Как сбылись прогнозы AI по «русским торгам» в ноябре 2018 года
ARTinvestment.RU   06 декабря 2018

Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI

Все закончилось еще в прошлую пятницу. И пока я замешкался с отчетом, полетели победные реляции: «в восторге от результатов», «рынок русского искусства очень сильный», «рынок уверенно растет» и т.д.

Ладно, значит, можно не торопиться. Хотя и досадно было проспать столь резкие и неожиданные перемены к лучшему.

Главным хитами и информационным поводом для новостей о прошедших торгах стали две картины. Первая — «Грузинка, примеряющая лечаки» Нико Пиросмани, проданная в три раза выше эстимейта, за $2 854 000. Bторая — «Игра в жмурки» Константина Маковского, купленная в полтора раза дороже эстимейта, за $5 470 000. Обе — на «Сотбисе». Результат Маковского силен настолько, что вызвал движение в рейтинге русских художников. Да и Пиросмани тоже чуть было не побил свой собственный рекорд. Такие результаты невозможно было предсказать (я и не угадал), как и невозможно прочесть мысли тех, кто горит желанием перебить ставки во что бы то ни стало. Обе работы хорошие. Лучшие из всех, что были на торгах. Переплатить за них не так уж страшно. Новым владельцам — искренние поздравления.

На торгах были замечены и другие интересные прорывы. Например, хорошо отторговался агитационный фарфор (порой с многократным превышением эстимейтов). Ряд работ шестидесятников с историей ушел заметно дороже предварительных экспертных оценок. Хорошо продались антикварные книги — первые прижизненные издания русских классиков и книги русского авангарда. Самой дорогой книгой на этот раз стала «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя: $224 000. Так что вы не думайте, что мы эти приятные новости не замечаем и не радуемся.

Увы, несмотря на отдельные успехи, все же преждевременно делать вывод, что рынок русского искусства резво набирает обороты. Потому что кроме этих эффектных рекордов есть и другие бросающиеся в глаза обстоятельства:

1. «Кристис» в прошлом ноябре продал на русских торгах примерно 74 % стринга живописи и графики, а в этом году — примерно 50 %. У «Сотбиса» лучше, но тоже падение: в прошлом году он продал примерно 78 % каталога изобразительного искусства, а в этом году — около 65 %. Для любого московского аукциона это был бы хороший результат, но Лондон давно приучил нас ждать большего.

2. В этот раз многие ликвидные вещи крепкого качества (не редкие авторы, а именно часто продающиеся) были предложены лондонскими аукционами по более низким, практически московским ценам. И примерно по московским же ценам и ушли. Может быть, иногда на 15–20 % дороже, что является вполне разумной наценкой за «сотбисовский» провенанс

О чем это может свидетельствовать? С каждым годом рынок русского искусства становится все более и более прагматичным, зрелым. Случайных богатых людей, по незнанию разбрасывающихся деньгами, на нем становится все меньше. И это, скорее, к лучшему. Плохо, что предложение сужается, а класс лотов снижается. Но даже сейчас ситуация остается вполне рабочей, активность до критических отметок не падает. Это тоже неплохо. При этом, конечно, никакого общего подъема и оптимизма я по цифрам не вижу. Да и с чего бы?

Вот примерно из-за таких «хмурых» оценок я со своими коллегами периодически слышу упреки от антикваров, дилеров и других разбирающихся людей. Их-то уж точно не упрекнуть в увлечении розовыми очками. Но все равно спрашивают с подвохом: «Зачем вы пишите критически? Все, кому надо, и так понимает ситуацию. Нужно ли наводить тоску цифрами статистики? Не лучше ли вам писать с оптимизмом: про рекорды, про рост, превышение эстимейтов, про все хорошее. Такое настроение передастся остальным и окажет столь нужную поддержку русскому рынку». Что ж, такая точка зрения тоже имеет право на существование. Но только тогда уж определитесь: у нас или «хорошо» или нужно «оказать поддержку»? Если кому-то помогают мистические заклинания о всеобщих успехах, то почему же у нас с вами в каждой комнате не висит включенный телевизор? Тут ведь, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. И чудес ждать неоткуда, боевых шаманов для защиты рынка русского искусства никто не пришлет.

Да и не факт, что справятся. В нашем непроходимом лесу завелись такие «фантастические твари», что никаким шаманам не снились. Изобретательные, коварные, умеющие сварить правильное зелье, готовые уморить все, к чему ни прикоснутся. И никакого подобия Лондона с его деловой прозрачностью и свободным экспортом культуры им здесь не нужно. Могут притворяться, говорить красивые слова о цивилизованных правилах и важности улучшения делового климата. Но в нужный момент все равно не позволят Москве поднять голову в торговле даже русским искусством (где по идее есть естественное конкурентное преимущество). Верить в их сказки не нужно: скажут одно, а потом создадут такие условия, что продавать и покупать в стране пропадает всякое желание. Вот что я думаю обо всем этом «с оптимизмом». Уж извините, коли что не так.

Ну, а теперь перейдем к итоговым цифрам. Ниже, в подписях к картинкам, приведено сравнение итогов с нашими прогнозами. А еще в конце добавлены отдельные результаты книжных торгов по лотам, о которых нам в своем обзоре до этого рассказывал антиквар Анатолий Иванович Боровков.

26 ноября 2018 года. Christie’s. Important Russian Art

27 ноября 2018. Sotheby's. Russian Pictures

28 ноября 2018 года. Christie’s. Russian Literary First Editions & Manuscripts: Highlights from the R. Eden Martin Collection

Что еще почитать по теме на AI:

Лондонские «русские торги» в ноябре 2018 года. Прогнозы ARTinvestment.RU;
Анатолий Боровков о русских книгах на аукционе в Лондоне 28 ноября 2018 года.



  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
  • 04.12.2018 Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5 Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
  • 28.11.2018 Левитан из Русского музея в Самаре На выставке «Исаак Левитан и современники» в Самарском художественном музее представлены работы И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, К. А. Коровина, В. А. Серова и др.
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх