«Русская неделя» Sotheby’s и Christie’s. Прогноз торгов
В числе топ-лотов лондонских аукционов — произведения Михаила Нестерова, Бориса Кустодиева, Василия Шухаева и других первых имен русского искусства
В начале июня в Лондоне пройдет очередная «русская неделя». ARTinvestment.RU рассказывает о самых интересных лотах, которые представят крупнейшие аукционные дома — Sotheby’s и Christie’s.
Михаил Нестеров. Святые воины Пересвет и Ослябя. Начало 1920-х
Константин Крыжицкий. Пейзаж. 1908
Николай Рерих. Сокровище. 1919
Олег Васильев. Березовая роща на окраине Москвы. 1993
Оскар Рабин. Скрипка на кладбище. 1970
Александр Косолапов. Девушка к икре. 2000
Эрнст Неизвестный. Маска. 1985
Олег Доу. Шея. Из серии Naked Faces. 2006
Александр Косолапов. Lenin Coca-Cola. 1980
Алексей Кострома. Синяя бабочка с черными пятнышками. 2008
Дмитрий Краснопевцев. Композиция с деревом. 1967
Анатолий Осмоловский. Без названия. Из серии «Хлеба». 2007
Юрий Анненков. Лежащая обнаженная
Михаил Ларионов. Эскиз костюма к постановке «Естественные истории»
Поль Мак. Русская красавица. 1945
Павел Мансуров. Композиция. 1970
8 июня на Нью Бонд-стрит пройдут вечерние торги произведениями русского искусства, организованные аукционным домом Sotheby’s. Покупателям будут предложены 28 лотов.
Самый высокий эстимейт получила картина Бориса Кустодиева «Деревенская ярмарка» (1920). Небольшой жизнерадостный холст (57,5 х 57,5) специалисты Sotheby’s оценили в 1–1,5 миллиона фунтов стерлингов. Интересно, что предыдущий аукционный результат этой работы был куда более скромен — 49,2 тысячи фунтов на «русских торгах» Sotheby’s 14 декабря 1995 года. По мнению AI, вложения прежнего владельца окупятся более чем в 20 раз, а цена ухода может составить 1 миллион фунтов. Вторым по эстимейту, вслед за «Деревенской ярмаркой», следует раннее произведение Михаила Ларионова. Необычное, сильно на любителя, полотно «Цветы на веранде», написанное в 1902 году, получило оценку специалистов аукциона в 700–900 тысяч фунтов. По мнению AI, полотно, скорее всего, останется не проданным. Впрочем, несмотря на самые высокие эстимейты, в целом не эти работы привлекли внимание ARTinvestment.RU.
Михаил Нестеров. Святые воины Пересвет и Ослябя. Начало 1920-х
Произведения Михаила Нестерова подобного класса появляются на торгах довольно редко. Рекордной для русского символиста является сумма 4,3 миллиона долларов, которую в 2007-м принесла картина 1922 года «Видение будущему святому Сергию» — авторское повторение знаменитой работы «Видение отроку Варфоломею». Полотно «Святые воины Пересвет и Ослябя», входящее в ту же летописную серию о Сергии Радонежском, получило на Sotheby’s эстимейт 400–600 тысяч фунтов. На картине изображены легендарные иноки Александр Пересвет и Андрей (Родион) Ослябя, участвовавшие в Куликовской битве. Оба героя причислены Русской православной церковью к лику святых. В апреле «Пересвета и Ослябю» можно было увидеть на предаукционной выставке Sotheby’s в здании кондитерской фабрики «Красный Октябрь». По мнению AI, цена работы может превысить верхний эстимейт и приблизиться к 750 тысячам фунтов.
Константин Крыжицкий. Пейзаж. 1908
Величественный пейзаж, написанный российским академиком, учеником Михаила Клодта Константином Крыжицким, получил оценку 60–80 тысяч фунтов. Для того чтобы подчеркнуть великолепие вида, художник поместил туда крошечные фигурки женщины и ребенка, по сравнению с которыми деревья на переднем плане кажутся гигантскими, а лес внизу — бескрайним. Многим картина Крыжицкого наверняка напомнит захватывающие снимки гор, сделанные фотографами National Geographic. Это произведение, пожалуй, лучшая из работ Крыжицкого, что выставлялись на торги в последние годы. Прогноз цены AI — 70 тысяч фунтов. Если наши предположения сбудутся, то потрясающий пейзаж установит ценовой рекорд для творчества художника.
Николай Рерих. Сокровище. 1919
Июньский Sotheby’s далеко не так богат произведениями Николая Рериха, как майский. На аукционе появится всего одна картина великого русского художника и философа — карельский пейзаж «Сокровище». Эстимейт этого полотна, написанного спустя два года после того, как Рерих уехал из России в Финляндию, составляет 300–500 тысяч фунтов. Рериха вдохновляли легенды о древних странниках, оставивших позади сокровища — не материальные, но культурные и духовные. Большой холст 1919 года имеет все шансы уйти ближе к верхнему эстимейту в 500 тысяч фунтов, даже несмотря на накопившуюся усталость у покупателей произведений русского символиста.
На следующий день после Sotheby’s на Кинг-стрит состоятся торги Christie’s. На них можно будет купить не только работы русских художников, но и произведения декоративного искусства. Всего на аукцион выставлены 198 лотов.
Самую высокую оценку — 300–500 тысяч фунтов — получила картина Василия Шухаева «Финская деревня. Крыши» (ок. 1920). Шухаев, наряду с Александром Яковлевым, является одним из самых выдающихся мастеров русского неоклассицизма. Вместе с Яковлевым они основали творческое объединение «Цех святого Луки», главной целью которого было возрождение традиций живописи старых мастеров. Прогноз цены AI для работы с обложки — 350 тысяч фунтов. Кстати, об истории ее появления в каталоге, а также о других интересных моментах подготовки торгов можно прочитать в интервью директора русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена сайту ARTinvestment.RU.
На какие еще лоты «русского» Christie’s стоит обратить внимание?
Олег Васильев. Березовая роща на окраине Москвы. 1993
Олег Васильев — один из ключевых художников послевоенного неофициального искусства. Его выдающаяся работа «Березовая роща на окраине Москвы» оценена в 60–90 тысяч фунтов. Этот почти фотореалистический русский пейзаж хочется назвать «метафизическим» — в центре композиции находится яркий белый свет, благодаря которому грязная лесная тропа кажется дорогой в неизведанное. Прогноз цены AI — 60 тысяч фунтов.
Оскар Рабин. Скрипка на кладбище. 1970
Самобытные натюрморты и пейзажи, написанные Рабиным в 1960-х и 1970-х годах, пользуются повышенным вниманием коллекционеров и инвесторов. И сюжет представленного полотна — из числа наиболее ценных. Так, очень похожая «Скрипка на кладбище», созданная в 1969-м, входит в число самых дорогих работ художника. В ноябре 2006 года она принесла на аукционе Macdougall’s 168,5 тысячи фунтов. Правда, сказать, что тот случай положил начало новой тенденции, все же нельзя. Недаром «Скрипка», что будет выставлена на Christie’s, получила весьма скромный эстимейт — 20–30 тысяч. Рекорда ей, конечно, не установить, но на 45 тысяч фунтов продавец вполне может рассчитывать.
Александр Косолапов. Девушка к икре. 2000
На Christie’s также появится известная критическая работа ведущего представителя соц-арта Александра Косолапова. На картине, оцененной в 15–20 тысяч фунтов, изображены символы русских «экспортных товаров» (как они представлялись в то время) — крышка от банки черной икры и раскованная женщина. Многие сравнивают косолаповские деликатесы, которые впервые появились на его работах в 1985 году, с уорхоловскими банками супа Campbell — оба образа выступают как красноречивые символы потребления. Но суп Campbell — это нечто обычное и повседневное, а черная икра — объект поклонения, показного потребления и разврата. В то время как Уорхол помещает обычный объект на пьедестал, Косолапов просто направляет софиты на объект, который там уже давно находится. Прогноз цены AI для икры Косолапова — 18 тысяч фунтов. Вероятно, это в десятки раз меньше, чем цена банки черной икры, к которой подошла бы крышка такого размера.
Эрнст Неизвестный. Маска. 1985
На торги 9 июня выставлена интересная работа Эрнста Неизвестного — картина «Маска» 1985 года. Маска является одним из главных образов в иконографии Неизвестного (вспомнить хотя бы «Маску скорби», памятник жертвам ГУЛАГа в Магадане). Почти метровый холст имеет очень дружественный эстимейт — 8–12 тысяч фунтов. Качество работы позволяет прогнозировать уход с превышением, примерно за 16 тысяч фунтов.
Олег Доу. Шея. Из серии Naked Faces. 2006
Работа молодого (р. 1983) московского художника Олега Доу (Дурягина) оценена в 2–3 тысячи фунтов стерлингов. Доу приобрел известность благодаря очень декоративным фотографиям, на которых изображены загадочные существа — не то андроиды, не то фарфоровые куколки. В 2007 и 2008 годах художник вошел в число номинантов премии Кандинского. В прошлом ноябре точно такая же «Шея» (работа тиражная) каким-то чудом была продана на Christie’s за 6 тысяч фунтов. На сей раз устроители, видно, решили не искушать судьбу. Прогноз цены AI — 4 тысячи фунтов.
Утром 9 июня состоятся торги Sotheby’s, на которых будут представлены произведения современных русских и украинских художников. На аукционе появятся 109 лотов. Наиболее высокий эстимейт получила картина Олега Васильева «Ольга Михайловна и Наташа» (1979). Она оценена в 180–220 тысяч фунтов. По мнению AI, эстимейт произведения завышен, что осложняет коммерческие перспективы этой интересной работы. Женщины, изображенные на картине, — жена Эрика Булатова Наташа и мать ее первого мужа, писателя Михаила Соковнина.
Александр Косолапов. Lenin Coca-Cola. 1980
Картина Косолапова, заявленная в каталоге Sotheby’s, является одним из ключевых произведений соц-арта. По воспоминаниям художника, компания Coca-Cola даже собиралась подать на него в суд, поскольку работа была создана в разгар холодной войны и, увидев ее, люди могли подумать, что производитель знаменитой американской газировки поддерживает коммунизм. К счастью, адвокат художника сумел доказать, что Косолапов имеет такое же право изображать логотип компании, как и другие художники, пользовавшиеся образом «колы», — Джаспер Джонс (Jasper Johns) и Энди Уорхол (Andy Warhol). К тому же целью советского концептуалиста было не дискредитировать Coca-Cola, а показать, что Ленин — это такой же бренд для СССР, как знаменитая газировка — для Штатов. Эстимейт картины — 25–35 тысяч фунтов. Будущему покупателю придется учитывать две вещи: во-первых, он будет не единственным, у кого есть такая работа, а во-вторых, он будет распоряжаться авторским повтором важной и очень известной картины, репродукции которой вошли во все учебники по современному русскому искусству. И будут публиковаться в них и дальше. В этом свете эстимейт уже не кажется завышенным, правда? Прогноз цены AI — 35 тысяч фунтов. Важно: Пока готовилась статья, лот с этой работой Косолапова таинственно исчез из электронного каталога торгов. Здесь можно ознакомиться с сохраненной PDF-версией соответствующей страницы каталога. AI постарается получить соответствующие комментарии и будет следить за развитием ситуации.
Алексей Кострома. Синяя бабочка с черными пятнышками. 2008
Петербургский художник Алексей Кострома известен благодаря своим провокационным инсталляциям с объектами, покрытыми перьями. Но написанная стальным пером «Синяя бабочка с черными пятнышками» — работа другого жанра, в высшей степени декоративная, которая не оставит равнодушными даже ярых противников всего, что связано с актуальным искусством. Бабочка оценена в 15–20 тысяч фунтов. «Сестра» этой бабочки (такая же, только с красными пятнами) в прошлом году была продана на Sotheby’s за 18,5 тысячи фунтов. С тех пор цена свободных денег заметно повысилась, но все же на 18 тысяч фунтов рассчитывать можно. В 2002 году в Мраморном дворце прошла выставка Костромы «Дым, перо и бабочки», на которой можно было увидеть подобную «фигуративно-цифровую живопись» признанного актуального художника.
Дмитрий Краснопевцев. Композиция с деревом. 1967
Метафизический натюрморт любимца коллекционеров Дмитрия Краснопевцева получил эстимейт 10–15 тысяч фунтов. Картина была написана в 1967 году — в период, который считается у художника наиболее ценным. Проблема этой работы в том, что она слишком маленькая — 43 х 27 см. Да и декоративная сторона не позволяет отнести ее к числу выдающихся. Так что эстимейт, по мнению AI, вполне адекватен материалу. Прогноз — 14 тысяч фунтов.
Анатолий Осмоловский. Без названия. Из серии «Хлеба». 2007
Анатолий Осмоловский — московский художник-концептуалист, в 1990-е годы знаменитый своими радикальными акциями (перформанс на плече памятника Маяковскому, слово из трех букв на Красной площади и др.). Но то было давно. Сегодня Осмоловский — признанный состоявшийся художник, лауреат премии Кандинского, куратор. Работы, которые входят в его серию «Хлеба», по замыслу художника должны восприниматься как современные сакральные объекты. Эти деревянные скульптуры на первый взгляд напоминают обычные куски хлеба (кстати, хлеб служил объектом поклонения у некоторых культов), но в них есть и сходство с потемневшими от времени древними иконами, изображения на которых уже неразличимы. В числе выставок, на которых можно было увидеть «Хлеба», — кассельская Documenta, «Верю!» на Винзаводе и выставка номинантов премии Кандинского 2007 года (лауреатом которой стал Осмоловский). Небольшой объект, который представлен на Sotheby’s, оценен в 10–12 тысяч фунтов. Прогноз цены AI: 10 тысяч фунтов.
10 июня состоятся дневные торги русского искусства Sotheby’s. На них будут представлены 157 произведений русских живописцев. Самую высокую предварительную оценку — 170–240 тысяч фунтов — получила картина Константина Горбатова «Открытое окно».
Юрий Анненков. Лежащая обнаженная
Произведения мирискусника Юрия Анненкова пользуются все большим спросом на аукционах — его фамилия стоит на втором месте в списке Top 10 русских художников по темпам роста. В России Анненков известен прежде всего как иллюстратор и портретист (в числе его работ — портреты Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Льва Троцкого и т. д.), а на Западе — как создатель костюмов и декораций к кинофильмам. В 1954 году он даже номинировался на «Оскар» за работу над костюмами к фильму «Мадам де…» Макса Офюльса (Max Ophüls). На предстоящем Sotheby’s можно будет купить романтическое произведение «Лежащая обнаженная», эстимейт которого составляет 12–18 тысяч фунтов. AI ставит для этой интересной гуаши прогноз 18 тысяч фунтов — по верхнему эстимейту.
Небольшая (46,5 х 50 см), но очень правильная русская картина выдающегося художника и искусствоведа Игоря Грабаря получила оценку 30–50 тысяч фунтов. Грабарь был одним из первых русских живописцев, взявших на вооружение принципы импрессионизма. Инвесторам стоит особенно присмотреться к его творчеству: в Тop 10 художников по темпам роста фамилия Грабаря занимает третье место. Прогноз AI для «Зимнего пейзажа» — 55 тысяч фунтов. Несмотря на размер, эту картину можно отнести к числу лучших произведения Грабаря из появлявшихся на аукционных торгах.
Михаил Ларионов. Эскиз костюма к постановке «Естественные истории»
На Sotheby’s 10 июня появится интересный эскиз Михаила Ларионова, выполненный для постановки «Естественные истории» (Histoires Naturelles) на музыку Мориса Равеля (Maurice Ravel). Композитор написал романсы на текст французского писателя Жюля Ренара (Jules Renard). «Естественные истории» — сборник рассказов Ренара, посвященных животным. В одной из историй говорится о гордом, «как индийский князь», петухе (или павлине), ожидающем свою возлюбленную. Футуристический петух (павлин) Ларионова оценен в 8–12 тысяч фунтов. Прогноз цены AI за большой лист с яркой графикой — «не продано». Работа выполнена в трафаретной технике. Согласно базе ARTinvestment.RU этот же (или точно такой же) «Павлин» продавался в прошлом году на Bloomsbury с куда более скромным эстимейтом (2,5–3 тысячи долларов) и не нашел покупателя.
Поль Мак. Русская красавица. 1945
Имя живописца и графика Павла Петровича Иванова, писавшего под псевдонимом Поль Мак, пока не очень хорошо известно в России широкой публике. Этот художник создавал роскошные композиции в стиле символизма, которые наверняка напомнят многим ранние произведения Обри Бердсли (Aubrey Beardsley). О жизни Мака известно не много: он увлекался восточной культурой и долгое время жил в Иране, где состоял в качестве придворного художника персидского шаха. На публичных торгах появляется в основном графика Мака, а картины встретить можно нечасто. «Русская красавица», написанная художником в 1945 году, пробыла в коллекции нынешнего владельца совсем недолго — в декабре прошлого года она была куплена на бельгийском аукционе De Vuyst. Тогда она принесла продавцу 19,2 тысячи евро при эстимейте 2,5–3,5 тысячи евро. Специалисты Sotheby’s надеются, что картину ждет еще больший успех и оценивают ее уже в 18–25 тысяч фунтов. Почему бы и нет за такую красоту? AI прогнозирует 21 тысячу фунтов.
Павел Мансуров. Композиция. 1970
В послереволюционные годы Мансуров был одним из самых заметных молодых авангардистов — он оформлял театральные постановки, участвовал в создании Гинхука (Государственного института художественной культуры), помогал Татлину проектировать знаменитую «Башню». Художник всегда тяготел к строгой абстракции, он стремился найти живописные формулы «экономичных законов», лежащих в основе всего, что создано людьми и природой. Развивал идеи «органической живописи». Конечно же, со своими прогрессивными взглядами Мансуров не мог не попасть под огонь критиков формализма, и в 1928 году он решил эмигрировать. Художник поселился в Париже, где занялся прикладным искусством — в частности, при содействии супругов Делоне проектировал орнаменты тканей для знаменитых домов моды. К абстрактному искусству, своим любимым «живописным формулам», Мансуров вернулся уже в пожилом возрасте. Беспредметная композиция 1970 года, которую Павел Мансуров создал в возрасте 74 лет, получила эстимейт 8–12 тысяч фунтов. Прогноз цены AI — 9 тысяч фунтов.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090526_chris_soth_rtf_forecast.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090526_chris_soth_rtf_forecast.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.