Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Игорь Ворошилов. Спрос, цены, инвестиции
Кроме любимца коллекционеров Зверева, посетители аукциона AI наверняка обратили внимание на круг других имен, работы которых вызывают повышенный интерес покупателей и продаются гораздо чаще остальных. Почему? Что их объединяет с точки зрения рынка?
Рассказом о рынке произведений Игоря Ворошилова мы открываем цикл статей под общим названием «Хиты аукционов ARTinvestment.RU».
Кроме любимца коллекционеров Зверева, посетители нашего аукциона наверняка обратили внимание на круг других имен, работы которых неизменно вызывают повышенный интерес покупателей и продаются гораздо чаще остальных: Свешников, Слепышев, Ворошилов и др. Почему? Что их объединяет с точки зрения рынка?
Первое — наличие качественного предложения и ценовая доступность.
Второе — высокая ликвидность. Есть устойчивый спрос, и работы можно быстро продать, если только не заламывать цену.
Третье — интуитивное ощущение, что эти художники сегодня недооценены, а значит, имеют хороший потенциал для инвестиций.
И тут впору добавить еще и четвертое: в отличие от шестидесятников первого ряда (может, кроме Свешникова) творчество этих художников мало известно широкой публике. Много вы видели выставок Ворошилова или Слепышева? Может, поэтому и так. Фактически «источник тока» в схеме знакомства с их живописью находится в конце цепи: сначала люди видят просто классные картины на аукционе, удивляются, что стоят они недорого, влюбляются, и тогда уж начинают искать — копаться в литературе, «рыть» в воспоминаниях друзей-шестидесятников — кто же все-таки все эти художники. Наша статья — способ поправить эту схему.
И начнем с рассказа о творчестве Игоря Ворошилова (20 декабря 1939, Алапаевск Свердловской области — 20 марта 1989, Москва).
Сейчас «нутряной» художник-самоучка Ворошилов практически полузабытая легенда круга Зверева, Яковлева, Пятницкого, Вулоха, Айги, поэтов группы СМОГ. Самые подробные из известных мне воспоминаний об Игоре Ворошилове принадлежат как раз перу писателя и поэта группы СМОГ Владимира Алейникова. О безрассудствах 1960–70-х годов и трагической судьбе своего друга Алейников интересно и очень по-доброму рассказывает в книге «Имя времени: воспоминания». Более жесткий и прагматичный взгляд — в воспоминаниях Валентина Воробьёва, в тех же «Леваках». Лучше прочитать обе книги, для баланса восприятия.
Ворошилов занялся живописью лишь в студенческие годы. ВГИК, факультет киноведения и вдруг — живопись. Не то чтобы поздно. Подумаешь, 20 лет — самое время поисков. Сам художник вспоминал: «Переворот произошел летом 1958 года. Мой однокурсник А. Васильев… затащил меня как-то в Пушкинский музей. Там я увидел “Пейзаж в Овере” Ван Гога, который потряс меня до основания. …26 апреля 1959 года я окончательно решил, что дело моей жизни — живопись…». А. Васильев — это Александр Васильев, сын одного из режиссеров «Чапаева», видный деятель андерграунда 1960-х годов. По мистическому совпадению тот же Васильев вдохновил на рисование и Владимира Яковлева — по крайней мере такое свидетельство приводит Владимир Алейников. Первые практические уроки живописи Ворошилов получил у своего соседа по комнате Валентина Воробьёва. Это 1959 год. А уже в 1961-м состоялась первая выставка — конечно, квартирная, у Д. Семёнова, в Дегтярном переулке, дом 10. В 1962 году — выставка в кинотеатре «Ударник», потом в МИСИ вместе с Эдуардом Курочкиным. Так и пошло.
Субъективное восприятие образа Ворошилова, сложившееся только по воспоминаниям коллег и друзей, — интеллектуал в «зверевско-яковлевском» образе художника-маргинала. Ворошилова можно отнести к экзистенциональным, обращенным в себя «художникам с сознанием изгоя», по меткому выражению Кабакова. Сильно пил, многим досаждал своим поведением. Имея прописку в Подмосковье, предпочитал жить по московским друзьям, скитался, попал в тюрьму, потом в психушку (1972), прошел жестокое принудительное лечение (инсулиновые шоки). В юности спортсмен, способный больше четырех минут на спор задерживать дыхание под водой, человек, одаренный феноменально крепким здоровьем, Ворошилов умер, не дожив до 50-летнего юбилея.
Но и работал много, запойно. Это сразу видно по количеству живописи и графики, оставшейся на руках, — вероятно, тысячи работ. В период вдохновения разом рождались десятки листов. Случалось, что продавал недорого, кому за червонец, кому и за пятерку. И выставки были. Конечно, преимущественно квартирные, для своих. Одно время продвижением (в нынешней терминологии) Ворошилова, как и Яковлева, занимался Михаил Гробман, потом пути разошлись. Из ключевых выставок 1970-х Ворошилов участвовал в Измайловском показе (сентябрь 1974), знаменитой выставке в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ (сентябрь 1975 года). Вероятно, последней прижизненной стала ретроспекция творчества московских художников л/о «Эрмитаж» на Профсоюзной, дом 100, в 1987 году. Уже в 1990-х в ЦДЛ состоялась выставка «Владимир Яковлев, Анатолий Зверев, Игорь Ворошилов» (1990), потом «Другое искусство» в ГТГ (1991). Вероятно, последняя «персоналка» Ворошилова «Устремляясь к гибельной выси» состоялась зимой 2009 года, к 70 летнему юбилею, в Доме Остроухова (Литературный музей).
Стихия Ворошилова — экспрессионистская лирика. Обнаженные, женские портреты, пейзажи, фигуры, реже — религиозные сюжеты. Известна его красивая фраза: «…Я рисую не людей, я рисую ангелов. В моих портретах все женщины угадывают себя…» Эти сюжеты особенно ценятся коллекционерами, их и стоит приобретать в первую очередь. Есть у него женские портреты, по стилистике созвучные с иконописью и выполненные в особой технике, — просто глаз не отвести. Но при этом много встречается и работ откровенно проходных, средних, поэтому на качество нужно обращать повышенное внимание при покупке.
К большому удовольствию начинающих коллекционеров, цена ошибки сегодня не велика. Живопись Ворошилова до сих пор относительно доступна. Для понимания: мировой аукционный рекорд, установленный на датском аукционе в пиковом для русского рынка 2007 году, составил 5,6 тысячи долларов. Наш аукцион AI недавно лишь чуть-чуть не дотянул на этой цифры: на втором месте — картина «Всякая земля не любит всякое небо» (1974), проданная летом 2014 года за 180 тысяч рублей (5,2 тысячи долларов). Нашему же аукциону принадлежит и аукционный рекорд для графики Ворошилова: 6 июня 2014 года акварель «Обнаженная» 1970-х годов была продана за 137,5 тысячи рублей (3,9 тысячи долларов).
И это, обратите внимание, именно рекорды, то есть пиковые цены. А в жизни все даже еще доступнее. Сегодня живопись Ворошилова можно покупать на аукционах в ценовом диапазоне 1,3–3 тысячи долларов. На последнем аукционе AI мы продали отличную работу за 45 000 рублей. Маленькие масла — даже от 700 долларов. Графику — в диапазоне 500–2 000 долларов за самые лучшие рисунки. Редкий пример шестидесятника, работы которого могут позволить себе очень многие.
Что можно сказать о ценовой динамике? В начале 2013 года после периода существенного кризисного падения ценовой индекс ARTIMX для творчества Ворошилова начал стремительный восстановительный рост. Условная 1000 долларов, вложенная в творчество Ворошилова в начале 2013 года, к июлю 2014-го превратилась в 1619 долларов. То есть цены вернулись примерно на уровень 2008 года. Если попытаться предположить дальнейшее развитие событий, то мое мнение такое: резкого всплеска ожидать не стоит, до конца года цены будут подрастать, может быть, на 20–30 процентов. А дальше… Стоит оговориться, что когда рост происходит с минимальной первоначальной базы, то речь формально может идти о сотнях процентов. То есть вполне вероятное подорожание с 1 000 до 3 000 долларов — это уже рост на 200 процентов. Возможно такое в краткосрочной перспективе? Вполне. Более чем. И что хорошо, даже такой рост не сильно сузит базу потенциальных покупателей, как это нередко бывает. А вот если цены вырастут сильнее, к 10 000 долларов, то уже не хорошо. Ключ успеха, как всегда, в сочетании качества с правильной ценой. Стоит задрать цены, и всё — привет.
Другое дело, что для такого роста нужна какая-то отправная точка — событие, фокусирующее интерес на творчестве художника. Например, хорошая выставка. А выставки не было давно, уж лет пять как. В декабре 2014 года Ворошилову исполнилось бы 75 — может, и состоится какой-нибудь юбилейный показ, правда, пока ничего такого не слышно.
Коллекционерам и инвесторам, планирующим приобретение работ Игоря Ворошилова, у меня, честно говоря, не будет никаких специфических рекомендаций. Все нужно делать как всегда: стремитесь покупать не все подряд, а самое лучшее, отдавайте предпочтение наиболее узнаваемым сюжетам, старайтесь не переплачивать. Но если попадется вещь выдающаяся, шедевр, то и переплатить не грех – окупится.
Что еще почитать об Игоре Ворошилове:
Краткая биография художника на сайте ARTinvestment.RU;
Игорь Ворошилов. Стихи и рисунки;
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20140819_voroshilov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20140819_voroshilov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.