Art Investment

Русские Christie’s и Sotheby’s: итоги торгов

Прошедшие 16-18 апреля 2007 года «русские торги» продемонстрировали, что рынок входит в фазу зрелости. Так бывает, когда расточительность выходит из моды и наступает время взвешенных решений

Сказать, что апрельские «русские аукционы» запомнятся, — значит здорово покривить душой. Ни Sotheby’s, ни Christie’s не порадовали сенсациями. Да, если честно, то их всерьез и не ждали. Мог быть один интересный вариант: если бы полотно «Видение будущему Святому Сергию» Михаила Нестерова с очевидно заниженным эстимейтом в 2–3 миллиона долларов ушло дороже 5 миллионов долларов и сместило с первого места сомовскую «Русскую пастораль». Но и этого не произошло. Неоднозначный рекорд опять устоял. Авторское повторение хрестоматийной работы в русском символизме было продано за 4, 296 миллиона долларов, то есть его цена лишь приблизилась к заветной отметке. А вот на топ-лот Christie’s, «Стену Соломона» Василия Верещагина с эстимейтом 3–5 миллионов долларов, особые надежды возлагали лишь сами аукционисты и те, для кого потенциальное музейное значение этой работы перевешивало ее очевидные коммерческие недостатки. По мнению D, проблемами полотна были слишком большой (2 м в высоту) размер и нехарактерная для Верещагина нехватка декоративности. В итоге D прогнозировал продажу «Стены Соломона» по верхней границе эстимейта, а по факту исполинская работа палестинской серии, почти не представленной в российских музеях, ушла по нижней границе. Торги между двумя покупателями прекратились на отметке 3, 624 миллиона долларов с учетом комиссии аукционного дома. И хорошо, что так. Иначе бы полку несуразных рекордов прибыло. Есть свидетельства, что новым владельцем верещагинского полотна стал русский.

МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. Видение будущему Святому Сергию. 1922
МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. Видение будущему Святому Сергию. 1922. Холст, масло. 91,1 x 109,2. Оценка аукциона (эстимейт): 2–3 млн долл. Прогноз D: 5 млн долл. Цена продажи: 4,296 млн долл. Sotheby’s. 16.04.07. Лот № 353

Точность остальных прогнозов D, сделанных для инвестиционно более интересных «хайлайтов» русских торгов, на этот раз оказалась поразительной. Интересно, что составлялись они без оглядки на официальные эстимейты, в который раз не отличавшиеся рыночной реалистичностью. Особенно это заметно по стрингу художников-шестидесятников. Судите сами. Михаил Шварцман, холст «Крепость главы» с эстимейтом 80–120 тысяч долларов и прогнозной ценой D 210 тысяч долларов был продан за 204 тысячи долларов. «Погрешность» в 6 тысяч.

Другой пример — «Композиция 57» Евгения Рухина, выставленная на торги с эстимейтом 60–80 тысяч долларов. D предпо ложил, что эта работа будет стоить около 150 тысяч долларов. Почти что так и получилось. Цена: 156 тысяч долларов — опять с поразительно малой для таких оценок «погрешностью» в 6 тысяч. «Композиция 57» — это вторая подряд работа Рухина, проданная за такие деньги. В феврале 2007 года сопоставимая по качеству (возможно, чуть лучше) вещь была продана примерно за 135 тысяч долларов. Тогда это был новый для работ Рухина ценовой диапазон. Прежде они продавались дешевле 40 тысяч долларов. По оценкам D, в пределах ближайших полутора-двух лет абстракции и композиции Евгения Рухина могут войти в ценовой диапазон 250–300 тысяч долларов. Этот процесс будет происходить по мере того, как основная часть его работ распределится по частным собраниям и сокращение предложения приведет к предсказуемому результату.

Довольно точно D предсказал результат для «Газет» Владимира Вейсберга — «метафизика», автора весьма дорогостоящих работ. Эксперты Sotheby’s назначили эстимейт 60–80 тысяч долларов. D посетовал на неудачность сюжета, но повысил оценку до 140 тысяч долларов. В результате цена продажи — 132 тысячи долларов.

Менее точно, но верно по направлению и ближе по цифрам D предсказал результаты торгов для картин «Карточный стол номер 3» (эстимейт 60–80 тысяч долларов) Владимира Немухина и «Композиция с виноградом, грушей, сливой и стрекозой» (эстимейт 70–90 тысяч долларов) Олега Целкова. Обе работы были проданы за одинаковую сумму — 102 тысячи долларов. В принципе такие цифры уже стали обычными для работ 1960-х годов этих художников. Другое дело, что композиционно конкретная работа Целкова явно не самое лучшее, что пока еще можно купить за эти же деньги. Но это пока. Тенденция для обоих примерно следующая: за то, что полтора года назад стоило 50, теперь уже уверенно просят 100. А биржевая стоимость нефти не дает оснований говорить о скором переломе данного тренда, так что, без сомнений, скоро будет и 200 и 250 тысяч долларов. Кстати, подобные цифры уже достигались на отдельных торгах, но их пока нельзя назвать характерными — это лишь отдельные пики на растущем ценовом графике.

ЕВГЕНИЙ РУХИН. Композиция 57. 1974
ЕВГЕНИЙ РУХИН. Композиция 57. 1974. Холст, см. т. 69,9 x 66. Оценка аукциона (эстимейт): 60–80 тыс. долл. Прогноз D: 150 тыс. долл. Цена продажи: 156 тыс. долл. Sotheby’s. 16.04.07. Лот № 483

Пожалуй, единственный пример в стринге «другого искусства», где D сильно «промазал» в своем прогнозе, — это опять Оскар Рабин. На сей раз с большой работой «Бани (Нюхайте одеколон “Москва”) «. Наш прогноз (150 тысяч долларов) почти вдвое превышал экспертную оценку (70–90 тысяч долларов). А цена продажи — 336 тысяч долларов — в 4, 2 раза выше эстимейта. Столь интригующие ситуации были не раз. Уже случалось, что разумная цена — 50, а покупатели «разгонялись» и платили 200. Тогда почему должна удивлять цена в 300 тысяч за то, что должно бы стоить 150? Словом, и не сенсация, и не полное недоразумение — но повод удивлено побрюзжать имеется. По главным моментам вопросов нет: Оскар Рабин — одна из самых значительных фигур в послевоенном неофициальном искусстве, с самобытным авторским стилем, а также с немалыми организационными заслугами. К его творчеству в России сегодня привлечено особое внимание — скажем, в эти дни в Москве, в Музее частных коллекций, проходит большая ретроспективная выставка «Семья Рабиных». То есть конъюнктура — супер.

Но тут уместно вспомнить о деталях, особенно тем, кто собирается покупать Рабина за 300 тысяч сегодня. Работ видного участника «лианозовской группы» на рынке довольно много, но по инвестиционным перспективам они несопоставимы. Упрощая ситуацию, можно сказать, что в творчестве Рабина относительно ценными считаются работы, выполненные в эстетике «антисоветского» критического экспрессионизма: барачные пейзажи, композиции с бутылками, газетами, тоталитарными символами и разным специфичным советским мусором. Таких картин-манифестов художник сделал немало до эмиграции. Они ценятся в первую очередь.

После 1978 года, уже в Париже, он изредка возвращался к своим лианозовским идеям.

Тогда в его полотна прорывались воспоминания из прошлого — то, что когда-то вызывало особое и нередко публично-печатное возмущение официальной художественной общественности в СССР. Редко-редко, но снова появлялись сюжеты, за которые журнал «Московский художник» в 1967 году призывал «строго осудить содержание работ О. Рабина, искажающих нашу советскую действительность и наносящих политический и идеологический ущерб нашему обществу». Эти парижские реминисценции на московские темы тоже могут представлять ценность, хоть и не такую высокую, как вещи доэмиграционного периода. Значительная же часть работ Рабина периода эмиграции, в которых он адаптирует свои сюжеты под вкусы потенциальных местных покупателей, стоит во много раз дешевле и не имеет инвестиционного потенциала. Французские улочки и вывески местных бистро не интересны российским коллекционерам.

«Бани…» — другое дело. Это работа доэмиграционного периода и с упоминаниями в публикациях. Ее новому владельцу будет о чем подумать и рассказать. Возможно, в этом состоит хоть какое-то объяснение 336-тысячного результата? Не исключено, что такие цены станут нормой года через три. Но сейчас — вряд ли.

ОЛЕГ ЦЕЛКОВ. Композиция с виноградом, грушей, сливой и стрекозой. 1973
ОЛЕГ ЦЕЛКОВ. Композиция с виноградом, грушей, сливой и стрекозой. 1973. Дерево, масло. 113,7 x 76,8. Оценка аукциона (эстимейт): 70–90 тыс. долл. Прогноз D: 90 тыс. долл. Цена продажи: 102 тыс. долл. Sotheby’s. 16.04.07. Лот № 485

Возвращаясь к результатам классического антикварного направления русских торгов (все-таки послевоенное искусство — это пока лишь «приправа» к основному блюду, и только на Sotheby’s) можно констатировать соответствие цен экспертным ожиданиям в целом. Уж точно все прошло без такой нервозности, с которой проходили торги еще два-три года назад. Результаты в этот раз часто не выходили за рамки эстимейтов, что свидетельствует о вступлении рынка в фазу зрелости, о том, что покупатели проявляют все большую разборчивость, а цены на основные направления достигли уровня, требующего взвешенных решений. И пусть зарубежные устроители больше не удивляются, что русские неожиданно стали плохо покупать марины Ивана Айвазовского и не готовы идти стенка на стенку за право обладания «Стеной Соломона». Так и должно быть. Когда счет идет на миллионы, покупатели требуют безусловно шедеврального качества русского искусства. Тем более что такие бюджеты уже позволяют уверенно входить в рынок, скажем, импрессионистов первой величины.

Прогнозы D очень хорошо сбылись для «хайлайтов» Бориса Григорьева. Его небесспорное трехметровое панно «Ревизор» (многие ждали от него сенсации) было продано за 0,992 миллиона долларов, в то время как D прогнозировал всего на 8 тысяч больше. Очень хорошая, ценная характерная гуашь «Русская крестьянка» была продана за 360 тысяч долларов (наш прогноз был на 60 тысяч меньше). Колоритный мужской портрет «Рыбак» (эстимейт 400–600 тысяч долларов) нашел нового владельца за 480 тысяч долларов. До полного совпадения с прогнозом D не хватило 20 тысяч.

Так же хорошо сбылись ценовые предсказания для работ мирискусников. Без неожиданностей, в пределах эстимейта и близко к прогнозу D (100 тысяч долларов) был продан за 120 тысяч долларов большой декоративный графический лист Льва Бакста «Юдифь с головой Олоферна». Обычная для творчества Николая Рериха этнографическая темпера «Гилгитский путь» была продана за 384 тысячи долларов, наш прогноз в этом случае совпадал со средним эстимейтом — 350 тысяч долларов. Неожиданностей можно было ждать от декоративного метрового холста «Влюбленные в поле» Сергея Судейкина. Невзирая на эстимейт 100–150 тысяч долларов, D смело прогнозировал 350 тысяч долларов. И оказался ближе к истине: итоговый результат составил 312 тысяч долларов.

Завершилась еще одна сезонная серия престижных торгов. И пусть особой погоды она не сделала, но пополнила ценовую статистику и расставила новые вешки на рынке русского искусства. В ближайшей перспективе — торги произведениями импрессионистов и модернистов, где тоже будут работы представителей русского зарубежья, а потом — долгое летнее затишье.

Чего ждать в недалеком будущем? По мнению D, прорыв с точки зрения качества традиционного предложения маловероятен. Старые коллекции распродаются редко, а новыми их владельцы еще не успели полностью насладиться. Значит, рынок будет вынужден продолжить разрабатывать альтернативные направления, где предложение еще не исчерпано. Очевидно, быстрее рынка продолжат расти работы шестидесятников, стремительно переходя в крупнобюджетный сегмент 120–200 тысяч долларов. При этом рынок будет возвращать в оборот «забытые имена», а также повышать статус шестидесятников «второго эшелона». Параллельно силами галеристов и экспертов будет формироваться новая «обойма», включающая восьмидесятников и отдельных актуальных художников. Такой проект необходим, чтобы вплеснуть на арт-рынок «свежую кровь» — ведь ему важно расти не только в деньгах, но и в количестве работ. Появятся новые объемы для мало- и среднебюджетных инвестиций и коллекционирования. А что касается владельцев миллионных бюджетов, то в России уже заметен растущий интерес к работам признанных мастеров мирового искусства. Кто знает, может быть года через три привозить в Москву Хаима Сутина и Марка Ротко станет в порядке вещей — хоть и мирового значения фигуры, но все-таки художники российского происхождения.

Владимир Богданов


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20070417_rustorg.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20070417_rustorg.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».