Art Investment

Пиросмани Нико

1862–1918

Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Пиросманашвили, Пиросманишвили, Николай Асланович

БИОГРАФИЯ

ПИРОСМАНИ (Пиросманашвили, Пиросманишвили) Нико (Николай Асланович)

5 мая 1862 (село Мирзаани, Кахетия) — 7 апреля 1918 (Тифлис)

Живописец.

Родился в семье крестьянина-садовода. Систематического художественного образования не получил. С восьми лет жил в Тифлисе. Около 1883 познакомился с художником Г. З. Башинджагяном. В 1883–1884 учился типографскому делу в частной типографии Миллера. В конце 1880-х вместе с живописцем Г. Зазиашвили открыл мастерскую по изготовлению вывесок.

В 1890–1894 служил на железной дороге, затем некоторое время занимался торговлей.

В 1900–1901 работал в Тифлисе: писал вывески, исполнял картины и панно, расписывал стены по заказам владельцев трактиров, духанов, винных погребов, лавок. Путешествовал по городам Грузии, в 1898 посетил семью сестры в Мирзаани.

В 1912 его живопись стали популяризировать и собирать художники братья К. М. и И. М. Зданевичи, М. В. Ле-Дантю. В начале 1913 Илья Зданевич (под псевдонимом И. Вич) опубликовал в газете «Закавказская речь» первую статью о нем — «Художник-самородок».

В 1913 работы Пиросмани экспонировались на выставке примитивистов «Мишень». В 1915–1916 его посещали молодые грузинские художники — З. Валишевский, Л. Гудиашвили, М. Чиаурелли, Д. Какабадзе. В 1916 в Тифлисе прошла первая персональная выставка мастера. Образованное в 1916 Грузинское художественное общество пригласило его на одно из первых заседаний и в дальнейшем оказывало ему материальную помощь.

Ретроспективные выставки Пиросмани неоднократно организовывались в Тифлисе (Тбилиси) (1926, 1927, 1930, 1938, 1957, 1976, 1978), Москве (1930, 1963, 1968, 1976, 1986), Ленинграде (1930, 1976), а также в Киеве, Одессе, Харькове (1931), Кутаиси (1962), Берлине (1970), Падуе (1977) и других городах.

Творчество Пиросмани — самобытное явление в живописи начала ХХ века, которое оказало значительное влияние на дальнейшее развитие искусства, в частности неопримитивизма, получившего распространение с 1910-х. Отличительными особенностями его работ являются упрощенность колорита, построенного на сочетании синего, желтого, черного, коричневого цветов, лапидарность форм, условность перспективных построений. На его полотнах изображены сельские типажи, незамысловатые пейзажи, животные, жизнь грузинских деревень: сбор урожая, застолья и пирушки, работа на полях и другие бытовые сцены.

Писал Пиросмани красками собственного приготовления, основой часто служила черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой.

Является одним из наиболее высоко ценимых представителей русского искусства на современном антикварном рынке.

Произведения Пиросмани находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее искусства народов Востока, Государственном музее Грузии.

В Тбилиси открыт мемориальный музей Нико Пиросманашвили.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».