1898–1957
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Tchelitchew
Живописец, график, сценограф.
Первоначальное художественное образование получил в монастырской иконописной мастерской. В 1918 переехал с семьей в Киев, где на протяжении двух лет (1918–1919) брал уроки у А. А. Экстер и А. И. Мильмана. Здесь же познакомился с такими молодыми художниками, как Н. А. Шифрин и А. Г. Тышлер; испытал влияние идей конструктивизма и кубизма. В 1919 по заказу театра К. А. Марджанашвили (Марджанова) выполнил эскизы костюмов и декораций для оперетты «Гейша» Сидни Джонса, в обработке Ивана Кариля (постановка не была осуществлена). В 1920 через Севастополь уехал в Константинополь. В 1920–1921 работал над рядом театральных постановок Б. А. Князева, а также над шестью спектаклями балетной труппы В. П. Зимина. В 1921 недолго жил в Софии, где для российско-болгарского издательства оформил книгу «Исход к востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». В августе того же года перебрался в Берлин, в котором в начале 1920-х существовала обширная колония русских художников: А. П. Архипенко, К. Л. Богуславская, И. А. Пуни, М. З. Шагал, С. И. Шаршун и так далее. Во время совместной выставки в галерее известного писателя и художественного критика Херварта Вальдена «Буря» познакомился с Архипенко и Пуни, в конце 1921 — с Эль Лисицким. В Берлине Челищев работал для кабаре «Синяя птица», Русского романтического театра, а также театра на Кёниггрэтцерштрассе. В 1922 работал над костюмами и декорациями к фильму «Пагода» для киностудии «Ольга Чехов Фильм». В 1923 создал оформление постановки оперы-балета «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова для Берлинской оперы. В большинстве работ для театра ощущается влияние уроков Экстер. В это же время Челищев, по-видимому, пришел к концепции органической реальности, где «каждый предмет сферичен, как и сама жизнь». Динамизм его эскизов, часто построенных на основе спиральной либо круговой схемы с яркими цветовыми пятнами, является одной из наиболее характерных черт его искусства.
В 1923 Челищев покинул Берлин и поселился в Париже, где работал художником-декоратором у С. П. Дягилева, оформив балет «Ода» (1928), поставленный на сцене театра Сары Бернар. В Париже художник увлекся астрологией и оккультизмом, начал писать картины в сюрреалистической манере. Он быстро снискал славу не только выдающегося театрального декоратора, но также живописца. Этому в немалой степени способствовал Осенний салон 1925: несколько экспонировавшихся там натюрмортов Челищева были куплены Гертрудой Стайн.
В 1926 Челищев познакомился с Кристианом Бераром и вошел в возглавляемое им объединение «неоромантиков». В 1936–1938 он создал картину «Явление» (Москва, ГТГ), а в 1940–1942 — «Прятки» (Нью-Йорк, Музей современного искусства). Эти полотна стали самыми известными его произведениями в живописи.
В 1930-х художник особенно много сотрудничал с Д. Баланчиным, оформил балеты «Скиталец» Ф. Шуберта (Театр Елисейских полей, 1933), «Волшебство» В.-А. Моцарта (Русский балет, Монте-Карло, 1936 и 1938), «Орфей» Х.-В. Глюка (Метрополитен-опера, Нью-Йорк, 1937), «Аполлон-Мусагет и балюстрада» И. Ф. Стравинского (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1940).
В начале Второй мировой войны Челищев переселился в Нью-Йорк. В 1949 вернулся в Европу и поселился во Фраскати, близ Рима, до конца своих дней продолжая работать в стиле сюрреализма.
Художник похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже (первоначально — на паперти православной обители во Фраскати).
Творческую биографию Челищева можно условно разделить на два этапа. Первый, до отъезда из Берлина, связан с интересом к кубизму и конструктивизму. Второй, после переселения в Париж, отличает близость мастерам-сюрреалистам. Кроме того, основной сферой деятельности мастера вплоть до 1923 была почти исключительно графика (станковая, книжная, театральная), живопись этого времени не имела большого успеха. Парижский и, особенно, нью-йоркский периоды, напротив, отличают многочисленные живописные опыты, которые столь же, сколь и работы для театра, служат выражением его творческих взглядов и художественной концепции.
Работы Челищева хранятся во многих музеях России, Европы и США — в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Музеях современного искусства в Нью-Йорке и Париже, Музее изящных искусств Сан-Франциско, Художественном музее Гарвардского университета, Национальной портретной галерее в Вашингтоне, галерее Тейт в Лондоне, а также во многих частных коллекциях.
Прижизненные персональные выставки художника состоялись в Лондоне (1928, галерея Клэридж; 1933, галерея Тус), Париже (1929, галерея Пьер; 1931, галерея Бальзак; 1954 и 1956, галерея Левого Берега), Брюсселе (1956, Дворец искусств), Риме (1956, галерея Обелиско), Нью-Йорке (1934, галерея Ж. Леви; 1937, Музей искусств Смит-колледжа; 1942, Музей современного искусства), Чикаго (1935 и 1938, Чикаго Арт-клуб), Буэнос-Айресе (1949, Музей современного искусства), Детройте (1951, Институт искусств). В 1960-х — 1970-х мемориальные выставки были устроены в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Кроме того, Челищев являлся экспонентом таких значительных выставок, как «Символический реализм в американской живописи. 1940–1950» (1950, Лондон, The Institute of Contemporary Arts), «Искусство 1940-х годов» (1992, Нью-Йорк, Музей современного искусства) и многих других.
Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе