The Russian art market — 2017. The results
ARTinvestment.RU   21 december 2017

The turnover of the auction market for Russian art in Russia and abroad, the indicators of consumer activity, trends, achievements and failures of the year, as well as the arguments on the subject, where are we even moving?

the status of the Russian art market in 2017

I'll tell you that the statistics below generally confirm our subjective impression: 2017 was for the Russian art market a year of recovery from the crisis. The personal economic situation of the majority of the old buyers of Russian art has not improved. At least not better enough to return to active acquisitions. And even the influx of new collectors (and they appear) could not compensate for the General decline in consumer activity.

on the other hand, much worse too. It was about the same as last year. And figures, and trends. The volume of sales at auction in Russia (painting, drawing, sculpture — segment OUT) in 2017 rose by almost a third compared with the year 2016 and almost $9 million.

On the Russian auction market (and the experience of our AI Auction did not contradict) in the segment FROM increased demand for-прежнему use of the sixties and seventies ("the Committee"). Interest and quality classics in a range of up to 400 000 rubles. The most active people are in the price range of up to 100 000 rubles. Well, the upper border of the Kingdom emotional purchases ("like — bought") is an amount of 30 000 rubles.

table 1. Indicators of auction of Russian art market (ARTS) before and after the crisis

Indicator / year 2013 2014 2015 2016 2017
Sales volume at domestic auctions, million dollars 21 14 4,6 7 8,7
Average share of lots sold at domestic auctions,% 39 41 35 44 38
The volume of sales of Russian art at world auctions *, million dollars 525 677 573 287 455
Average share of Russian lots sold at world auctions,% 52 48 48 52 47

* the global turnover of Russian art, we include the results of the auction deals with the works of all artists orbit Russian art, who were born or have long lived and worked in the territory of the Russian Empire / USSR / Russia, including Mark Rothko, Chaim Soutine, Marc Chagall and Wassily Kandinsky. Source: artinvestment.ru.

the Most expensive paintings in 2017

table 2. Top-10 most expensive paintings of Russian artists at international auctions in 2017

PlaceArtistPriceWork`s name
1Kandinsky, Vasily Vasilievich41 828 688 USDBild mit Weissen Linien (Painting with white lines)
2Rothko, Mark32 375 000 USDSaffron
3Chagall, Marc28 453 000 USDLes amoureux
4Malevich, Kazimir Severinovich21 162 500 USDSuprematist Composition with Plane in Projection
5Feshin, Nikolay Ivanovich4 874 682 USDPortrait of Nadezhda Sapozhnikova
6Jawlensky, Alexey Georgievich4 086 385 USDInfantin, Spanierin (Spanish Infanta)
7Deineka, Alexandr Alexandrovich3 820 123 USDHeroes of the First Five-Year Plan
8Goncharova, Nataliya Sergeevna3 208 455 USDStill life with teapot and oranges
9Lempicka, Tamara de3 012 500 USDPortrait de Kizette
10Staël, Nicolas2 295 000 USDLe phare (Antibes)

* the Rating is made according to the rule of "one artist — one painting" to the top consisted of several paintings by the same author.

Source: artinvestment.ru

the Most expensive Russian work 2017 in the press immediately nicknamed "Kandinsky in the Tretyakov gallery". It is known that this painting in 1919, bought the Museum of painterly culture in Volkhonka. After 1920, the painting was moved to the Tretyakov gallery. Around 1974 it-то manner acquired (purchased or traded) by the German collector Wilhelm hack. The magazine "der Spiegel" shared assumption that the hack is suggested the authorities of the USSR Lenin's letter, and a valuable canvas Kandinsky was part of the deal. Anyway, but in 2017, "Painting with white lines" set an auction record for the work of Kandinsky and updated top Russian artists.

unlike the native of the Russian Empire, Mark Rothko. For him, $ 32 million not a personal record. But in 2017happened just like that. Luxurious, two meters, pulsating with color picture of "the Saffron" is a particularly valuable period and can become a decoration of any Museum.

"Lovers" by Marc Chagall — is one of the most beautiful works of the artist that when-либо exhibited at the auction. So nobody was surprised when, from-за it had not only to govern personal record (which was held in 1990), but also to rewrite the auction rating for Russian art as a whole. It is possible that "Valentine" bought a Russian collector. There is no exact information, but in the final, was traded to buyers from Russia and Asia.

Selling the paintings of Malevich Suprematist — is always an event. On the market his paintings — rare piece goods. In 2017 had the chance. And it may happen that the next such case the collectors have to wait years and even decades. "Suprematist composition with plane in projection" comes from the legendary collection of Nikolai Hardzhieva. It's possible she participated in a landmark avant-garde "0.10" in 1915. The picture was exhibited many times — in the museums of the Guggenheim, Tate Modern, etc. And in terms of provenance it matters not — hence the price.

That unites all these millions records? First, they were established for Russian artists not national but international importance. That is, for those hunted by collectors all over the world, not just ours. And second: all these records were set not in Russia. In the internal auction market the most expensive bid for painting in 2017 amounted to almost $290 000. As we say, feel the difference.

table 3. Top-10 of the most expensive works of the sixties at international auctions in 2017

PlaceArtistPriceWork`s name
1Bulatov, Erik Vladimirovich517 055 USDHappy New Year
2Yankilevsky, Vladimir Borisovich289 900 USDАдам и Ева (Триптих №5)
3Kabakov, Iliya Iosifovich277 738 USDFlying 12
4Veisberg, Vladimir Grirorievich169 431 USDStill life with cubes and cylinders
5Tselkov, Oleg Nikolaevich166 500 USDFour-headed woman and two men
6Bruskin, Grisha150 210 USDMoonlight
7Vasiliev, Oleg Vladimirovich100 140 USDView of the Statue of Liberty on a Foggy Night
8Orlov, Boris Konstantinovich98 566 USDВоинство земное и воинство небесное
9Sitnikov, Vasily Yakovlevich91 575 USDKremlin under the snow
10Purygin, Leonid Anatolievich86 970 USDРождение Венеры

Source: artinvestment.ru

table 4. Top-10 of the most expensive works of contemporary art

PlaceArtistPriceWork`s name
1Guriyanov, Georgy Konstantinovich61 529 USDШтурвал
2Dubosarsky V.E. | Vinogradov A.A.32 795 USDЛето (Диптих)
3Peppershtein, Pavel Viktorovich32 795 USDThe Dying Gangster
4Novikov, Timur Petrovich29 036 USDOdysseus journey
5Logutov, Vladimir23 192 USDБез названия
6Zakharov, Vadim Arisovich22 991 USDSans titre
7Tsoy, Viktor Robertovich21 255 USDУбийство
8Zigura, Egor20 000 USDColossus that awakens
9Savchenkov, Inal19 713 USDНочной охотник
10Deyak, Mikhail Mikhailovich18 531 USDWater

Source: artinvestment.ru

Events in 2017 with a plus sign

1. 22 March 2017 was approved by the national standard "Examination of works of art. Paintings and drawings. General requirements" (GOST R 57424-2017). it was first recorded demands on the expert opinion and specify the dataset that you want to make some changes. The standard is not mandatory for application. Who wants — can issue opinions on its form. But who wants to paper of course, knows what to appeal. An important feature of the "standard for examination of art" was the obligation of the contractor in writing inform the customer about the presence or absence of the contract professional liability insurance expert who will carry out the examination of the object. It is expected that in the future it will be an incentive to insure the work of the experts.

2. All major market participants have experienced this year. Plus there are new auctions and other forms of organization trade. If in the past year and even before the auctions were closed or suspended the operation until better times, but this year, on the contrary, there were new players — e.g., "auction No. 1", "auction house Egorov". Fair format continues to try "Gathering collectors". That is, in the market there are new centers of art-жизни that exactly once with a plus sign.

3. The outgoing year showed a persistently high level of interest in exhibitions of art. The crowd was Rafael in Pushkin, on the "Thaw" in the state Tretyakov gallery and other blockbusters. The authorities have not yet published data on attendance in 2017-м year, but would not be surprised if the record of last year (123 million visitors) will be broken. Alas, this interest in the community to museums and exhibitions has a high correlation with the activity of people in the Russian art market: "Love the art — is not to want to buy it". However, there is hope that one day the quantity turns into quality and part of a new generation of viewers converted to customers.

Events in 2017 with a minus sign

1. In 2017, the state Duma twice missed the opportunity to simplify our national art-бизнесу trade particuarly art. In the past year again failed to amend the law 1993 "On the export and import of cultural values". the amendments developed by the deputies Andrei Makarov and Olga Kazakova, were designed to simplify cross-border transactions with works of art under 50 years of age. In particular, there was a chance to address the current insanity with obtaining an export permit for the works of contemporary artists. Which are already pretty thin in terms of oppressed art-рынка. Most of the existing restrictions — legacy of the times we shall not sell, and squander the national cultural heritage. As it turned out, people far from art-рынка still good are the stories about some greedy investor (and probably even Americans) who bought up cheaply by Russian artists and will take out abroad. The explanation that all is not so long ago, officials and deputies do not apply. Or act, but it is easier to live on templates. If everything is banned —so, well done, patriot. None of the companions do not blame. And if you think about the benefit of artists and the business — means liberal, lobbyist, and probably altogether corrupt. Okay. To sum up. In 2016, the legislation actually prohibitive for the export of works of art, has not improved. Foreign buyers on the-прежнему quickly lose interest to the Russian paintings as soon as you know about the procedure of removal. Associated with these economic losses of Russian artists, galleries and auctions, the government do not care. In the end, ahead of — at least another year of missed export opportunities. And who would of thought.

2. In December 2017 was officially announced that the premises the CHA will be transferred to the Tretyakov gallery. The consequences of the court decision on liquidation of the International Confederation of unions of artists, the successor of the Union of artists of the USSR. It took place in September 2016. While it was hoped that the liquidation process will drag on for years and yet the fact that the building will give it the New Tretyakov gallery. But in December, there were signals that the situation will evolve more rapidly: the Minister of culture Vladimir Medinsky reported in the Duma, CHA, "which were illegally privatized", depart Tretyakov Gallery, and the complex on the Crimean Shaft, 10, will be the largest exhibition facility in the country. For the Russian art market that will be enormous negative consequences. Artists will lose their budget exhibition area with the "gravity" of visitors, the gallery-арендаторы — customer-friendly shopping locations, and all of us together — Antique Salon, which was held in the Central house of artists for over 20 years. A full-fledged alternative to this site is not yet proposed. Yes, most likely, will not.

3. At the end of 2017 adopted the law that share data on sold works organization representing the interests of the artist, for payment of compensation to him (about 5 % of the value of resold paintings). It's called the Federal law of December 5, 2017. No. 381-ФЗ "On amendments to article 1293 part four of the Civil code of the Russian Federation". It requires that copies of accounting documents, as well as, apparently, disclosure of information about sellers in the interests of an outside organization for management of rights on a collective basis. Because clients — is a key value art-бизнеса (and any business in General), no one in their right mind does not want to do. That is, except the additional financial burden on business (and therefore, the buyers of art), work in the conditions of the new law will require from galleries, auctions and SP a significant restructuring of the current business-процессов to fulfill № 381-ФЗ, but not to be in conflict with the law № 152-ФЗ "On personal data". New costs (administrative, legal, clerical, etc.) mean that the transaction for the sale of art will once again be expensive and confusing. Consequently, buy art will be even less than now.

What happens to the circle? If all goes as planned by the authorities (state Duma, the Ministry of culture and other agencies who are familiar with the situation in the country), then next year's art-бизнесу have to work in more difficult conditions — without promoted fairs inthe usual CHA, without foreign markets, and even with the new risks in business-процессах from-за legal uncertainty around payments on copyright (the right route). Everything was done on purpose: to "traders" think not on the blockchain and no plans on digital economy, but only about how to survive and adapt to the changing rules of the game. Why did the government want to complicate the lives of the members of the national art market —, I do not understand. Say, about money and talking about the next "trough"? What can I say, not discussed. That's only on the potential consequences of all this is more like sabotage and economic sabotage. Well, what money can be collected at the devastation? However who-то (let's call them so) hard to the expiring 2017-й we are not regarded as a year of missed opportunities, and just remembering how the last relatively quiet. Okay, now to escalate. Wait — will see. In the end, where we did not disappear.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 24

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Рынок русского искусства — 2017. Итоги и статистика
ARTinvestment.RU   21 декабря 2017

Обороты аукционного рынка русского искусства в России и за рубежом, показатели покупательской активности, основные тенденции, достижения и провалы уходящего года. Куда мы движемся?

Состояние русского рынка искусства в 2017 году

Забегая вперед, скажу, что цифры статистики, приводимые ниже, в целом подтверждают наше субъективное ощущение: 2017 год точно не стал для рынка русского искусства годом выхода из кризиса. Личная экономическая ситуация у большинства старых покупателей русского искусства не улучшилась. По крайней мере не стала лучше настолько, чтобы они вернулись к активным приобретениям. И даже приток новых коллекционеров (а они появляются) не смог компенсировать общего падения покупательской активности.

С другой стороны, сильно хуже тоже не стало. Все было примерно так же, как в прошлом году. И по цифрам, и по тенденциям. Объем продаж на аукционах внутри России (живопись, графика, скульптура — сегмент ИЗО) в 2017 году вырос почти на треть по сравнению с 2016 годом и составил почти $9 млн.

На русском аукционном рынке (и опыт нашего АI Аукциона этому не противоречит) в сегменте ИЗО повышенным спросом по-прежнему пользуются шестидесятники и семидесятники («горком»). Интерес вызывает и качественная классика в диапазоне до 400 000 рублей. Самые активные покупки совершаются в ценовом диапазоне до 100 000 рублей. Ну, а верхней границей царства эмоциональных покупок («понравилось — купил») остается сумма 30 000 рублей.

Таблица 1. Показатели аукционного рынка русского искусства (ИЗО) до и после кризиса

Показатель / год 2013 2014 2015 2016 2017
Объем продаж на внутренних аукционах, млн долларов 21 14 4,6 7 8,7
Средняя доля проданных лотов на внутренних аукционах, % 39 41 35 44 38
Объем продаж русского искусства на мировых аукционах*, млн долларов 525 677 573 287 455
Средняя доля проданных русских лотов на мировых аукционах, % 52 48 48 52 47

* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Источник: artinvestment.ru

Самые дорогие картины 2017 года

Таблица 2. Топ-10 самых дорогих картин русских художников на мировых аукционах в 2017 году

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Кандинский, Василий Васильевич41 828 688Картина с белыми линиями
2Ротко, Марк32 375 000Шафран
3Шагал, Марк Захарович28 453 000Влюбленные
4Малевич, Казимир Северинович21 162 500Супрематическая композиция с плоскостью в проекциии
5Фешин, Николай Иванович4 874 682Портрет Надежды Сапожниковой
6Явленский, Алексей Георгиевич4 086 385Инфанта (Испанка)
7Дейнека, Александр Александрович3 820 123Герои первой пятилетки
8Гончарова, Наталия Сергеевна3 208 455Натюрморт с чайником и апельсинами
9Лемпицка, Тамара де3 012 500Портрет Кизетты
10Сталь, Николя де2 295 000Маяк (Антиб)

* Рейтинг составляется по правилу «один художник — одна картина», чтобы топ не состоял из нескольких картин одного автора.

Источник: artinvestment.ru

Самую дорогую русскую работу 2017 года в прессе сразу прозвали «Кандинский из Третьяковки». Известно, что эту картину в 1919 году купил Музей живописной культуры на Волхонке. После 1920 года картина была перевезена в Третьяковскую галерею. Примерно в 1974 году ее каким-то образом заполучил (купил или выменял) немецкий коллекционер Вильгельм Хак. Журнал «Шпигель» поделился предположением, что Хак предложил властям СССР письма Ленина, и ценнейший холст Кандинского стал частью сделки. Так или иначе, но в 2017 году «Картина с белыми линиями» установила аукционный рекорд для творчества Кандинского и обновила топ русских художников.

В отличие от уроженца Российской империи Марка Ротко. Для него 32 миллиона долларов далеко не персональный рекорд. Но в 2017 году сложилось только так. Роскошная, под два метра, пульсирующая цветом картина «Шафран» принадлежит к особо ценному периоду и способна украсить любой музей.

«Влюбленные» Марка Шагала — это одна из самых красивых работ художника, что когда-либо выставлялась на аукционных торгах. Так что никто не удивился, когда из-за нее пришлось не только править персональный рекорд (который держался с 1990 года), но и переписывать аукционный рейтинг для всего русского искусства. Вполне возможно, что «Влюбленных» купил русский коллекционер. Точной информации нет, но в финале торговались покупатели из России и из Азии.

Продажа супрематической живописи Малевича — всегда событие. На рынке его картины — редчайший штучный товар. В 2017 году выпал шанс. И может случиться так, что следующего подобного случая коллекционерам придется ждать годы, а то и десятки лет. «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции» происходит из легендарного собрания Николая Харджиева. Возможно, она участвовала в знаковой авангардистской выставке «0,10» 1915 года. Картина много раз выставлялась — в музеях Гуггенхайма, в Тейт Модерн и пр. И в части провенанса к ней вопросов нет — отсюда и цена.

Что объединяет все эти многомиллионные рекорды? Первое: все они были установлены для русских художников не национального, а международного значения. То есть для тех, за которыми охотятся коллекционеры всего мира, а не только наши. И второе: все эти рекорды были установлены не в России. На внутреннем же аукционном рынке самая дорогая ставка за картину в 2017 году составила без малого $290 000. Как говорится, почувствуйте разницу.

Таблица 3. Топ-10 самых дорогих работ шестидесятников на мировых аукционах в 2017 году

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Булатов, Эрик Владимирович517 055С новым годом
2Янкилевский, Владимир Борисович289 900Адам и Ева (Триптих №5)
3Кабаков, Илья Иосифович277 738Летая №12 (The Flying №12)
4Вейсберг, Владимир Григорьевич169 431Натюрморт с кубами и цилиндрами
5Целков, Олег Николаевич166 500Четырехглавая женщина и двое мужчин
6Брускин, Гриша150 210Лунный свет
7Васильев, Олег Владимирович100 140Свобода в ночном тумане
8Орлов, Борис Константинович98 566Воинство земное и воинство небесное
9Ситников, Василий Яковлевич91 575Кремль, укрытый снегом
10Пурыгин, Леонид Анатольевич86 970Рождение Венеры

Источник: artinvestment.ru

Таблица 4. Топ-10 самых дорогих работ актуального искусства

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Гурьянов, Георгий Константинович61 529Штурвал
2Дубосарский В.Е. | Виноградов А.А.32 795Лето (Диптих)
3Пепперштейн, Павел Викторович32 795Умирающий бандит (The Dying Gangster)
4Новиков, Тимур Петрович29 036Путешествие Одиссея
5Логутов, Владимир23 192Без названия
6Захаров, Вадим Арисович22 991Без названия
7Цой, Виктор Робертович21 255Убийство
8Зигура, Егор20 000Пробуждающийся колосс
9Савченков, Инал19 713Ночной охотник
10Деяк, Михаил Михайлович18 531Вода

Источник: artinvestment.ru

События 2017 года со знаком плюс

1. 22 марта 2017 года был утвержден Национальный стандарт «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» (ГОСТ Р 57424-2017). В нем впервые записаны требования к экспертному заключению и указан набор данных, которые необходимо туда вносить. Стандарт не обязателен к применению. Кто хочет — может оформлять заключения по своей форме. Но кто хочет получить бумагу по ГОСТУ, знает к чему апеллировать. Важной особенностью «ГОСТа на экспертизу искусства» стала обязанность исполнителя письменно информировать заказчика о наличии либо отсутствии договора страхования профессиональной ответственности эксперта, который будет осуществлять экспертизу объекта. Предполагается, что в будущем это станет стимулом страховать деятельность экспертов.

2. Все основные участники рынка пережили этот год. Плюс появились новые аукционы и другие формы организации торговли. Если в прошлом году и еще раньше аукционы закрывались или замораживали деятельность до лучших времен, то в этом году, наоборот, появлялись новые игроки — например, «Аукционный дом № 1», «Аукционный дом Егоровых». Ярмарочный формат продолжает пробовать «Слет коллекционеров». То есть на рынке появляются новые очаги арт-жизни, что точно со знаком плюс.

3. Уходящий год продемонстрировал не спадающий, высокий интерес к выставкам искусства. Толпы зрителей шли на Рафаэля в Пушкинский, на «Оттепель» в ГТГ и другие блокбастеры. Власти еще не опубликовали данные о посещаемости в 2017-м году, но не удивлюсь, если рекорд прошлого года (123 миллиона посетителей) будет побит. Увы, этот интерес в обществе к музеям и выставкам не имеет высокой корреляции с активностью людей на русском рынке искусства: «Любить живопись — это не значит желать ее покупать». Тем не менее есть надежда, что однажды количество перейдет в качество и часть нового поколения зрителей конвертируется в покупателей.

События 2017 года со знаком минус

1. В 2017 году Госдума дважды упустила возможность упростить нашему национальному арт-бизнесу торговлю неантикварным искусством. В уходящем году опять не удалось внести изменения в закон 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Поправки, разработанные депутатами Андреем Макаровым и Ольгой Казаковой, были призваны упростить межграничные операции с произведениями искусства младше 50 лет. В частности, был шанс устранить существующий маразм с получением разрешения на вывоз для работ современных художников. Которые и без того не шикуют в условиях угнетенного арт-рынка. Большинство действующих ограничений — наследие времен не дадим распродать и разбазарить национальное культурное достояние. Как выяснилось, на людей, далеких от арт-рынка, до сих пор хорошо действуют небылицы про неких алчных инвесторов (наверняка еще и американцев), которые скупят по дешевке русских художников и вывезут за рубеж. Объяснения, что все давно уже не так, на чиновников и депутатов не действуют. Или действуют, но им проще жить по шаблонам. Если все запрещаешь — значит, молодец, патриот. Никто из соратников не упрекнет. А если думаешь о выгоде художников и о бизнесе — значит, либерал, лоббист, а скорее всего, и вовсе коррупционер. Ладно. Подведем итог. В 2017 году законодательство, фактически запретительное для экспорта произведений искусства, не улучшилось. Иностранные покупатели по-прежнему быстро теряют интерес русским картинам, как только узнают о процедуре вывоза. Связанные же с этим экономические потери русских художников, галерей и аукционов государство не волнуют. В итоге, впереди — как минимум еще один год упущенных экспортных возможностей. И кто бы их считал.

2. В декабре 2017 года было официально объявлено, что помещения ЦДХ будут переданы Третьяковской галерее. Это последствия судебного решения о ликвидации Международной конфедерации Союзов художников, правопреемницы Союза художников СССР. Оно состоялось в сентябре 2017 года. При этом была надежда, что процесс ликвидации затянется на годы и еще не факт, что здание передадут именно Новой Третьяковке. Но в декабре появились сигналы, что ситуация будет развиваться более стремительно: министр культуры Владимир Мединский доложил в Думе, что ЦДХ, «который в свое время был незаконно приватизирован», отойдет Третьяковской Галерее, и комплекс на Крымском Валу, 10, станет крупнейшей выставочной площадкой в стране. Для русского рынка искусства эта передача будет иметь колоссальные негативные последствия. Художники лишатся бюджетной выставочной площадки с «самотеком» посетителей, галереи-арендаторы — удобного для клиентов торгового места, и все мы вместе — Антикварного Салона, который проходил в ЦДХ больше 20 лет. Полноценной альтернативы этой площадке пока не предложено. Да скорее всего, уже и не будет.

3. В конце 2017 года принят закон, предусматривающий передачу данных о проданных произведениях организации, представляющей интересы художника, для выплаты ему вознаграждения (примерно 5 % от стоимости перепроданной картины). Называется он Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Он требует предоставления копии бухгалтерских документов, а также, судя по всему, раскрытия информации о продавцах в интересах посторонней организации по управлению правами на коллективной основе. Поскольку клиенты — это ключевая ценность арт-бизнеса (да и любого бизнеса вообще), то никто в здравом уме этого делать не захочет. То есть кроме дополнительной финансовой нагрузки на бизнес (а значит, и на покупателей искусства), работа в условиях нового закона потребует от галерей, аукционов и ИП существенной перестройки сложившихся бизнес-процессов, чтобы исполнить № 381-ФЗ, но не войти в противоречие с требованиями закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Новые расходы (на администрирование, юристов, делопроизводство и пр.) означают, что сделки по продаже искусства снова станут дороже и запутаннее. А следовательно, покупать картины станут еще меньше, чем сейчас. Надо ли говорить, что художникам от этой ситуации тоже лучше не станет.

Что получается на круг? Если все пойдет так, как задумано властями (Думой, Минкультом и другими структурами, хорошо знающими положение в стране), то в следующем году арт-бизнесу придется работать в еще более сложных условиях — без раскрученных ярмарок в привычном ЦДХ, без внешних рынков, да еще и с новыми рисками в бизнес-процессах из-за юридической неопределенности вокруг выплат по авторскому праву (праву следования). Сделано все как нарочно: чтобы «торгаши» думали не о блокчейне и не о планах по цифровой экономике, а только о том, как выживать и подстраиваться под меняющиеся правила игры. Зачем государству приспичило усложнять жизнь участникам национального рынка искусства — мне непонятно. Скажете, дело в деньгах и речь об очередной «кормушке»? Что тут говорить, не обсуждается. Вот только по потенциальным последствиям все это больше похоже на саботаж и экономическую диверсию. Ну, какие деньги можно собрать на разрухе? Тем не менее кто-то (назовем их так) сильно старается, чтобы уходящий 2017-й мы не расценивали как год упущенных возможностей, а просто вспоминали как последний относительно спокойный. Ладно, чего сейчас нагнетать. Поживем — увидим. В конце концов, где наша не пропадала.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2017.html
https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2017.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх