Рынок русского искусства — 2018. Итоги
ARTinvestment.RU   19 декабря 2018

За год объем продаж русского искусства на аукционах во всем мире вырос на 10 % в долларовом исчислении. За это же время объем продаж изобразительного искусства на аукционах внутри России упал почти на 25 %

Если в 2017 году в России на аукционах наторговали живописью и графикой на $8,7 млн, то в 2018-м — всего на $6,6 млн. Итоговая цифра до конца года вырастет лишь незначительно.

Годовое падение на 25 % имеет очевидное объяснение: продолжение ухудшения экономической ситуации в стране, рост неуверенности и снижение реальных доходов у людей, традиционно покупавших искусство.

Средняя доля проданных лотов в этом году подросла с прежних 38 % до 47 %. Объясняется это прежде всего ростом популярности affordable art — сегмента доступного искусства, условно 20 000–60 000 рублей. В частности, на наших торгах доступного искусства (а мы провели аж четыре таких аукциона в 2018 году) доля уходов достигала 85 %. Такой формат сразу полюбился начинающим коллекционерам и покупателям со средним достатком.

Таблица 1. Показатели аукционного рынка русского искусства (ИЗО) до и после кризиса

Показатель / год 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Объем продаж на внутренних аукционах, млн долларов 21 14 4,6 7 8,7 6,6
Средняя доля проданных лотов на внутренних аукционах, % 39 41 35 44 38 47
Объем продаж русского искусства на мировых аукционах*, млн долларов 525 677 573 287 455 515
Средняя доля проданных русских лотов на мировых аукционах, % 52 48 48 52 47 52

* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Источник: artinvestment.ru

Вспомним, что было хорошего в уходящем году

Никто из заметных аукционов в 2018 году не покинул рынок. Все пережили. Никто не закрылся. Галереи тоже в массе своей выстояли. Кто-то лучше, кто-то хуже, но все справились. В 2017 году было хуже.

Это был еще один год формирования моды на посещение музеев. Пресловутая «Очередь на Серова» сменилась «Очередью на Куинджи», «Очередью на шедевры эпохи Эдо» и еще многими-многими очередями. В кассы на выставочные блокбастеры каждый день стоят длинные вереницы людей. В Интернете билеты на хиты класса «Архипа Куинджи» раскупались на несколько недель вперед. Мы, конечно, понимаем, что транслировать музейный интерес на рынок искусства — это лукавство. На практике сильно менее 1 % посетителей музеев и ярмарок являются реальными покупателями картин и рисунков. Остальные лишь смотрят. Но пусть хоть так. Для правильной атмосферы это важно: мода на искусство безусловно помогает рынку живописи.

Топ русских художников на аукционном рынке за год пополнился несколькими новыми цифрами. В 2018 году это было особенно сложно. И тем не менее. Новичков в рейтинге у нас за год четыре. «Супрематическая композиция» Малевича, купленная за $60 млн на Sotheby’s в 2008 году была перепродана на Christie’s за $85 млн. «Стоящая обнаженная» Николя де Сталя не только вошла в аукционный топ, но и стала образцовым примером удачных инвестиций в искусство. В 2013-м эту картину купили на ArtCurial за $6,13 млн, а через пять лет перепродали на Christie’s за $12,13 млн. Аукцион из этих денег вычел комиссию, сдатчик получил на руки заметно меньше, но все равно феноменальный успех. «Музыкантша» Тамары Лемпицки тоже росла в цене темпами просто на зависть. В 2002 году картину купили за $2,6 млн, а сейчас продали за $9 млн. Между этими событиями ее, к слову, успели украсть и найти. Ну и наконец, четвертый новичок рейтинга — «Игра в жмурки» Константина Маковского. На ноябрьской «русской неделе» ее неожиданно продали на Sotheby’s за $5,5 млн, почти вдвое дороже оценки специалистов аукционного дома. В высшем ценовом сегменте, за границей, в психологическом комфорте и подальше от лишних глаз все продается хорошо. Как по учебнику.

Что было плохого

2018-й для национального арт-рынка стал уже пятым подряд годом упущенных возможностей. Со стороны правительства, министерства экономического развития и органов власти никто ничем снова не помог ни русским художникам, ни галереям, ни аукционам развивать экспортные возможности. За этот год все могли больше продавать за границу — туда, где есть нереализованный спрос на русское искусство: в Китай, в Западную и Восточную Европу. Но нет. Заинтересованные покупатели в ужасе отказываются от покупок, узнав, через что им предстоит пройти для оформления бумаг для вроде бы разрешенных к вывозу картин и рисунков. Формально вывезти можно, но барьеры такие, что как бизнес продажи на экспорт невозможны.

Но, как теперь оказалось, экспортные ограничения — это еще полбеды. В 2018 году чиновники не сидели без дела: придумали новые барьеры и дополнительные поборы для легальной арт-индустрии. Главная новость года для продавцов искусства — это угроза УПРАВИСа, организации, которой было поручено собирать 5 % с перепродаж в пользу художников по праву следования. Сказано — сделано. Осенью сразу несколько ведущих аукционных домов получили прокурорские проверки по заявлению УПРАВИСа с требованием предоставить данные о своих продажах. Большинство аукционов справедливо усмотрело в этих требованиях угрозу для конфиденциальности своей клиентской базы, что составляет основу бизнеса. Доводы специалистов, понимающих как устроен арт-рынок, своевременно услышаны не были. В итоги поиски компромисса начались, когда уже постановление № 285 (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 (ред. от 28.08.2018) «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений») вступило в действие. Последствия не заставили себя ждать: вместо продажи искусства руководители аукционов львиную долю времени стали проводить в консультациях по УПРАВИСу.

В 2018-м году Москва потеряла самую большую, важную и доступную выставочную площадку для художников и место с хорошей проходимостью для галерей. Что бы там ни говорили, но альтернативы ЦДХ нет и вряд ли будет. Вроде бы ярмарки Non-fiction, «АРХ-Москва», RA&AF переедут в центральный выставочный зал «Манеж». Антикварный салон — вроде бы в Гостиный двор. А художникам, по большому счету, переезжать некуда. Выставочные залы найти можно. Но такого, где недорого можно самому устроить выставку, да в центре, да получив посетителей и покупателей самотеком, — такой площадки больше нет. С галереями тоже пока выходит не очень. Когда стало известно, что к концу марта ЦДХ закрывается и галереи-арендаторы должны съехать, то объявили, что их ждут в Гостином дворе. Варианту многие обрадовались: дескать, городские власти создают новый арт-кластер, поближе к Кремлю. И даже арендные условия собирались улучшить — чтобы галереям платить было даже меньше, чем в ЦДХ. Естественно, новость была воспринята с воодушевлением. Но через два месяца что-то пошло не так. Гостиный двор, по словам чиновников, пока не готов. Поэтому переезжать предлагается в комплекс в районе Павелецкой. По отзывам, там небольшие площади и низкие потолки. В общем, не только художникам стало негде выставляться, но и галереям придется непросто. А на месте потрепанных временем и любимых многими залов ЦДХ через несколько лет будет развернут масштабный архитектурный проект Колхаса, с лекторием, библиотекой и рестораном с панорамным видом на Парк Горького.

Наконец, 2018-й стал не только тяжелым с точки зрения экономики, но и абсолютно трагическим по людским утратам. В 2018 году ушли из жизни Владимир Янкилевский, Оскар Рабин, Вячеслав Колейчук, Леонид Соков, Николай Силис, Борис Бич, Андрей Крисанов, Владимир Яшке и еще целый ряд художников…

Что можно ждать от наступающего 2019-го национальному рынку искусства? Этот рынок никогда не был сам по себе, он не может жить в изоляции и слишком зависит от успехов других отраслей — добывающей, строительной и пр. Он расцветает, когда у широкой группы людей есть не только высокий устойчивый доход, но и вера в перспективы. Искусство покупают на ожидании, что дальше все будет всё лучше и лучше. Для оживления нам нужно повышение экономической активности, существенный рост благосостояния высшего среднего класса, объективное (а не притворное) общее улучшение ожиданий и общественных настроений. И это только минимум.

Насколько вы верите в правдоподобность этого сценария и возможность его реализации в будущем году? Или в течение трех лет? Или десяти?

К гадалке не ходи, в 2019 году проще в системе искусства не станет. Мы наблюдаем, что государство, вопреки природе ситуации, наращивает негативное регулирующее воздействие и давление на арт-бизнес. Сначала неуклюже ввело сбор 5 %, сделав хуже не только продавцам, но и самим художникам. Теперь и вовсе ходят разговоры об идее возврата к лицензированию антикварной деятельности. И я бы уже не стал зарекаться. Увы, наступающий год будет посвящен решению уже известных искусственно созданных проблем. Арт-бизнес будет перестраиваться, подстраиваться под новые обстоятельства, и все в ущерб своему главному делу — торговле искусством.

Но жизнь в итоге возьмет своё. Теоретически и при наличии политической воли все может сдвинуться с мертвой точки быстрее, чем мы думаем. Ясно, что «добра снаружи» (той же отмены санкций) в обозримом будущем ждать бессмысленно. И самый очевидный ответ на санкции (которого и ждали) — это «добро изнутри». Многие рассчитывали, что государство придумает ответ на внешний прессинг принятием новой экономической политики. Вместо затягивания гаек и выцеливания несчастных самозанятых, наоборот, дать больше свободы малому и среднему бизнесу, убрать избыточное регулирование, может даже ввести налоговые каникулы. А можно пойти и дальше — придумать, как сформировать доверие бизнеса к судебной системе. Начать, скажем, с Москвы, сделать пилотный проект, чтобы в столичные суды приезжали предприниматели со всей России и были уверены, что добьются правды. Процесс не быстрый, но хоть впереди появится столь необходимая перспектива, от ощущения которой люди снова начинают покупать искусство.

Вот, пожалуй, на этом и всё про итоги-2018. И напоследок традиционно вспомним рекорды уходящего года. Для поднятия настроения. Да и вообще, чтобы не забывать о красоте и о важных смыслах даже в эти непростые времена экономической несуразицы.

Таблица 2. Топ-10 самых дорогих картин русских художников на мировых аукционах в 2018 году

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Малевич, Казимир Северинович85 812 496Супрематическая композиция
2Ротко, Марк35 712 500Без названия (Ржавчина, черное на сливовом)
3Кандинский, Василий Васильевич24 233 800Импровизация с цветом красного дерева
4Сталь, Николя де12 125 000Стоящая обнаженная
5Шагал, Марк Захарович7 062 500Синяя деревня
6Явленский, Алексей Георгиевич6 000 000Синяя шапка
7Маковский, Константин Егорович5 459 575Игра в жмурки
8Лемпицка, Тамара де5 375 000Женщина с голубем
9Пиросмани, Нико2 839 682Грузинка, примеряющая лечаки
10Кончаловский, Пётр Петрович2 081 019Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский

* Рейтинг составляется по правилу «один художник — одна картина», чтобы топ не состоял из нескольких картин одного автора.

Источник: artinvestment.ru

Таблица 3. Топ-10 самых дорогих работ шестидесятников на мировых аукционах в 2018 году

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Целков, Олег Николаевич249 619Групповой портрет с арбузом
2Кабаков, Илья Иосифович233 668В парке, 1972
3Шварцман, Михаил Матвеевич111 195Вечер
4Ситников, Василий Яковлевич100 043Монастырь
5Соков, Леонид Петрович92 111Ленин и Джакометти
6Орлов, Борис Константинович81 669Имперский тотем
7Вейсберг, Владимир Григорьевич80 388Натюрморт с одиннадцатью цилиндрами
8Янкилевский, Владимир Борисович74 130Из цикла «Женщина у моря»
9Пивоваров, Виктор64 246Малевич в снегу
10Овчинников, Владимир Афанасьевич58 616Казанский собор

Источник: artinvestment.ru

Таблица 4. Топ-10 самых дорогих работ актуального искусства

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Круглянская, Элла100 000Девушка жарким днем
2Гурьянов, Георгий Константинович98 840Летчик
3Виноградов А.А.| Дубосарский В.Е. 86 485Наташа
4Кошляков, Валерий Николаевич60 924Готика II
5Новиков, Тимур Петрович49 001Маки
6Цой, Виктор Робертович36 168Без названия
7Пепперштейн, Павел 32 668Без названия (Веселые картинки)
8Голосий, Олег Николаевич32 668Стрелок из лука
9Новиков Тимур | Котельников Олег24 710Ленинград – Стокгольм
10Звездочётов, Константин Викторович23 334Чёрный кот, белая ворона

Источник: artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2018.html
https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2018.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх