1862–1918
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Пиросманашвили, Пиросманишвили, Николай Асланович
Живописец.
Родился в семье крестьянина-садовода. Систематического художественного образования не получил. С восьми лет жил в Тифлисе. Около 1883 познакомился с художником Г. З. Башинджагяном. В 1883–1884 учился типографскому делу в частной типографии Миллера. В конце 1880-х вместе с живописцем Г. Зазиашвили открыл мастерскую по изготовлению вывесок.
В 1890–1894 служил на железной дороге, затем некоторое время занимался торговлей.
В 1900–1901 работал в Тифлисе: писал вывески, исполнял картины и панно, расписывал стены по заказам владельцев трактиров, духанов, винных погребов, лавок. Путешествовал по городам Грузии, в 1898 посетил семью сестры в Мирзаани.
В 1912 его живопись стали популяризировать и собирать художники братья К. М. и И. М. Зданевичи, М. В. Ле-Дантю. В начале 1913 Илья Зданевич (под псевдонимом И. Вич) опубликовал в газете «Закавказская речь» первую статью о нем — «Художник-самородок».
В 1913 работы Пиросмани экспонировались на выставке примитивистов «Мишень». В 1915–1916 его посещали молодые грузинские художники — З. Валишевский, Л. Гудиашвили, М. Чиаурелли, Д. Какабадзе. В 1916 в Тифлисе прошла первая персональная выставка мастера. Образованное в 1916 Грузинское художественное общество пригласило его на одно из первых заседаний и в дальнейшем оказывало ему материальную помощь.
Ретроспективные выставки Пиросмани неоднократно организовывались в Тифлисе (Тбилиси) (1926, 1927, 1930, 1938, 1957, 1976, 1978), Москве (1930, 1963, 1968, 1976, 1986), Ленинграде (1930, 1976), а также в Киеве, Одессе, Харькове (1931), Кутаиси (1962), Берлине (1970), Падуе (1977) и других городах.
Творчество Пиросмани — самобытное явление в живописи начала ХХ века, которое оказало значительное влияние на дальнейшее развитие искусства, в частности неопримитивизма, получившего распространение с 1910-х. Отличительными особенностями его работ являются упрощенность колорита, построенного на сочетании синего, желтого, черного, коричневого цветов, лапидарность форм, условность перспективных построений. На его полотнах изображены сельские типажи, незамысловатые пейзажи, животные, жизнь грузинских деревень: сбор урожая, застолья и пирушки, работа на полях и другие бытовые сцены.
Писал Пиросмани красками собственного приготовления, основой часто служила черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой.
Является одним из наиболее высоко ценимых представителей русского искусства на современном антикварном рынке.
Произведения Пиросмани находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее искусства народов Востока, Государственном музее Грузии.
В Тбилиси открыт мемориальный музей Нико Пиросманашвили.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе