Итоги «русских торгов» в Лондоне. Рынок искусства выстоял
Рынок прошел у опасной черты, когда кризис, как булгаковская разруха, наступает в головах. Но — устоял, обвала не случилось, и, что самое главное, настроение участников заметно улучшилось
Прошедшие торги участники рынка искусства ждали если не как «момент истины», то как событие на редкость ответственное и показательное. Что искусство должно выстоять на фоне расползающихся проблем заокеанской экономики, до сих пор знали в теории, знали по западному опыту, но в боевом режиме, на практике, этого еще не проходили. Если вспомнить, то рынок искусства приобрел такой масштаб и степень цивилизованности относительно недавно: в 1998 году он был несопоставимо меньше, а с тех пор в экономике никаких особых драм не случалось. Так что с глобальным кризисом наши продавцы и покупатели сталкиваются впервые, поэтому соответствующего опыта нет, а у страха глаза велики.
Выдающихся результатов от русской недели не ждали. Аукционные дома, не сговариваясь, представили относительно слабые коллекции, а предложенные ценовые ориентиры (эстимейты) опытные коллекционеры небезосновательно сочли завышенными. Устроители аукционов оправдывали ситуацию с высокими эстимейтами тем, что список лотов формировался еще летом и, соответственно, переговоры с продавцами проходили в условиях значительно более благоприятной конъюнктуры. И только позже стало известно, что аукционисты попытались оперативно отреагировать на ситуацию: связывались с владельцами выставляемых вещей и предлагали им снизить резервные цены (минимум достаточный для заключения сделки), чтобы повысить шансы лотов на уход.
Теперь уже можно выдохнуть. Рынок устоял, обвала не случилось, и, что самое главное, настроение участников заметно улучшилось. А ведь к началу торгов, в двадцатых числах ноября ситуация была та еще: высокие эстимейты, посредственная подборка лотов и нервная обстановка. Скептики заговорили уже о том, что при таком раскладе можно рассчитывать лишь на двадцать процентов продаж. Оптимисты же мечтали о том, чтобы ушло восемьдесят процентов лотов — пусть даже по нижним эстимейтам или вовсе по резервным ценам. В итоге получилось где-то посередине: было продано в среднем около сорока процентов лотов, без особых рекордов и по трезвому коммерческому расчету. Ряд работ качества выше среднего продавались по почти докризисным ценам, обычно в пределах эстимейта или выше — так, как и должно быть по уму, а не в слепом потребительском раже. Рынок прошел у опасной черты, когда кризис, как булгаковская разруха, наступает в головах. Очень был важен психологический момент, чтобы не возобладали упаднические настроения, чтобы не появились «пророчества» о том, что аукционы провалились, все плохо, Земля наскочит на небесную ось, а посему всем нужно забираться в свою скорлупу и там пережидать кризис. Когда обошлось, легко говорить. А начиналось так, что лучше не вспоминать.
Первым был Bonhams, 24 ноября, сразу торги с предсказуемо-невеселым исходом. Много лотов осталось за бортом, вероятно, из-за переоценки. Но были и неожиданности. Так, крохотный ранний рисунок Василия Кандинского «На прогулке» (29 х 29) был продан за 120 тысяч фунтов. А наоборот, большое выразительное масло «Зима: сбор хвороста» Наталии Гончаровой (на сегодняшний день автора самой дорогой работы среди женщин-художниц), созданное по мотивам работ наиболее ценного периода 1910-х годов, было продано за 150 тысяч фунтов — значительно ниже прогноза ARTinvestment.RU (он составлял 350 тысяч фунтов). В числе поразительных результатов — продажа 2,35-метрового панно Олега Целкова «Многоголовый персонаж с ложкой». Эстимейт составлял 120–180 тысяч фунтов, прогноз AI — 150 тысяч фунтов. И кто бы мог подумать, что в итоге исполинский холст будет продан за 45,6 тысячи фунтов — более чем в три раза дешевле нижнего эстимейта. На аукционах так почти не бывает: резервные цены, установленные продавцом, не позволяют дойти до такой фантастики. Из вещей нашего списка предсказуемо была продана картина «Молодые женщины у источника» авангардиста, соратника Явленского и Кандинского, Владимира Бехтеева. Цена с комиссионными составила 133,25 тысячи фунтов. AI предсказывал 130 тысяч фунтов, угадали. В целом первые торги привели к смешанным чувствам, в структуре которых преобладало изумление.
На счастье, следующий Sotheby’s произвел отрезвляющий эффект. Пусть продалась опять же примерно половина лотов, но были результаты. Так на вечерних торгах Sotheby’s 24 ноября сильный холст сооснователя «Бубнового валета» Петра Кончаловского «Цветы на розовом» при эстимейте 0,8–1,2 миллиона фунтов был продан за 1,026 миллиона фунтов — выше прогноза ARTinvestment.RU. Аналитики сайта эту работу отмечали и хвалили, но предсказывали результат 800 тысяч фунтов. А вот к экспериментальной нетипичной работе Аристарха Лентулова «Купальщицы» отношение у AI сразу было скептическое — прогноз был «не продано». И вот на тебе: уплачены весомые 937 тысяч фунтов за «немецкий экспрессионизм» от одного из главных «бубновых валетов». Столь же неожиданным стал результат для невыдающейся «Обнаженной» Михаила Ларионова. Ее продали за 1,38 миллиона фунтов, хотя при подготовке прогнозов эту живописную «звезду» AI даже не отметил. Темпера «Приказ» Николая Рериха собрала более скромную кассу — 1,05 миллиона фунтов, но она запомнилась борьбой: эту цену два покупателя-бойца нагнали с эстимейта 250–350 тысяч фунтов — как-то совсем не вежливо по отношению к финансовому кризису.
Sotheby’s следующего дня, 25 ноября, показал уже ожидаемые результаты, новых владельцев обрела примерно половина лотов. Решения были взвешенные, но уже с осознанием того, что рынок живет. На удивление, не очень хорошо распродались работы шестидесятников. Только самые лучшие из предложенных находили владельцев. Так, «Натюрморт с бутылками» (1969) Дмитрия Краснопевцева был продан за 85,25 тысячи фунтов при эстимейте 40–60 тысяч фунтов (AI прогнозировал 70 тысяч фунтов). «Потолочная» картина «Вращение» Олега Васильева была продана за 97,25 тысячи фунтов, оставшись в пределах эстимейта 80–120 тысяч фунтов (AI в прогнозах опасался, что такая вещь, на ценителя, уйдет за 75 тысяч фунтов или вообще останется not sold). Вообще, с пометкой not sold в тот день торги покидали работы обычно очень востребованных художников — и Вейсберга, и Немухина. AI в общем-то так и прогнозировал, но как хотелось бы ошибиться. Как, например, мы ошиблись в случае с «Мужчиной с лимоном» (1960-е) Олега Целкова. Мы предсказывали результат ниже эстимейта или «не продано». А по факту цена картины проигнорировала «фундаментал» (ранний Целков все-таки не то), резво превзошла эстимейт в 50–70 тысяч фунтов и зафиксировалась на отметке 109,25 тысячи фунтов.
26 ноября отчетный период наступил и для Christie’s. В первой части не купили рисунок Малевича, которому AI ставил прогноз 400 тысяч фунтов, обращая внимание на ряд странностей. А «Рельеф» авангардиста Ивана Клюна, несмотря на отсутствие безупречного провенанса, нашел покупателя за 67 тысяч фунтов (AI предрекал 60 тысяч фунтов или «не продано»). А вот понравившийся AI холст Рериха «Ворота Тьмутаракани» из «Сказки о царе Салтане» даже превзошел оптимистичные ожидания. Прогноз цены AI был 120 тысяч фунтов, а яркая темпера ушла за 181,25 тысячу фунтов. Вообще, Рериха на «русской неделе» раскупили, были проданы почти все хорошие работы — вот вам и кризис. В тот же день на второй сессии торгов Christie’s жизнь и вовсе наладилась: продажи стали более частыми, хотя покупатели не баловали ломовыми ценами. За очень скромную сумму для такой работы был продан 1,75-метровый холст «В чреве Хроноса» (середина 1980-х) кисти Эрнста Неизвестного. Покупатель отделался 18,75 тысячи фунтов, в то время как, по мнению AI, разумная цена должна была составить 60 тысяч фунтов. Что ж, бывает и так. Эффектная «Двойка бубен» другого шестидесятника, Евгения Рухина, ушла за 51 тысячу фунтов (AI прогнозировал близкие 40 тысяч фунтов). Выгодно купили «Красноперку» Дмитрия Плавинского. Организаторы поставили ее в каталог с эстимейтом 7–9 тысяч фунтов, а AI посчитал, что не жалко и 35 тысяч. В итоге удачливый покупатель приобрел рыбку за 20 тысяч фунтов. В соответствии с ожиданиями AI была продана работа модного Олега Доу. Его фотографического «Микки» приобрели за 6,8 тысячи фунтов (прогноз AI — 5 тысяч фунтов). А вот работы отдельных классиков покупателей не нашли. И проблема не в классиках, а в конкретных работах. Не продали, к примеру, «Натюрморт с самоваром и тюльпанами» Зинаиды Серебряковой — просто не ее тема. 26 ноября стал праздником для коллекционеров работ Абрама Архипова. Его позитивные крестьянки были нарасхват. В тот день был установлен даже рекорд для творчества художника. AI наиболее симпатичной показалась картина «Сидящая крестьянка». Оцененная в 100–150 тысяч фунтов, она была продана за немыслимую цену — 241,25 тысячи фунтов. Получилось, что AI с прогнозом в 110 тысяч фунтов здорово промазал. Но такие результаты — вопрос эмоций, а они не предсказуемы.
Статистика аукционной русской недели По итогам русской недели (24–28 ноября 2008 года) рассчитанный по методике ARTinvestment.RU консолидированный ценовой индекс русского искусства ARTIMX-RUS вырос на 3,3 %, достигнув значения 2661 пункт. 24 ноября 2008 Bonhams. The Russian Sale. Около 1 миллиона фунтов. Продано 82 лота из 244 = 33 % 25 ноября 2008 Sotheby’s. Russian Paintings. 5,9 миллиона фунтов. Продано 125 лотов из 291 = 43 % 26 ноября 2008 Sotheby’s. Russian Works of Art, Faberge and Icons. 3,23 миллиона фунтов. Продано 127 лотов из 216 = 59 % 27 ноября 2008 Christie’s. Russian Pictures, Icons and Works of Art. 0,81 миллиона фунтов. Продано 214 лотов из 353 = 61 % Итого: объем продаж на «русской неделе» составил около 44,45 миллиона фунтов. Продано около 43 % лотов.
Sotheby’s. Russian Art Evening. 14,155 миллиона фунтов. Продано 32 лота из 55 = 58 %
Christie’s. Russian Works of Art. 2,85 миллиона фунтов. Продано 143 лота.
MacDougall’s. Russian Art Evening Sale. 5 миллионов фунтов. Продано 16 лотов из 62 = 26 %
Sotheby’s. Continental and Russian Books and Manuscripts, including Science and Medicine. 0,574 миллиона фунтов. Продано 76 лотов из 138 = 55 %
Christie’s. Russian Pictures Part I. 4,03 миллиона фунтов. Продано 11 лотов из 22 = 50 %
Сhristie’s. Russian Pictures incl. Post-War and Contemporary Art Part II. 3,89 миллиона фунтов. Продано 106 лотов из 180 = 59 %
MacDougall’s. Post War & Contemporary Russian Art Sale. 1,1 миллиона фунтов. Продано 39 лотов из 200 = 20 %
MacDougall’s. XIX and XX Century Russian Art Sale. 2 миллиона фунтов. Продано 62 лота из 321 = 19 %
Серия из трех аукционов MacDougall’s, закрывающая «русскую неделю», завершилась с итоговым результатом в 8,1 миллиона фунтов. Цифра слабее, чем в прошлый раз, но уже в одном калашном ряду с лидерами рынка, Christie’s и Sotheby’s. И уже не в первый раз. Устроителей MacDougall’s особенно сильно критиковали за завышенные эстимейты задолго до начала торгов. Это действительно стало препятствием в карьере многих лотов. Даже среди первых имен. Не проданными остались специально выделенные AI работы, например, Оскара Рабина, Франциско Инфантэ, Семёна Файбисовича, Юрия Купера — а ведь все имели хорошие шансы. Если анализировать причину их неуспеха, то выходишь на объединяющую всех их черту: работы всех этих художников не являются большой редкостью и у желающих еще будет второй и третий шанс. А вот, напротив, вещи редкие или выдающиеся были куплены за милую душу. Редкий «Натюрморт с трубками» культового художника «другого искусства» Юло Соостера был продан за 7,76 тысячи фунтов (AI предсказывал 10 тысяч фунтов). А эффектный и редкий «Панцирь черепахи с изображением языческого бога» кисти Дмитрия Плавинского был продан за 59,75 тысячи фунтов при ожиданиях AI в районе 50 тысяч фунтов. Самым дорогим лотом MacDougall’s стал широко разрекламированный альбом из 122 рисунков Константина Сомова, проданный целиком за 1,17 миллиона фунтов. Конкурировать в цене с этим альбомом могла разве что картина «Кремль в лучах подсветки» Исаака Левитана, проданная за 1,09 миллиона фунтов.
Аукционы прошли, остались вопросы. Что дальше? Как жить будем? Ближайшие планы в принципе известны: устроители торгов обещают, что уже к следующим русским аукционам постараются снизить эстимейты примерно на двадцать процентов. Шаг, с одной стороны, символический, ничего общего с распродажей не имеющий: «цена молотка» может значительно превышать эстимейт — рынок, знаете ли. Но с другой стороны, снижение эстимейтов — это приглашение более широкому кругу участников, сигнал о новом уровне ценовой доступности, мера, стимулирующая активность участников. Чем плохо? Среди прочих позитивных сигналов можно отметить хороший настрой продавцов, дилеров и коллекционеров. Что ни говори, Bonhams еще пощекотал нервы, но после первого Sotheby’s все заметно повеселели. Ведь даже самая витиеватая цепь рассуждений приводит к банальности: кризис… ну, сколько он продлится… год, два? А искусство вечно.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20081202_results_russian_bid_in_london.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20081202_results_russian_bid_in_london.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.