Рынок русского искусства — 2017. Итоги и статистика
ARTinvestment.RU   21 декабря 2017

Обороты аукционного рынка русского искусства в России и за рубежом, показатели покупательской активности, основные тенденции, достижения и провалы уходящего года. Куда мы движемся?

Состояние русского рынка искусства в 2017 году

Забегая вперед, скажу, что цифры статистики, приводимые ниже, в целом подтверждают наше субъективное ощущение: 2017 год точно не стал для рынка русского искусства годом выхода из кризиса. Личная экономическая ситуация у большинства старых покупателей русского искусства не улучшилась. По крайней мере не стала лучше настолько, чтобы они вернулись к активным приобретениям. И даже приток новых коллекционеров (а они появляются) не смог компенсировать общего падения покупательской активности.

С другой стороны, сильно хуже тоже не стало. Все было примерно так же, как в прошлом году. И по цифрам, и по тенденциям. Объем продаж на аукционах внутри России (живопись, графика, скульптура — сегмент ИЗО) в 2017 году вырос почти на треть по сравнению с 2016 годом и составил почти $9 млн.

На русском аукционном рынке (и опыт нашего АI Аукциона этому не противоречит) в сегменте ИЗО повышенным спросом по-прежнему пользуются шестидесятники и семидесятники («горком»). Интерес вызывает и качественная классика в диапазоне до 400 000 рублей. Самые активные покупки совершаются в ценовом диапазоне до 100 000 рублей. Ну, а верхней границей царства эмоциональных покупок («понравилось — купил») остается сумма 30 000 рублей.

Таблица 1. Показатели аукционного рынка русского искусства (ИЗО) до и после кризиса

Показатель / год 2013 2014 2015 2016 2017
Объем продаж на внутренних аукционах, млн долларов 21 14 4,6 7 8,7
Средняя доля проданных лотов на внутренних аукционах, % 39 41 35 44 38
Объем продаж русского искусства на мировых аукционах*, млн долларов 525 677 573 287 455
Средняя доля проданных русских лотов на мировых аукционах, % 52 48 48 52 47

* В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.

Источник: artinvestment.ru

Самые дорогие картины 2017 года

Таблица 2. Топ-10 самых дорогих картин русских художников на мировых аукционах в 2017 году

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Кандинский, Василий Васильевич41 828 688Картина с белыми линиями
2Ротко, Марк32 375 000Шафран
3Шагал, Марк Захарович28 453 000Влюбленные
4Малевич, Казимир Северинович21 162 500Супрематическая композиция с плоскостью в проекциии
5Фешин, Николай Иванович4 874 682Портрет Надежды Сапожниковой
6Явленский, Алексей Георгиевич4 086 385Инфанта (Испанка)
7Дейнека, Александр Александрович3 820 123Герои первой пятилетки
8Гончарова, Наталия Сергеевна3 208 455Натюрморт с чайником и апельсинами
9Лемпицка, Тамара де3 012 500Портрет Кизетты
10Сталь, Николя де2 295 000Маяк (Антиб)

* Рейтинг составляется по правилу «один художник — одна картина», чтобы топ не состоял из нескольких картин одного автора.

Источник: artinvestment.ru

Самую дорогую русскую работу 2017 года в прессе сразу прозвали «Кандинский из Третьяковки». Известно, что эту картину в 1919 году купил Музей живописной культуры на Волхонке. После 1920 года картина была перевезена в Третьяковскую галерею. Примерно в 1974 году ее каким-то образом заполучил (купил или выменял) немецкий коллекционер Вильгельм Хак. Журнал «Шпигель» поделился предположением, что Хак предложил властям СССР письма Ленина, и ценнейший холст Кандинского стал частью сделки. Так или иначе, но в 2017 году «Картина с белыми линиями» установила аукционный рекорд для творчества Кандинского и обновила топ русских художников.

В отличие от уроженца Российской империи Марка Ротко. Для него 32 миллиона долларов далеко не персональный рекорд. Но в 2017 году сложилось только так. Роскошная, под два метра, пульсирующая цветом картина «Шафран» принадлежит к особо ценному периоду и способна украсить любой музей.

«Влюбленные» Марка Шагала — это одна из самых красивых работ художника, что когда-либо выставлялась на аукционных торгах. Так что никто не удивился, когда из-за нее пришлось не только править персональный рекорд (который держался с 1990 года), но и переписывать аукционный рейтинг для всего русского искусства. Вполне возможно, что «Влюбленных» купил русский коллекционер. Точной информации нет, но в финале торговались покупатели из России и из Азии.

Продажа супрематической живописи Малевича — всегда событие. На рынке его картины — редчайший штучный товар. В 2017 году выпал шанс. И может случиться так, что следующего подобного случая коллекционерам придется ждать годы, а то и десятки лет. «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции» происходит из легендарного собрания Николая Харджиева. Возможно, она участвовала в знаковой авангардистской выставке «0,10» 1915 года. Картина много раз выставлялась — в музеях Гуггенхайма, в Тейт Модерн и пр. И в части провенанса к ней вопросов нет — отсюда и цена.

Что объединяет все эти многомиллионные рекорды? Первое: все они были установлены для русских художников не национального, а международного значения. То есть для тех, за которыми охотятся коллекционеры всего мира, а не только наши. И второе: все эти рекорды были установлены не в России. На внутреннем же аукционном рынке самая дорогая ставка за картину в 2017 году составила без малого $290 000. Как говорится, почувствуйте разницу.

Таблица 3. Топ-10 самых дорогих работ шестидесятников на мировых аукционах в 2017 году

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Булатов, Эрик Владимирович517 055С новым годом
2Янкилевский, Владимир Борисович289 900Адам и Ева (Триптих №5)
3Кабаков, Илья Иосифович277 738Летая №12 (The Flying №12)
4Вейсберг, Владимир Григорьевич169 431Натюрморт с кубами и цилиндрами
5Целков, Олег Николаевич166 500Четырехглавая женщина и двое мужчин
6Брускин, Гриша150 210Лунный свет
7Васильев, Олег Владимирович100 140Свобода в ночном тумане
8Орлов, Борис Константинович98 566Воинство земное и воинство небесное
9Ситников, Василий Яковлевич91 575Кремль, укрытый снегом
10Пурыгин, Леонид Анатольевич86 970Рождение Венеры

Источник: artinvestment.ru

Таблица 4. Топ-10 самых дорогих работ актуального искусства

МестоХудожникЦена, $Название работы
1Гурьянов, Георгий Константинович61 529Штурвал
2Пепперштейн, Павел Викторович32 795Умирающий бандит (The Dying Gangster)
3Виноградов А.А.| Дубосарский В.Е. 32 795Лето (Диптих)
4Новиков, Тимур Петрович29 036Путешествие Одиссея
5Логутов, Владимир23 192Без названия
6Захаров, Вадим Арисович22 991Без названия
7Цой, Виктор Робертович21 255Убийство
8Зигура, Егор20 000Пробуждающийся колосс
9Савченков, Инал19 713Ночной охотник
10Деяк, Михаил Михайлович18 531Вода

Источник: artinvestment.ru

События 2017 года со знаком плюс

1. 22 марта 2017 года был утвержден Национальный стандарт «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» (ГОСТ Р 57424-2017). В нем впервые записаны требования к экспертному заключению и указан набор данных, которые необходимо туда вносить. Стандарт не обязателен к применению. Кто хочет — может оформлять заключения по своей форме. Но кто хочет получить бумагу по ГОСТУ, знает к чему апеллировать. Важной особенностью «ГОСТа на экспертизу искусства» стала обязанность исполнителя письменно информировать заказчика о наличии либо отсутствии договора страхования профессиональной ответственности эксперта, который будет осуществлять экспертизу объекта. Предполагается, что в будущем это станет стимулом страховать деятельность экспертов.

2. Все основные участники рынка пережили этот год. Плюс появились новые аукционы и другие формы организации торговли. Если в прошлом году и еще раньше аукционы закрывались или замораживали деятельность до лучших времен, то в этом году, наоборот, появлялись новые игроки — например, «Аукционный дом № 1», «Аукционный дом Егоровых». Ярмарочный формат продолжает пробовать «Слет коллекционеров». То есть на рынке появляются новые очаги арт-жизни, что точно со знаком плюс.

3. Уходящий год продемонстрировал не спадающий, высокий интерес к выставкам искусства. Толпы зрителей шли на Рафаэля в Пушкинский, на «Оттепель» в ГТГ и другие блокбастеры. Власти еще не опубликовали данные о посещаемости в 2017-м году, но не удивлюсь, если рекорд прошлого года (123 миллиона посетителей) будет побит. Увы, этот интерес в обществе к музеям и выставкам не имеет высокой корреляции с активностью людей на русском рынке искусства: «Любить живопись — это не значит желать ее покупать». Тем не менее есть надежда, что однажды количество перейдет в качество и часть нового поколения зрителей конвертируется в покупателей.

События 2017 года со знаком минус

1. В 2017 году Госдума дважды упустила возможность упростить нашему национальному арт-бизнесу торговлю неантикварным искусством. В уходящем году опять не удалось внести изменения в закон 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Поправки, разработанные депутатами Андреем Макаровым и Ольгой Казаковой, были призваны упростить межграничные операции с произведениями искусства младше 50 лет. В частности, был шанс устранить существующий маразм с получением разрешения на вывоз для работ современных художников. Которые и без того не шикуют в условиях угнетенного арт-рынка. Большинство действующих ограничений — наследие времен не дадим распродать и разбазарить национальное культурное достояние. Как выяснилось, на людей, далеких от арт-рынка, до сих пор хорошо действуют небылицы про неких алчных инвесторов (наверняка еще и американцев), которые скупят по дешевке русских художников и вывезут за рубеж. Объяснения, что все давно уже не так, на чиновников и депутатов не действуют. Или действуют, но им проще жить по шаблонам. Если все запрещаешь — значит, молодец, патриот. Никто из соратников не упрекнет. А если думаешь о выгоде художников и о бизнесе — значит, либерал, лоббист, а скорее всего, и вовсе коррупционер. Ладно. Подведем итог. В 2017 году законодательство, фактически запретительное для экспорта произведений искусства, не улучшилось. Иностранные покупатели по-прежнему быстро теряют интерес русским картинам, как только узнают о процедуре вывоза. Связанные же с этим экономические потери русских художников, галерей и аукционов государство не волнуют. В итоге, впереди — как минимум еще один год упущенных экспортных возможностей. И кто бы их считал.

2. В декабре 2017 года было официально объявлено, что помещения ЦДХ будут переданы Третьяковской галерее. Это последствия судебного решения о ликвидации Международной конфедерации Союзов художников, правопреемницы Союза художников СССР. Оно состоялось в сентябре 2017 года. При этом была надежда, что процесс ликвидации затянется на годы и еще не факт, что здание передадут именно Новой Третьяковке. Но в декабре появились сигналы, что ситуация будет развиваться более стремительно: министр культуры Владимир Мединский доложил в Думе, что ЦДХ, «который в свое время был незаконно приватизирован», отойдет Третьяковской Галерее, и комплекс на Крымском Валу, 10, станет крупнейшей выставочной площадкой в стране. Для русского рынка искусства эта передача будет иметь колоссальные негативные последствия. Художники лишатся бюджетной выставочной площадки с «самотеком» посетителей, галереи-арендаторы — удобного для клиентов торгового места, и все мы вместе — Антикварного Салона, который проходил в ЦДХ больше 20 лет. Полноценной альтернативы этой площадке пока не предложено. Да скорее всего, уже и не будет.

3. В конце 2017 года принят закон, предусматривающий передачу данных о проданных произведениях организации, представляющей интересы художника, для выплаты ему вознаграждения (примерно 5 % от стоимости перепроданной картины). Называется он Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Он требует предоставления копии бухгалтерских документов, а также, судя по всему, раскрытия информации о продавцах в интересах посторонней организации по управлению правами на коллективной основе. Поскольку клиенты — это ключевая ценность арт-бизнеса (да и любого бизнеса вообще), то никто в здравом уме этого делать не захочет. То есть кроме дополнительной финансовой нагрузки на бизнес (а значит, и на покупателей искусства), работа в условиях нового закона потребует от галерей, аукционов и ИП существенной перестройки сложившихся бизнес-процессов, чтобы исполнить № 381-ФЗ, но не войти в противоречие с требованиями закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Новые расходы (на администрирование, юристов, делопроизводство и пр.) означают, что сделки по продаже искусства снова станут дороже и запутаннее. А следовательно, покупать картины станут еще меньше, чем сейчас. Надо ли говорить, что художникам от этой ситуации тоже лучше не станет.

Что получается на круг? Если все пойдет так, как задумано властями (Думой, Минкультом и другими структурами, хорошо знающими положение в стране), то в следующем году арт-бизнесу придется работать в еще более сложных условиях — без раскрученных ярмарок в привычном ЦДХ, без внешних рынков, да еще и с новыми рисками в бизнес-процессах из-за юридической неопределенности вокруг выплат по авторскому праву (праву следования). Сделано все как нарочно: чтобы «торгаши» думали не о блокчейне и не о планах по цифровой экономике, а только о том, как выживать и подстраиваться под меняющиеся правила игры. Зачем государству приспичило усложнять жизнь участникам национального рынка искусства — мне непонятно. Скажете, дело в деньгах и речь об очередной «кормушке»? Что тут говорить, не обсуждается. Вот только по потенциальным последствиям все это больше похоже на саботаж и экономическую диверсию. Ну, какие деньги можно собрать на разрухе? Тем не менее кто-то (назовем их так) сильно старается, чтобы уходящий 2017-й мы не расценивали как год упущенных возможностей, а просто вспоминали как последний относительно спокойный. Ладно, чего сейчас нагнетать. Поживем — увидим. В конце концов, где наша не пропадала.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/russian-art-market-reports/2017.html
https://artinvestment.ru/en/russian-art-market-reports/2017.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх