Art Investment

Ретроспектива Бориса Григорьева в Русском музее

В экспозиции представлены работы разных лет: от самых ранних до последних, созданных перед смертью, — всего более 150 произведений живописи, рисунка, акварели и гуаши из собраний музеев России, зарубежных и российских частных коллекций

Вчера в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка одного из крупнейших русских художников первой половины ХХ века Бориса Дмитриевича Григорьева (1886–1939). В экспозиции представлены работы разных лет: от самых ранних до последних, созданных перед смертью. Выставка включает более 150 произведений живописи, рисунка, акварели и гуаши из собраний музеев России, зарубежных и российских частных коллекций. Столь широко и разнообразно творчество мастера показывается в России впервые.

Значительная часть выставки отведена теме России, которая волновала Григорьева всю жизнь. Первые рисунки, изобразившие русскую деревню, появились летом 1916 года. Через год на выставке объединения «Мир искусства» (Григорьев был членом этого объединения) художником был представлен цикл «Расея»: галерея типов и пейзажей русской деревни, полная смысловой многозначности и психологической наполненности образов. Грубый и суровый крестьянский быт, фольклор были знакомы Григорьеву по многочисленным путешествиям по Волге, Шексне, Свири, а все рисунки и картины маслом этого цикла были выполнены в окрестностях Петрограда и в Олонецкой губернии. Александр Блок назвал его тогда художником, мыслящим «глубоко и разрушительно». Первоначально цикл насчитывал 9 картин и 60 рисунков. Наиболее значительные представлены на нынешней выставке: «Старуха-молочница», «Хутор», «Подсолнухи», «Крестьянская земля» (все 1917), «Олонецкий дед», «Деревня» (обе 1918), и др. Продолжением стала публикация альбома «Расея» в 1918 году. Он включал в себя не только живопись и графику, но также тексты П. Щеголева, Н. Радлова и самого Бориса Григорьева.

В 1919 году художник эмигрировал из России. Но «русская тема» в творчестве Григорьева была подобна живому организму, который постоянно развивался, за рубежом Григорьев переиздал «Расею» на русском и французском. Создал в 1921 году в Париже картину «Лики России», которую западные исследователи творчества художника называют «величайшим русским произведением искусства со времен революции», да и сам Б. Григорьев считал это полотно своей наиболее выдающейся работой. А в 1923 году художник издал книгу-альбом с аналогичным названием («Visages de Russiе», 1923). В альбом, кроме пейзажей и деревенских «типов», Григорьев поместил также портреты и зарисовки, сделанные им под впечатлением парижских спектаклей МХТ, в том числе «На дне» М. Горького и «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского. Эти портреты — Василия Качалова в роли царя Фёдора Иоанновича (он представлен на выставке), Ивана Москвина в роли Снегирёва, О. Л. Книппер-Чеховой в роли Настасьи, Станиславского в роли Сатина — делались в перерывах спектаклей, за кулисами.

В начале ХХ века Григорьев был одним из самых блестящих и известных портретистов в России. Проницательный взгляд художника схватывал не столько внешний облик своих моделей, сколько характер, привычки, манеры. На выставке представлены портреты Мейерхольда, Шаляпина, Горького, Рериха, ставшие поистине образами-метафорами.

Особенно ценили современники рисунки Бориса Григорьева, названные Н. Пуниным «парадоксом на плоскости». На выставке представлены работы, выполненные для журнала А. Бурцева, — «Девушка с косами», «Прохожие» (обе — 1911) и др.; иллюстрации к поэме В. Пушкина «Опасный сосед» (1918), портрет поэта В. Хлебникова (1913), портрет Н. Евреинова (1913), рисунки, посвященные парижской жизни, — «Русские в Париже» (1913), «Гарсоны» (1913), «Парижские типы» (1913), а также переработанные парижские наброски 1913–1914 годов («Шантан. Париж», «У стойки бара», оба — 1918) составили цикл работ «Intimité». Ему был посвящен и одноименный альбом (1918).

Многообразно одаренный, Григорьев сочинял стихи, создал роман и книгу мемуаров, писал статьи об искусстве и художниках. Григорьев был частым посетителем литературных вечеров, на которых выступал как поэт. Глубокая погруженность в литературную среду, устремленность к словесному творчеству — причина того, что Григорьев стал одним из лучших интерпретаторов как русской классики, так и современных ему авторов (А. Пушкина, Ф. Достоевского, Саши Черного). Не случайно и все свои крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев замысливал как книги.

Знакомство с театром, музыкой началось у Григорьева с раннего детства: все члены семьи играли на музыкальных инструментах, в доме ставились домашние спектакли. Удивительно ли, что художника привлекла и работа над театральными декорациями и сценическими костюмами. В частности, Григорьев оформил постановку спектакля-гротеска К. Гибшмана и П. Потёмкина «Black and white». На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (постановка не была осуществлена).

Художник разделил судьбу множества своих соотечественников, оказавшихся в эмиграции после Октябрьского переворота 1917 года. Он жил в Берлине, Париже, бывал в США, путешествовал по Латинской Америке, работал в Чили. Григорьев был известен, его работы охотно покупали коллекционеры и музеи. Потому его картины и рисунки оказались разбросанными по разным континентам и странам. Не все из них удалось получить на выставку Русского музея.

Мультимедийное сопровождение выставки напоминает о работе Григорьева «Персонажи комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”» (1933–1935), проданной в 2007 году на нью-йоркском аукционе Sotheby’s (с тех пор ее местонахождение неизвестно), а также о масштабном проекте «Лики мира», посвященном художником Лиге наций. В нем Григорьев собрал около тридцати персонажей, являющихся, по его мнению, отражением ХХ века. Ныне «Лики мира» находятся в Пражской национальной галерее.

За рубежом Григорьев имел славу «великого русского художника». Сам о себе он писал так: «Сейчас я первый мастер на свете. Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать». Однако в Советской России само изучение творчества художника–эмигранта долгое время не приветствовалось. Сегодня отношение к Григорьеву принципиально изменилось: картины художника стали постоянными участниками музейных экспозиций, были организованы выставки в 1989 в Пскове, в 2006 в KGallery (Петербург), изданы каталоги и книги, его творчеством занимаются многие исследователи.

И все же на родине ценители искусства знакомы с творчеством мастера пока еще недостаточно. Нынешняя экспозиция дает возможность увидеть новые грани творчества Бориса Григорьева, одного из ярких представителей русской культуры первой половины XX века. Многие произведения, представленные на выставке, показываются российским зрителям впервые.

Источник: пресс-релиз ГРМ

Фоторепортаж с вернисажа выставки, состоявшегося вчера, 21 апреля, смотрите на форуме AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110422_grigoriev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110422_grigoriev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».