Русские торги: послевкусие Лондона
Итоги ключевых торгов для рынка русского искусства. Репортаж с аукционов, задающих тенденции
К 6 июня в Лондон съехались многочисленные галеристы, дилеры, коллекционеры, инвесторы, чтобы участвовать в русских торгах, устраиваемых крупнейшими аукционными домами каждые полгода.
Christie’s
По сложившейся традиции первым торги провел аукционный дом Christie’s. Прошедший 6 июня аукцион принес владельцам 11,5 миллиона фунтов, что было с большим оптимизмом воспринято участниками и рынком. Перед торгами в кулуарах звучало, что в коллекции, предлагаемой Christies, мало шедевров и достойных вещей, поэтому серьезные результаты были под большим вопросом. Но правы оказались сдержанные оптимисты, утверждавшие, что большая часть будет продана в любом случае. Торги шли активно, правда, без драматизма, присущего «лихим» 2004–2007 годам. Даже 4,5–миллионный результат «Парижского кафе» Ильи Репина (рис. 1), одна из главных сенсаций «русской недели», не был встречен обычными для рекордных продаж аплодисментами, хотя, возможно, участникам приветствовать было просто некого: победил неизвестный покупатель по телефону. Полотно стало не только самой дорогой работой Репина, купленной на аукционе, но и побило рекорд стоимости произведений русской живописи, проданных в рамках русских торгов, проводимых международными аукционными домами.
«Парижское кафе» выставлялось в парижском Салоне, а репродукции его нередко встречаются в монографиях, посвященных творчеству Репина. Цена работы сразу более чем втрое превысила цену «Портрета мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой», проданного 2 года назад на Mаcdougall за 1,4 миллиона фунтов и отныне отодвинутого на второе место в ценовом рейтинге произведений Репина; кроме того, такой ценовой взлет (что важно, не спекулятивный, а начавшийся еще с эстимейта), с высокой вероятностью, сильно повлияет на рост стоимости произведений Репина вообще… Что мы и наблюдаем: следующий после «Парижского кафе» лот, графическая работа Репина «Эскиз к “Парижскому кафе”: стоящий господин и Жан-Леон Жером», установила рекорд и для графики великого художника. Так что основания для того, чтобы серьезно рассматривать вложения в творчество Репина, сегодня есть, и инвесторы могут получить солидный доход.
За 713 тысяч фунтов, в 2,5 раза выше нижнего эстимейта, была продана картина Бориса Григорьева «Монах». Обладающая великолепным провенансом, сделанная на пике творчества художника, работа ушла максимально дорого; возможно, свою положительную роль в этом случае сыграла и выставка Григорьева в Русском музее. Как бы там ни было, новому владельцу, если он решит в ближайшее время расстаться с картиной, будет нелегко на ней заработать; хотя если выставка сыграла в плюс единожды, то почему бы не повторить успех? Тем более что, как показывает график индекса ARTIMX (рис. 2), Григорьев вновь пользуется спросом у покупателей. В целом можно предположить, что в ближайшем будущем при появлении шедевров художника на рынке могут быть установлены новые рекорды.
Неожиданно дорого ушло среднего качества масло Константина Коровина «Кафе во французском порту». При эстимейте 30–50 тысяч фунтов, несколько покупателей затеяли битву ставок и «догнали» результат до 180 тысяч фунтов (217 тысяч с премией покупателя). Для Коровина это, конечно, не самый высокий результат, но итог впечатляющий. Инвестиции в хорошие работы Коровина в большинстве случаев оправданны, т. к. он пользуется огромной популярностью у покупателей и рекорды на творчество Коровина постоянно обновляются.
Недорого, за 21 тысячу фунтов, ушла красивая работа Ладо Гудиашвили «Царь Ростеван и Автандил на охоте» (рис. 3). Скорее всего, большинство участников рынка не смогли разобраться с датировкой. В каталоге работа была датирована 1951 годом, а в заметках к аукциону сказано, что в каталоге ошибка и правильный год создания — 1931-й. Если организаторы аукциона правы, то нового владельца можно поздравить с успешной покупкой. Другая, гораздо более слабая работа Гудиашвили в карандаше, правда, 1921 года ушла чуть позже за 23,7 тысячи фунтов. В любом случае это хороший урок для покупателей: интересующую работу перед аукционом желательно всегда внимательно рассмотреть.
Особое внимание хочется обратить на отдельные результаты торгов по работам нонконформистов. Метафизический натюрморт «Без названия» Дмитрия Краснопевцева ушел за 79,2 тысячи фунтов при эстимейте 30–50 тысяч. Натюрморт не относится к числу лучших творений художника, да и рынок работ Краснопевцева в последние несколько лет был весьма невыразительным, так что этот результат можно рассматривать как сигнал возобновления интереса к творчеству мастера.
Продажу картины «Маска и стрекоза» Олега Целкова за 40 тысяч фунтов, в два раза выше верхнего эстимейта, можно прокомментировать так: нашла коса на камень. Видимо, кому-то из коллекционеров очень хотелось во что бы то ни стало получить эту вещь. Другое логическое объяснение приобретению этой работы за такие деньги найти сложно.
Большим успехом у покупателей пользовалось декоративно-прикладное искусство, которое составило более 60 процентов каталога Christies. 5 из 10 топ-продаж аукциона обеспечили предметы из этого раздела. Например, монументальная фарфоровая ваза времен Александра II была продана за 421,25 тысячи фунтов, а табакерка производства Фаберже, подаренная Николаем II Чарльзу Роберту Каррингтону, ушла за 385,25 тысячи фунтов.
В целом аукционный дом Christie’s можно поздравить с успехом. Большая часть лотов была продана, а общая сумма продаж превысила ожидания. Участники рынка после аукциона Christie’s были настроены оптимистично и на следующий день встретились уже на площадке Sotheby’s.
Sotheby’s
Вечерние торги Sotheby’s, по свидетельствам участников в зале, шли гораздо активнее, нежели на Christie’s. Ставки по некоторым лотам звучали на последних секундах перед ударом молотка, в зале ощущалось напряжение.
Наибольшей популярностью у покупателей пользовались полотна Василия Васильевича Верещагина. Из 7 работ художника было продано 6, причем большая часть ушла гораздо дороже верхнего эстимейта. Главным триумфатором вечера и самым дорогим на сегодня произведением Верещагина стала картина «Тадж Махал. Вечер» (рис. 4), проданная за 2,2 миллиона фунтов, почти в 10 раз выше нижнего эстимейта. Красивая работа среднего размера неожиданно превзошла даже самые смелые прогнозы. Напомним, с апреля 2007 года ценовой рейтинг Верещагина возглавляла «Стена Соломона» (3,6 миллиона долларов), но она была втрое больше «Тадж Махала…». Картина «Главная мечеть в Фатехпур-Сикри» тоже не оставила участников равнодушными. При эстимейте 80–120 тысяч фунтов несколько покупателей «разогнали» результат до 373 тысяч. Непроданной осталась только работа «Переход через Шипку», оцененная в 300–500 тысяч фунтов; в этой тонкой картине не очевидно характерное для Верещагина внимание к деталям — возможно, это и сыграло в минус. Тем не менее одна работа погоды не делает, и, скорее всего, вскоре мы увидим повышение цен на всем рынке произведений Верещагина, т. к. торги Sotheby’s создали для этого прочную основу, а подобные события арт-сообщество всегда встречает с оптимизмом.
Второе место в списке топ-продаж Sotheby’s ожидаемо заняла картина Ильи Репина «Портрет жены художника Веры Репиной». Эта работа получила наивысшую предварительную оценку — 1–1,5 миллиона фунтов и с самого начала была в центре внимания аукционистов и участников; результат в 1,1 миллиона фунтов зал встретил спокойно, все «репинские» эмоции достались «Парижскому кафе», проданному на Christie’s несколькими часами ранее.
Отметим рекордную продажу работы Константина Богаевского «Фантастический пейзаж» (рис. 5); выставленный на торги с эстимейтом в 200–300 тысяч фунтов холст был продан за фантастическую для Богаевского цену — 505 тысяч. До этого максимальный результат для художника принадлежал не намного меньшей по размеру картине «Романтический пейзаж», проданной в июне 2008 за 67 тысяч фунтов. Безусловно, прекрасный год создания, солидный размер, высочайшее качество работы повлияли на предварительную оценку экспертами аукционного дома и на интерес покупателей, но итог выбивается из разумной рыночной логики. Либо это прихоть нескольких покупателей, либо это новый тренд на Богаевского и в ближайшем будущем серьезно вырастут цены даже на графику художника.
Вызывает недоумение продажа двух работ Петра Петровича Кончаловского, созданных в 1924 и 1943 годах. Первая картина, «Натюрморт с мальвами», оцененная в 300–500 тысяч, ушла за 736,5 тысячи фунтов; учитывая, мягко говоря, среднее качество работы, результат запредельный. Вторая работа, «Куст сирени», которая шла следующим лотом, была продана в два раза выше нижнего эстимейта, за 481 тысячу фунтов. Можно предположить, что владельцем обеих работ стал один человек, но поздравить его, к сожалению, не с чем.
Судя по графику индекса ARTIMX (рис. 6), цены на произведения Кончаловского еще не восстановились до докризисных значений, поэтому сегодня покупать его работы надо внимательно, изучив результаты последних продаж.
В рамках рынка ушла работа Александра Яковлева «Опера в Пекине» (за 825 тысяч фунтов), «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой (825 тысяч фунтов), «Обнаженные танцовщики» Владимира Баранова-Россине (481 тысяча фунтов), «Гитарист» Константина Коровина (517 тысяч фунтов).
Неожиданно остались непроданными две «венецианские» работы: «Венеция» Алексея Боголюбова (эстимейт 400–600 тысяч фунтов) и «Понте Риальто. Венеция» П. Кончаловского, которая была создана в 1924 году и является прекрасным примером творчества художника того времени. Интересно, что на эту работу, было сделано предложение в 580 тысяч фунтов, всего лишь на 20 тысяч меньше нижнего эстимейта, но этого почему-то оказалось недостаточно для продажи. В целом, если бы резервы на Sotheby’s были не так высоки, проданных лотов было бы больше.
Всего на вечерних торгах из 55 лотов не продали 19, на общую сумму 14,1 миллиона фунтов. Представителей Sotheby’s результат не порадовал.
Прошедшие на следующий день дневные торги и аукцион декоративно-прикладного искусства принесли 3,3 и 3,8 миллиона фунтов соответственно. Сенсаций не было. Отметим высокие цены «Абстрактного портрета» Павла Челищева (121 тысяча фунтов), приписываемой Карлу Брюллову картины «Возвращение папы Пия IХ в Рим в 1850» (241 тысяча при оценке 50–70 тысяч фунтов), «Натюрморта» Абрахама Маневича (73 тысячи фунтов), «Портрета марокканской женщины» Зинаиды Серебряковой (82 тысячи фунтов). В целом большая часть работ уходила в пределах эстимейтов и никаких новых трендов выявить не удалось. Произведения шестидесятников в большинстве своем остались у прежних владельцев, лишь «Композиция с семью элементами» Владимира Вейсберга перешла в новые руки за 79,2 тысячи фунтов. Под занавес торгов произошла забавная продажа: работа впервые появившегося на западных аукционах Никаса Сафронова была продана за 63 тысячи при эстимейте 10–15 тысяч фунтов. Как говорится, без комментариев.
В сегменте декоративно-прикладного искусства по традиции пристальным вниманием пользовались предметы Фаберже.
Bonhams
3,5 миллиона фунтов, собранные на лондонских торгах аукционным домом Bonhams, можно считать успехом. С каждым аукционом общая сумма продаж растет, и у Bonhams появляется все больше возможностей получить хороший «кусок пирога» на русском арт-рынке. В разделе живописи, который принес аукционному дому 50 процентов дохода, можно выделить несколько интересных сделок — например, продажу картины Филиппа Малявина «Деревенский танец» за 180 тысяч фунтов.
Как видно из графика индекса ARTIMX (рис. 7), произведения Малявина сейчас находятся на пике покупательского спроса, и если тенденция продолжится, то новый владелец сможет хорошо заработать на большой, характерной для художника работе.
В конце первой сессии неожиданно борьба развернулась сначала за работу Александра Иванова «Спарринг», в итоге проданную за 70 тысяч фунтов, а потом за холст Евгения Кондратьева «Власть», ушедший за 57,6 тысячи фунтов. Любопытно, что, согласно статистике продаж ARTinvestment.RU, работы Кондратьева выставлялись всего три раза, причем только на Bonhams, и с каждым разом шло повышение эстимейтов: с 15–20 тысяч фунтов в 2008-м до 40–60 тысяч фунтов в 2011-м. Стоит ли говорить, что все продажи были успешными и относиться к этим результатам надо с сомнением.
В разделе декоративно-прикладного искусства Bonhams порадовал покупателей сразу многими интересными лотами, причем недорогими, — а участники порадовали Bonhams активными покупками и весомым вкладом в «копилку» аукционного дома.
MacDougall’s
Аукционный дом MacDougall’s не стал, как на предыдущих аукционных неделях, делать вид, что собрал больше всех, и по общей сумме продаж занял всего лишь третье место с результатом 10,5 миллиона фунтов. Все громкие продажи были в рамках рынка, но объяснить, почему работы Николая Богданова-Бельского должны стоить 250–400 тысяч фунтов, трудно. Например, «День приема», оцененный в 280–400 тысяч фунтов, был продан за 398 тысяч, а две других работы — за 233 и 348 тысяч фунтов.
Рис. 8. График индекса ARTIMX Painting для произведений Николая Богданова-Бельского
Как видно из графика индекса ARTIMX Painting (рис. 8), живопись Богданова-Бельского уже на протяжении 6 лет растет в цене довольно ровно. После снижения 2009–2010 годов интерес к художнику, судя по всему, опять восстановился, так что в ноябре мы можем стать свидетелями новых рекордов. Однако проявлять разумную осторожность необходимо: сегодня цены высоки, но вполне возможно, что через какое-то время рост остановится и продать работы Богданова-Бельского будет не так просто.
За 1,8 миллиона фунтов был продан «Портрет Ирины Кустодиевой» (рис. 9). Большая светлая работа Бориса Кустодиева, репродукция которой украсила обложку каталога, ушла по верхней границе эстимейта, немного превысив ожидания рынка.
Поздравить можно участника, купившего большой прекрасный портрет Нико Пиросмани (рис. 10) за 681 тысячу фунтов. Работы такого уровня очень редко появляются на рынке, и за них обычно разворачивается страшная борьба, поэтому подъем ставок, скажем, до 1,5 миллиона фунтов никого не удивил бы. Однако в последнее время любая работа Пиросмани сопровождается целым шлейфом слухов и домыслов. Так и в этот раз: шептались, что работа вывезена из Грузии нелегально; скорее всего, памятуя о недавних скандалах с Пиросмани, покупатели решили не испытывать судьбу и, к радости нового владельца, закончили торги чуть выше верхнего эстимейта.
За 3 дня русских торгов 4 аукционных дома заработали в сумме 46,5 миллиона фунтов. Можно, конечно, развести руками — мол, результаты не те, что раньше, и рынок в упадке… Однако в условиях неполного выхода из финансового кризиса и затишья в ожидании выборов-2012, на фоне вяло прошедшего ХХХ Антикварного салона — итог отличный: большинство топ-лотов продано, примерно 20 процентов лотов стали предметом серьезного торга, у покупателей было явное стремление уйти из зала не с пустыми руками; ряд продаж можно рассматривать как сигналы перехода от спуска к подъему. В целом есть основания для оптимистичного ожидания успешной оживленной осени после жаркого, но спокойного лета.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20110622_russian_sales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20110622_russian_sales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.