тбилиси);
1974 —Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ);
1975 — выставка живописи московских художников (павильон «Пчеловодство», ВДНХ, Москва);
1991 — «Другое искусство» Москва. 1956–76 (ГТГ, Москва).
Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Открыт 236-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
28.10.2024Открыты 554-е торги аукциона ARTinvestment.RU
28.10.2024Мнение. Токенизация искусства: будущее арт-инвестиций?
25.10.2024Рынок русского искусства в России. Итоги 3 квартала 2024 года
22.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе