Art Investment

Анатолий Боровков о русских книгах на аукционе в Лондоне 28 ноября 2018 года

В рамках русской недели 28 ноября на аукционе «Кристис» пройдут торги «Русские первые издания и рукописи. Лучшее из коллекции Р. Иден Мартен». Каталог комментирует известный книжник и антиквар Анатолий Иванович Боровков

Каталог аукциона Russian Literary First Editions & Manuscripts: Highlights from the R. Eden Martin Collection состоит из 228 лотов, включающих в себя книги от Пушкина до Пастернака, а также автографы поэтов Серебряного века. Пожалуй, за последние пять лет не было таких полноценных, чисто русских торгов книгами за рубежом. Русские книги периодически встречались на международных аукционах книг, проводимых «Сотбис» и «Кристис» два раза в год, где их доля не превышала 2–5 % от общего количества лотов. Этот же аукцион полностью состоит из русских, в большинстве своем ценных изданий.

На что я прежде всего обратил бы внимание?

Первое — хорошая подборка первых прижизненных изданий Пушкина, в которой я бы особо выделил «Стихотворения» 1826 года (лот 15, эстимейт $50 000–59 000). Это первые издания стихов Пушкина, которые были разбросаны в различных альманахах и впервые собраны воедино с большими добавками никогда не публиковавшихся ранее. Еще при жизни поэта это издание стало редкостью. Об этом писал известнейший коллекционер Смирнов-Сокольский в своем исследовании о прижизненных изданиях Пушкина, говоря о большой редкости этого издания, дороже которого он считал лишь первое издание «Евгения Онегина» в главах. На второе место я бы поставил первую книгу Пушкина «Руслан и Людмила» 1820 года (лот 8, также с эстимейтом $50 000–59 000). Книга безусловно ценная и редкая, зачитана современниками Пушкина. Но у этого экземпляра есть недостаток: отсутствует знаменитая гравюра М. Иванова с изображением героев этого произведения. Самым известным Пушкинским произведением для зарубежной публики является трагедия «Борис Годунов». По ней была поставлена одноименная опера М. П. Мусоргского. Поэтому первое и единственное прижизненное издание «Борис Годунов» 1831 года оценено очень высоко (лот 21, эстимейт $52 000–65 000). Обращает на себя внимание и книга прозы Пушкина, первое издание «Повестей Белкина», оцененная, на мой взгляд, высоковато: $26 000–39 000 (лот 20). Но экземпляр хорош, поскольку сохранена издательская обложка, что очень редко бывает на прижизненных книгах Пушкина, дошедших до наших дней.

Далее в каталоге следует серия прижизненных изданий Н. В. Гоголя, среди которых по цене выделяется первое издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» 1831 года, выставленное с эстимейтом в $65 000–91 000 (лот 34). Удивляет высокая оценка первых прижизненных изданий И. А. Гончарова. Так, «Обыкновенная история» (лот 39) оценена в $10 000–13 000, а «Обломов» (лот 40) оценен в $9 000–11 000. С высокими ценами представлены первые издания Ф. М. Достоевского, чей 200-летний юбилей не за горами. Это и первая журнальная публикация «Преступления и наказания» с эстимейтом в $10 000–13 000 (лот 62), и это же произведение отдельной книгой оценено в $19 000–26 000 (лот 63). Первое издание когда-то запрещенных в СССР «Бесов» 1873 г. (лот 64) оценено в $15 000–23 000, хотя в Москве это издание вполне можно приобрести и за половину этой цены. Первое же издание «Идиота» 1874 года (лот 65) оценено в $20 000–26000. Очень высоко оценен комплект «Дневников писателя», с его антисемитским уклоном (лот 67, $10 000–13 000), который можно собрать в Москве намного дешевле. Самое известное на Западе издание, которое изучают в некоторых странах в школе, последняя книга Достоевского «Братья Карамазовы» в красивых переплетах оценена дороже всего — в $28 000–39 000 (лот 68). В Москве, неплохой экземпляр можно было до недавнего времени приобрести дешевле $15 000. Здесь хочу сделать отступление от описываемого аукциона и сообщить, что 20 ноября этого года на аукционе «Редкие издания и рукописи», проведенном «Кристис» в Париже, экземпляр первого издания Достоевского «Униженные и оскорбленные» с дарственной надписью автора был продан за 81 250 евро (лот 81)!!!

Вернемся к нашему аукциону. Л. Н. Толстой представлен первым изданием «Войны и мира» с оценкой в $15 000–23 000 (лот 76). Первое издание «Анны Карениной» оценено в $19 000–26 000 (лот 77). В России его еще пока можно было приобрести в районе $7 000 в зависимости от состояния экземпляра. Крайне высоко оценено произведение Толстого «Тысяча восемьсот пятый год», которое позже было дополнено и стало основой «Войны и мира». Его эстимейт $19 000–26 000 (лот 75), хотя мне это издание попадалось дважды за смехотворные $1 500–2 000. Надо было думать наперед, как и многим сегодняшним собирателям. Продается на этом аукционе и автограф Льва Николаевича на книге «Круг чтения» с оценкой в $15 000–25 000 (лот 88).

Еще один русский классик, А. П. Чехов на этом аукционе представлен книгами с небольшими эстимейтами. Например, первая отдельная книга Чехова «Сказки Мельпомены» (лот 89) скромно оценена в $5 000–7 000. Первое издание известной во всем мире пьесы «Три сестры» (лот 97), к сожалению без знаменитой обложки с изображением этих сестер, тоже неплохо оценено в $5 000–7 000. Вызывает уважение отношение Запада к пьесам Чехова, что мы видим в оценке первой публикации пьесы «Чайка» в журнале «Русская мысль» 1896 года (лот 96): $3 000–4 500. Тут я вспоминаю, как недавно по смехотворным ценам на московских аукционах была представлена большая коллекция первых публикаций малых произведений Чехова, но так и не нашла своих покупателей.

Теперь хочу рассказать о моей любимой теме русского авангарда, представленного на данном аукционе. Это прежде всего футуристические издания, вышедшие до октябрьского переворота 1917 года. К сожалению, данный аукцион не блещет шедеврами этого направления. Почти все представленные издания часто встречаются на западных и иногда на российских аукционах: книги российского авангарда вывозились из России много лет и продавались нелегально за рубежом, поэтому их сегодня намного больше за границей, чем в России. Цены на них постоянно растут. На данном аукционе лично меня заинтересовала практически только одна книга, которую я даже включил в свой список дезидерат русского авангарда. Это «Садок судей» 1910 года (лот 134), напечатанный на обоях тиражом 300 экземпляров.

Недостатком представленного на аукционе экземпляра является то, что он переплетен, и я не уверен, что в переплете сохранились издательские обложки с наклейкой. Достоинством этого экземпляра является дарственная надпись Александра Городецкого (псевдоним Гей), отнесенная к Надежде Добычиной, которая неоднократно в своем «Бюро» проводила выставки художников русского авангарда. На мой взгляд, аукционная оценка скромна $4 000–5 000, а это памятник русского авангарда. Интересен сборник футуристов «Затычка», поскольку он отпечатан на голубой бумаге, а гораздо чаще встречаются экземпляры на красной (лот 137, эстимейт $2000–2500). Завышена цена на стеклографированную книгу А. Крученых «Ирониада» (лот 167, $2 800–4000). Если это из-за автографа Кручёных, то они не редки, а обычный экземпляр этого издания стоит $1000.

Впечатляют оценки автографов поэтов серебряного века Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака. Отмечу автограф О. Э. Мандельштама на его первой книге «Камень» 1913 года (лот 171) с оценкой $78 000– 17 000! Лет 17 назад я видел подобный автограф на книжной ярмарке в Берлине с тогдашней оценкой в $12 000. Вот это правильное вложение в книги. Не зря один уважаемый их собиратель называет книги «денежноемким» материалом. И правда, места занимают меньше картин, а по стоимости им порой не уступают. Хорош «Примус» Мандельштама с реальной оценкой в $10 000–15 000 (лот 176). Он мне кажется даже недооцененным. Детские книги Мандельштама и Маяковского зачитаны до дыр и практически не сохранились, тем более Мандельштам был признан «врагом народа», поэтому держать у себя его книги было как минимум опасно и от них избавлялись. Кстати, редка и первая книга тогда еще неизвестного Владимира Маяковского «Я» 1913 года (лот 179). Она не попадается в хорошем виде, да и тираж ее был лишь 300 экземпляров. Оценка нормальная: $10 000–15 000.

Дороже, на мой взгляд, должны стоить два полностью литографированных сборника А. Кручёных «Взорваль» (лот 157, $3 700–4 500) и «Возропщем» (лот 159, $2000–2 600). В этих изданиях присутствуют автолитографии К. Малевича. А он для «чужих» изданий и до своего супрематизма сделал всего 9 литографий в стиле кубофутуризма, которые по отдельности пока продаются в районе $3 000 и выставляются в различных музеях мира.

Но одно дело оценивать теоретически, а другое дело реальный торг. Новую цену этих редких книг узнаем через 2 дня, когда пройдут торги. Информация с зарубежных торгов повлияет на цены и на внутреннем книжном рынке России.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20181126_christies_russian_books_sale.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20181126_christies_russian_books_sale.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».