Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Анатолий Слепышев. Спрос, цены, инвестиции
Продолжаем рассказ о художниках, чьи работы пользуются повышенным спросом на аукционах AI, — о тех, за кого голосуют рублем. Эти авторы больше известны специалистам и ценителям, но их объединяет высокая ценовая доступность для покупателей
Продолжаем рассказ о художниках, чьи работы пользуются повышенным спросом на аукционах ARTinvestment.RU, — о тех, за кого голосуют рублем. Замечено, что авторы наших аукционных хитов больше известны специалистам и ценителям, а не широкой публике. Их выставки проходят крайне редко и, как правило, не в больших залах. Но зато их объединяет высокая ценовая доступность для широкого круга покупателей. Коллекционерам доступны крепкие работы в диапазоне до 100 000 рублей. И эта тактическая недооцененность является дополнительным мотивом для инвестиционных покупок. В прошлый раз мы разбирали рынок работ Игоря Ворошилова, а сегодня наша тема — работы Анатолия Степановича Слепышева (1932).
В свое время известный коллекционер мне рассказывал, что отъезжающие в Израиль в 1980-е годы вывозили с собой работы Слепышева в качестве валюты. Как средство сбережения или инвестиционный актив. Точно уже не вспомнить, но, по ощущениям, стоили его картины тогда порядка 1 000 рублей. Это в те времена, когда зарплаты были 120–300 рублей, а за доллар давали 8–12 рублей. То есть на нынешние деньги получится, наверное, около 200 000 рублей. При этом практика инвестиций в работы Слепышева была распространенная, и тому успеху я совсем не удивлен. О работах московского художника многие коллеги по-прежнему говорят с придыханием — не раз слышал. Его живописи свойственна и динамика, и сюжетная удаль. Тот случай, когда нет нужды никому ничего объяснять, расшифровывать формальный ход, концептуальную основу и всячески уговаривать. Нравится само. Добавить сюда фактор доступной цены (от 95 000 рублей за холст) — и природа успеха на аукционах AI становится абсолютно объяснимой.
Найти в опубликованных биографиях Слепышева мятежность, трагичность и неприкаянность, присущие многим шестидесятникам, вам вряд ли удастся. Всё складывалось относительно размеренно: учился в Суриковском, в мастерской Дейнеки; с 1967 года — в Союзе художников, поначалу в монументальной секции, позже добавилась секция графики МОСХа. Выставки на Кузнецком мосту, мастерская, творческие поездки. Если следовать справочнику «Другое искусство», то первая персональная выставка Слепышева — это 1971 год, в Доме архитекторов. Одновременно — участие в проектах «неофициальных» художников. Из резонансных выставок «другого искусства» — «Дом Культуры» на ВДНХ (1975), разрешенное «Измайлово», квартирники у Николая Андриевича, в мастерской Михаила Одноралова и др. Выставлялся вместе с Целковым, Рогинским и др. В 1980-м участвовал в выставке «19 московских художников» на Малой Грузинской — все первые имена, включая Немухина, Янкилевского, Краснопевцева, Зверева, Кабакова и др. Всего в справочнике «Другое искусство» в период с 1970-го по 1988-й есть упоминание о 16 выставках, в которых участвовал Слепышев. Немало. К тому же этот список наверняка не полный. Справочник заканчивается на 1988 годе — на единственном аукционе Sotheby’s в СССР, в хаммеровском центре, 2–7 июля. И на этих резонансных торгах тоже выставлялись три работы Анатолия Слепышева.
На круг все довольно мирно и относительно благополучно. Да и слава богу, хоть у кого-то все хорошо. 82 года, заслуженный художник России, член Академии художеств, лауреат Государственной премии (2002). На официальном сайте slepyshev.ru — слова признания от Франсуа Миттерана, Катрин Денев, Эдисона Денисова, Ильи Кабакова и других статусных коллекционеров. Картины — в собраниях лучших музеев России (ГТГ, ГМИИ, ГРМ и пр.) и мира. Хорошие работы в коллекции Нортона Доджа, шикарные вещи — в фонде Kolodzei. Есть работы Слепышева в собрании Игоря Маркина, в коллекции Александра Кроника и во многих других известных коллекциях.
Что еще известно из публикаций? Своим учителем Слепышев считает Артура Фонвизина — представителя «тихого искусства», одного из «трех Ф» (Фальк, Фаворский, Фонвизин), которые были авторитетами для многих шестидесятников. Довольно рано выработал свой очень узнаваемый стиль (Слепышева, и правда, ни с кем не спутаешь) — размашистый мазок, порождающий дрожащую силуэтность. При этом не выносит причисления себя к импрессионистам: «Не люблю их. Ни Моне, ни Ренуара, ни Сезанна... Хотя понимаю, что они — гении. Но моя живопись совсем другая. У меня все должно быть материальным. Если это земля, то она должна быть тяжелой, весомой, грубой. Не надо ее передавать в подробностях, в деталях, как, скажем, у Лактионова, а чтобы ее образ сам рождался из живописи, из сочетания цветов».
За всю доступную в интернет-базах историю наблюдений (то есть за последние 25 лет) на зарубежных и русских аукционах продавалось около 120 работ Слепышева. Это очень неплохой показатель, свидетельствующий о том, что художник прочно входит в аукционную обойму. Одиннадцати из этих работ удалось преодолеть планку в 10 000 долларов. Большинство рекордов предсказуемо пришлось на 2007–2008 годы, когда был пик интереса к русскому искусству вообще и «другому искусству» в частности. Тем не менее абсолютный аукционный рекорд для творчества Слепышева был установлен в далеком 1990-м году в Нью-Йорке. Почти двухметровый полиптих из 6 частей «Строгино» (1966) был продан тогда за 43 000 долларов, включая комиссию. Рекорд настолько давний, что даже фотографии разыскать не удалось. В наши дни (в последние три года) самой дорогой картиной Слепышева стала «Зима», тоже под два метра: в феврале 2014 года на лондонском Christie’s за нее заплатили чуть более 27 тысяч долларов. Вообще, приятно, что большинство хороших результатов Слепышева были достигнуты на очень достойных аукционах — Sotheby’s, Christie's, Phillips. Это большой плюс.
Если спуститься с заоблачных рекордных небес на землю, причем на землю российскую, то здесь спрос на творчество художника удовлетворяется за куда более доступные деньги. Например, на наших аукционах ARTinvestment.RU большинство холстов Слепышева размера класса 60 × 80 или 80 × 100 продавалось в диапазоне 100 000–150 000 рублей без учета комиссии. В последнее время цены все чаще стремятся в более высокий диапазон, от 200 000 рублей. А рекорд для нашего аукциона AI был установлен в июне 2014 года, когда «Конная прогулка» Слепышева в ожесточенной борьбе была выиграна покупателем за 250 000 рублей плюс комиссия. В целом можно уверенно сказать, что спрос хороший, постоянный и вероятность продажи за неделю на нашем аукционе составляет 70–80 %. По динамике нашего индекса ARTIMX, условная 1000 долларов, вложенная в творчество Слепышева в прошлом августе, спустя год превратилась в 1062 доллара. Есть ощущение, что темп роста цен увеличится, но каких-то драматических скачков в ближайший год ждать не стоит. То есть налицо все условия, чтобы покупать разумно, без спешки.
Как выбирать работу, вы сами уже знаете. Для живописи Слепышева предпочтителен такой размер, который не станет обузой для владельца. Около метра, чуть меньше или чуть больше, — нормально. Сюжет в инвестиционных целях лучше брать поспокойнее, а для себя — что нравится: пейзажи, жанровые сцены, эротику (в советское время были случаи, что за нее картины Слепышева даже снимали с выставок). Лично мне в его творчестве больше всего близки религиозные сюжеты. Но тут нужно помнить, что на картины с библейскими темами всегда было сложнее найти покупателя. То есть для инвестиционных задач такой сюжет — в минус. В остальном — совет обычный: если увидел хорошую вещь — хватай, а деньги потом заработаются.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20140826_slepyshev.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20140826_slepyshev.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.