1891–1967
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Иванов, Павел, Пётр, Петрович
График, сценограф, живописец
Художественное образование получил в 1910-х в частной Школе-студии К. Ф. Юона в Москве.
В 1912–1913 сотрудничал в московском сатирическом журнале «Театр в карикатурах» и петербургском «Сатирикон», где познакомился в Н. В. Ремизовым (Ре-ми) и В. В. Лебедевым. Работал в Петербурге и Москве как портретист и модельер. Руководил танцевальной студией в Москве, специализирующейся на танго.
В 1914 поступил в Киевское военное училище. Участник Первой мировой войны; служил в гусарском полку «Голова смерти», был ранен, имел боевые награды. В 1918 демобилизовался в чине капитана. В 1918 за отказ снять царскую форму арестован, шесть месяцев провел в Бутырской тюрьме в Москве. В 1920–1921 работал в Театре революционной сатиры в Москве.
В 1922 через Туркестан и Афганистан уехал в Персию (Иран). Несколько лет работал тренером скаковых лошадей. В 1920-х — начале 1930-х жил в Тегеране, осваивал технику персидской миниатюры. В конце 1920-х был представлен Реза-шаху и получил звание его придворного художника; выполнил коронационный портрет Шаха на «Павлиньем троне». Работал в области книжной графики, создал иллюстрации к книгам «Шахерезада», «Тамерлан», «Чингиз-Хан», «Тысяча и одна ночь», выполнял рисунки с изображением быта монголов, туркменов и персов. В последние годы писал аллегорические картины на современные темы, обращался к образам русской мифологии («Сирин», «Алконост», «Гамаюн», «Св. Георгий Победоносец»).
В 1929 предпринял поездку в Париж и Лондон, где экспонировал свои работы на парижском Салоне, Королевской Академии и галерее «Лейчестер» в Лондоне. В середине 1930-х, после недолгого пребывания в Афинах и Каире, переехал в Бельгию, жил в Брюсселе. После Второй Мировой войны принимал активное участие в выставках в Бельгии: почти ежегодно проводил персональные выставки в Брюсселе и окрестностях. Был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958, где его работы экспонировались в Иранском павильоне.
В творчестве Мака тесно переплелись черты искусства модерна начала ХХ столетия и традиции персидской миниатюры. Значительное влияние на формирование его индивидуальной манеры оказало творчество О. Бёрдсли, мастеров «Мира искусства», в особенности А. Я. Головина, И. Я. Билибина и В. М. Васнецова. Работы художника отличает необычайная декоративность, красочность, изысканность графического решения.
Мака можно отнести к вновь открытым именам русского искусства, в России его произведения мало известны, а изучение творческого наследия еще только предстоит произвести. Отдельные произведения художника находятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства (бывшая коллекция Н. Д. и Н. Лобановых-Ростовских).
«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе